Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ВСН 013-88
Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты

ВСН 013-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты

 

ВСН 013-88

 

 

 

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Строительство магистральных и промысловых

трубопроводов в условиях вечной мерзлоты

 

 

Дата введения 1989-01-01

 

 

РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫВсесоюзным научно-исследовательским институтом по  строительству магистральныхтрубопроводов (ВНИИСТ) Миннефтегазстроя

 

Исполнители:И.Д.Красулин - канд. техн. наук;

 

Р.Д.Габелая - канд.техн. наук;

 

Р.С.Гаспарянц - канд.техн. наук;

 

М.Ю.Митрохин - канд.техн. наук;

 

В.П.Грошевский - канд.техн. наук;

 

Т.Я.Талызина -канд.экон.наук;

 

Л.Н.Головцова;

 

М.В.Машков;

 

И.А.Борисенков - канд.техн. наук;

 

Н.Т.Виленская;

 

Х.К.Мухаметдинов;

 

В.Е.Поляков - канд.техн. наук;

 

Р.М.Хафизoв -  канд.техн. наук;

 

Е.Л.Семин - канд. техн.наук;

 

Л.П.Семенов -канд.техн.наук;

 

А.В.Благовещенский - канд .техн. наук;

  

С.О.Баталина;

 

В.Б. Ковалевский - канд.техн. наук;

 

В.П.Притула - канд.техн. наук;

 

В.Н.Сатаров;

 

Я. Г.Али-Заде - канд.техн. наук.

 

ВНЕСЕНЫ отделом технологиистроительства.

 

ПОДГОТОВЛЕНЫ КУТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Миннефтегазстроя - В.А.Шукаевым  - эам. начальника.    

 

УТВЕРЖДЕНЫ приказомМиннефтегазстроя № 332 от 1 декабря 1988 г.

 

СОГЛАСОВАНЫ:

 

Госстрой  № А4-4129-8 от22 ноября 1988 года

 

Мингазпром      №03-02/1445 от 28 октября 1988 года

 

Миннефтепром    №9-4-176/1699 от 1 ноября 1988 года

 

Госгазнадзор    №11-5-2/282 от 28 октября 1988 года   

 

 

С введением в действиеВедомственных строительных норм "Строительство магистральных и промысловыхтрубопроводов в условиях вечной мерзлоты" утрачивают силу: "Временнаяинструкция по закреплению трубопроводов  в условиях вечномерзлых грунтоввмораживаемыми дисковыми анкерными устройствами".

 

; "Закреплениетрубопроводов вмораживаемыми стержневыми анкерами на вечномерзлых грунтах  (дляопытно- промышленных участков)"  .

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

1.1. НастоящиеВедомственные нормы (ВСН) распространяются на сооружение в условиях вечноймерзлоты магистральных стальных трубопроводов в соответствии с п.1.1 СНиПIII-42-80, а также промысловых стальных трубопроводов в соответствии с пп.1.1 и1.2 "Строительство промысловых стальных трубопроводов. Технология иорганизация"  .

 

 

1.2. Требованиянастоящих ВСН не распространяются на сооружение подводных трубопроводов,выполняемых с применением специальных подводно-технических средств, а также навнутриплощадочные трубопроводы газовых и нефтяных месторождений, сооружениекоторых должно осуществляться в соответствии с действующими нормами.

 

1.3. При выполнениивзрывных работ следует руководствоваться "Едиными правилами безопасностипри взрывных работах", утвержденными Госгортехнадзором СССР.

 

1.4. Требования ктехнологическим процессам сварки, сооружения подводных переходов, очистки полостии испытания, а также контроля качества регламентируются в следующих ВСН:"Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка"  ;"Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контролькачества и приемка работ"  ;   "Строительствомагистральных и промысловых  трубопроводов. Очистка полости и испытание" ; "Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы"  .    

 

1.5. Ширина полосыотвода земель на период строительства магистральных и промысловых трубопроводовопределяется проектом в соответствии с требованиями СН 452-73,  специфики ихсооружения и способов прокладки, необходимости проведения мероприятий по защитеот снегозаноса.

 

1.6. Сооружениетрубопроводов, прокладываемых на вечномерзлых грунтах, должно осуществляться восновном в зимнее время с использованием грунтов в качестве оснований всоответствии со СНиП II-18-76 по I принципу. При этом в летний период припотере несущей способности деятельного слоя грунта выполняются внетрассовыеработы:

 

транспортировка труб,грузов и оборудования водным путем на временные пионерные базы;

 

заготовка грунта врезервах для отсыпки насыпей под поверхностные опоры;

 

сварка и изоляция труб всекции на стационарных базах;

 

изготовление и изоляциягнутых отводов и кривых вставок;

 

сборка, изоляция ииспытания укрупненных линейных крановых узлов, узлов подключения КС и другихконструкций;

 

ремонт и подготовкастроительной техники и автотранспорта к работе в зимних условиях.

 

В зимний период припромерзании деятельного слоя осуществляются линейные трассовые работы:

 

расчистка и планировкастроительной полосы;

 

сооружение зимников;

 

развозка секций труб,материалов и оборудования вдоль трассы;

 

бурение скважин подустановку свай;

 

установка свайных иустройство поверхностных опор;

 

земляные работы;

 

сварочно-монтажныеработы на трассе, трассовая изоляция стыков труб, изоляция, укладка изакрепление трубопровода в проектном положении, теплоизоляция трубопровода,очистка полости и испытание.

 

1.7. В летний период припотере несущей способности деятельного слоя грунта и его использования всоответствии со СНиП II-18-76 по II принципу выполнение линейных трассовыхработ допускается только  c применением  специальных технологий и техники,обоснованных технико-экономическим расчетом и отвечающих требованиям охраныокружающей среды.

 

 

2. ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕРАБОТЫ

 

 

2.1, Транспортные,погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с требованиями разд. 5СНиП III-42-80.

 

2.2. На участкахтранспортировки грузов со спусками и подъемами 10-20° необходимо применятьдежурные гусеничные тракторы, с помощью которых транспортные средствапреодолевают эти участки.

 

2.3. При эксплуатациитранспортных средств в зимний период для повышения тягово-сцепных свойствдопускается применять шины с шипами противоскольжения, разработанные в отрасли.

 

2.4. Трубы (секции)малых диаметров (32-325 мм) следует перевозить пакетами или в контейнерах всоответствии с государственными стандартами и технологическими условиями натрубы.

 

2.5. Складирование трубосуществляют на подготовленных площадках, на которых должны быть предусмотреныводоотводы от поверхностного стока. При укладке в штабеля трубы располагают впоперечном направлении к проезжей части склада. Внутренняя полость трубных секцийдолжна быть защищена от попадания снега с помощью инвентарных заглушек.

 

2.6. Транспортировкатеплоизолированных трубных секций с целью исключения повреждения тепловойизоляции должна осуществляться в специальных кассетах, исключающих ихпродольное и поперечное перемещения, а также деформации тепловой изоляции вместах опирания.

 

 

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

 

3.1. Дополнительно кработам, изложенным в разд. 2 СНиП 3.01.01-85 и разд. 2 СНиП III-42-80,врайонах распространения вечномерзлых грунтов проводятся следующие работы:геодезические разбивочные с восстановлением и закреплением оси зимнейтехнологической дороги; разбивка и закрепление размещения карьеров, находящихсяза пределами строительной полосы; заготовка и осушение грунта в карьерах;укрупнение и повышение технологической готовности конструкций и материалов;промораживание или осушение заболоченных и переувлажненных плохозамерзающихучастков, подготовка оснований под насыпи; сооружение зимних технологическихдорог.

 

3.2. Временные реперы навечномерзлых грунтах при проведении геодезических разбивочных работустраиваются в виде забуренных в мерзлоту металлических трубок или стержней.Глубина заложения и конструкция временных реперов на пучинистых грунтах должнаобеспечивать отсутствие их вертикальных  перемещений при процессах пучения.

 

3.3. Перед началомстроительных работ необходимо: a) провести обследование трассы визуальнымосмотром в натуре, инструментальными замерами для уточнения характера местностии мерзлотно-грунтово-геологических критериев (в частности, группы грунтов, типаи протяженности болот и заболоченных участков, протяженности участков сльдонасыщенными грунтами, наличия ледяных линз и погребенных льдов): б)определитъ возможность применения местных грунтов для сооружения дорог, подсыпкитраншей и присыпки трубопроводов, глубину оттаивания грунтов, залесенность,глубину и ширину зеркала воды на переходах.

 

Результаты обследованиянеобходимо сравнить с проектными данными, и если отклонения существенные, тонеобходимо скорректировать объемы работ и технологические решения, заложенные впроектах организации и производства работ, и при необходимости разработатьдополнительные мероприятия по выполнению неучтенных видов строительно-монтажныхработ.

 

3.4. Заготовку иосушение грунта для производства работ в зимний период производятпреимущественно в карьерах в летний период послойной разработкой иформированием буртов.

 

3.5. На лесных участкахтрассы должны быть проведены работы по вырубке леса. Расчистку полосыстроительства от леса и кустарника осуществляют с сохранением корневой системы,за исключением зоны расположения траншеи под трубопровод.

 

3.6. Планировку полосыотвода для прохода строительной техники следует осуществлять в основном за счетустройства грунтовых насыпей из привозного грунта. Планировка микрорельефа сосрезкой неровностей допускается только по полосе будущей траншеи; на остальнойчасти полосы отвода планировка микрорельефа осуществляется за счет формированияуплотненного снежного покрова. Уплотнение насыпного грунта следует выполнятьпослойно путем многократных проходов колесных или гусеничных транспортныхсредств.

 

3.7. Защиту строительнойполосы от снежных заносов, расчистку или задержание снега осуществляют всоответствии с требованиями проекта производства работ на основании данных орозе ветров и объемах снегопереноса.

 

Для расчистки снегамогут быть использованы шнекороторные снегоочистные машины, бульдозеры,путепрокладчики типа БАТ, прицепные снегоочистительные угольники.

 

3.8. Промораживаниеплохо замерзающих участков трассы осуществляют проминкой мохорастительногопокрова гусеничной техникой с давлением на грунт не более 0,25 кгс/см  и удалениемоседающего на полосе отвода снежного покрова. При этом убираемый снегнеобходимо разравнивать. Снежные отвалы высотой более 1 м рекомендуетсяосуществлять с откосами 1:6.

 

3.9. Устройствовременных дорог на вечномерзлых грунтах следует проводить без снятиямохорастительного покрова.

 

Зимние снеголедовыедороги в зависимости от их расположения на местности и величины снегопереносасооружают в нулевых отметках или насыпях.

 

3.10. При строительствезимних технологических дорог в нулевых отметках следует преимущественноограничиваться промораживанием поверхности грунта с последующим уплотнениемснежного покрова до плотности не ниже 0,6 г/м.

 

Ширину проезжей частитехнологических дорог определяют проектом с учетом технико-экономическогообоснования и местных условий (розы ветров, снегопереноса, рельефа местности,направления прокладки и поперечного профиля дороги),  наличия строительных идорожных машин, комплекса выполняемых снегозащитных мероприятий.

 

3.11. Сооружение зимнихснеголедовых дорог в насыпи из снега производится в условиях повышенногоснегопереноса  (более 600 м/м ). Крутизна откосов должнасоставлять 1:6.

 

3.12. На залесенныхучастках трассы при наличии лесопорубочных материалов необходимо сооружатьзимние технологические дороги продленного срока эксплуатации с устройствомтеплоизолирующего слоя из лесопорубочных остатков (древесные опилки, щепа,ветки деревьев и тонкомерная древесина).  Слой укладывают на промороженноеестественное основание зимней дороги толщиной 0,15-0,20 м, затем производятотсыпку на этот слой снегольда или смеси снегольда с добавками мохового очеса,древесных опилок или щепы. Толщина снегольда или смеси снегольда с опилкамидолжна быть не менее 0,3-0,4 м (при плотности не менее 0,7 г/см в верхнихслоях и не менее 0,5 г/см   в нижних слоях покрытия).

 

3.13. При строительствеи эксплуатации ледовых переправ через реки, ручьи, озера несущая способностьльда определяется в соответствии с "Инструкцией по проектированию,строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяномпокрове в условиях Сибири и северо-востока СССР" .

 

При толщине льда меньшеминимально допустимой усиление переправы проводится армированием илинамораживанием. Толщина намороженного слоя льда не должна превышать 40% оттолщины естественного слоя.    

 

 

4. МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

 

 

4.1. Для обеспеченияодновременного производства буровзрывных и сварочно-монтажных работ, подвозагрунта для устройства мягкого основания дна траншеи и выполнения paбoт поочистке траншеи от снега монтаж нитки трубопровода допускается на расстоянии10-12 м от бровки траншеи, но в пределах полосы отвода.

 

4.2. Монтаж ниткитрубопровода на снежных или грунтовых  опорах должен  осуществляться собязательным применением страховочных опор, устанавливаемых под монтируемымстыком.

 

4.3. Монтаж ригелей иопорных элементов надземного трубопровода должен выполняться после оформленияакта приемки свайных опор, которым подтверждается их соответствие проекту.

 

4.4. Монтаж надземныхтрубопроводов диаметром 530 мм и более разрешается производить из трехтрубныхсекций, свариваемых в базовых условиях. Надземные трубопроводы диаметром менее530 мм из-за их повышенной гибкости следует монтировать из отдельных труб илидвухтрубных секций.

 

4.5. В местах монтажакомпенсаторов надземных трубопроводов необходимо оставлять технологическиеразрывы. Сварочные работы при монтаже компенсаторов должны выполняться с применениемнаружных центраторов.

 

4.6. Сварку замыкающихстыков следует производить при температуре окружающего воздуха,регламентированной в проектной документации.

 

Замыкающий шов запрещеновыполнять на трубах с различной толщиной стенки, а также в составекомпенсатора.

 

4.7. После завершениямонтажа трубопровода на опорах выполняется подводка ригелей под трубопровод сзаданным усилием, величина которого указывается в рабочих чертежах.

 

4.8. Монтажтрубопроводов диаметром до 89 мм (метанолопроводы, ингибиторопроводы и т.д.)осуществляют с одновременным протягиванием нитки трубопровода вдоль опор, послечего осуществляется укладка ее на опоры.    

 

 

5. ОЧИСТКА И ЗАЩИТА ПОЛОСТИ ТРУБ ОТ СНЕГАИ НАЛЕДИ

 

 

5.1. Очистка полоститруб от снега и наледи, как правило, должна производиться на трубосварочнойбазе до сварки одиночных труб в секции. Очистка может осуществляться либомеханическим способом, либо с применением импульсного или тепловоговоздействия.

 

5.2. Полость секций трубпосле их сварки на трубосварочной базе защищается установкой инвентарныхвнутритрубных заглушек. Инвентарными внутритрубными заглушками защищаются такжеполости укрупненных трубных блоков и крановых узлов.

 

5.3. Секции труб вывозятна трассу с установленными внутритрубными заглушками. Снимают заглушкинепосредственно перед установкой секций труб на штангу центратора или сварочноймашины. Допускается вынимать заглушки перед вывозкой секций труб. В этом случаераскладку секций труб осуществляют встык с установкой между ними прокладки, обеспечивающихсохранность торцов, а также выполняют мероприятия, обеспечивающие защитуполости от снегозаноса.

 

5.4. После окончаниясварочно-монтажных работ в свободный конец монтируемого трубопроводаустанавливают инвентарную внутритрубную заглушку для предохранения от попаданияснега в период между рабочими сменами.

 

5.5. Снятые на трассепри монтаже трубопровода заглушки собирают и вывозят на трубосварочную базу.

 

 

6. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

 

 

6.1. Земляные работы пристроительстве магистральных и промысловых трубопроводов следует выполнять всоответствии с разд. 3  СНиП III-42-80 и настоящим разделом.

 

6.2. Предварительноерыхление грунта необходимо осуществлять одноковшовыми экскаваторами приразработке грунта под траншею в зимний период.

 

6.3. Предварительное рыхлениегрунта, как правило, должно осуществляться буровзрывным или щелевзрывнымспособом.  При глубине разработки грунта менее 1,3 м и его прочности до 300ударов по плотномеру ДорНИИ допускается механическое рыхление грунтабульдозерами-рыхлителями.

 

6.4. Определениенаиболее целесообразных параметров взрыва  для каждых конкретных условийрыхления  вечномерзлого грунта осуществляется пробным взрыванием. Основныерасчетные параметры взрыва для рыхления вечномерзлых грунтов, подлежащиеуточнению опытным взрыванием, приведены в табл. 1.

 

6.5. Разработка траншейв зимний период землеройной техникой непрерывного действия осуществляется безпредварительного рыхления грунта. Если разработка траншеи требуемого профиля заодин проход невозможна, рекомендуется применять дифференцированный способ рытьяроторными экскаваторами с различной шириной рабочих органов.

 

 

 


 

Таблица 1

 

Группа

грунтов

 

Мощность

мерзлого

слоя,м

 

Глубина

шпура

(скважина), м

 

Расчетная

линия сопротивления,

м

 

Расстояние

между шпурами (скважинами)

в ряду, м

 

Расстояние

между рядами шпуров

(скважина), м

 

Удельный

расход, ВВ, кг/м

 

Массса заряда

ВВ, кг

 

Раститель-

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

 

0,22

 

ные и песча-

 

0,75

 

0,7

 

0,7

 

0,75

 

0,75

 

 

 

0,34

 

ные

 

1,0

 

0,95

 

0,95

 

1,0

 

1,0

 

0,5

 

0,5

 

 

 

1,5

 

1,3

 

1,3

 

1,5

 

1,5

 

 

 

1,7

 

 

 

2,2

 

1,9

 

1,9

 

2,0

 

2,0

 

 

 

5,3

 

 

Суглинки

 

0,5

0,75

1,0

1,5

2,0

2,5

 

0,5

0,7

0,95

1,3

1,8

2,0

 

0,5

0,7

0,95

1,3

1,5

2,0

 

0,5

0,75

1,0

1,3

1,5

1,5

 

0,4

0,6

0,9

1,2

1,5

1,5

 

 

 

0,6

 

0,26

0,4

0,6

2,1

4,8

6,4

 

 

Глины

 

0,5

0,75

 

0,5

0,7

 

0,5

0,7

 

0,5

0,75

 

0,4

0,6

 

 

 

0,38

0,5

 

 

 

1,0

 

0,95

 

0,95

 

1,0

 

0,8

 

0,8-1,0

 

0,8

 

 

 

1,5

 

1,35

 

1,35

 

1,3

 

1,3

 

 

 

2,8

 

 

 

2,0

 

1,8

 

1,8

 

1,5

 

1,3

 

 

 

6,4

 

 

 

2,5

 

2,0

 

2,0

 

1,5

 

1,3

 

 

 

8,5

 

 


 

6.6. Присыпку уложенноготрубопровода осуществляют в зависимости от конкретных условий либо привознымгрунтом одноковшовым экскаватором в соответствии со СНиП III-42-80, либогрунтом отвала роторным экскаватором. При применении роторного экскаваторанеобходимо предварительно осуществить планировку отвала, а поток грунта странспортера направлять на противоположную стенку траншеи, избегая прямогопопадания грунта на уложенный трубопровод. Если защита изоляции трубопровода грунтомневозможна, то допускается при соответствующем обосновании применение другихспособов защиты (футеровка, нетканые синтетические и пенополимерные материалы)в соответствии с проектом.

 

6.7. Для учета осадкигрунта в период эксплуатации трубопровода засыпку траншеи в зимний периоддолжны осуществлять с превышением над поверхностью строительной полосы не менеечем на 30% от глубины траншеи.

 

 

Устройство насыпей при наземной и призмпри надземной прокладке

трубопровода на вечномерзлых грунтах

 

 

6.8.  Размеры насыпи, атакже крутизну ее откосов, определяют проектом.

 

Насыпи на вечномерзлыхгрунтах, как правило, должны устраиваться из привозного грунта, добываемого вкарьерах. Запрещается брать грунт для насыпи на полосе строительстватрубопровода. Карьер, из которого забирается грунт для устройства насыпи,следует устраивать по возможности в сыпучемерзлых грунтах, что обеспечиваеткруглогодичную эксплуатацию карьера.

 

6.9. Насыпи необходимоотсыпать горизонтальными слоями толщиной 0,1-0,2 м с последующим ихуплотнением. Слои должны иметь выпуклую форму. Насыпку каждого слоя должныосуществлять на всю ширину сооружения. Во избежание образования внутри насыпиводяных линз и плоскостей скольжения вышележащих слоев грунта по нижележащим нерекомендуется отсыпать насыпь различными по свойствам грунтами. Не допускаетсявозводить и уплотнять насыпь из несвязных грунтов при интенсивном выпаденииосадков.

 

6.10. Насыпь возводитсяв два этапа. Вначале грунт отсыпают до уровня нижней образующей трубы, затемпосле выполнения сварочных и изоляционных работ засыпают трубопровод и возводятнасыпь до требуемых размеров.

 

Толщина слоя грунта надтрубопроводом после его засыпки и уплотнения должна соответствовать требованиямпроекта.

 

6.11. Работы поустройству призм и технические требования к их выполнению для надземной укладкитрубопровода аналогичны возведению насыпей при его наземной укладке.    

 

 

7. БУРЕНИЕ СКВАЖИН И УСТАНОВКА СВАЙ

 

 

7.1. Буровые и свайныеработы при строительстве трубопроводов в районах вечномерзлых грунтов выполняютв соответствии с проектом.

 

7.2. Технологическиесхемы бурения скважин и установки свай, необходимый состав машин определяютпроектом производства работ в зависимости от гранулометрического состававечномерзлых грунтов, температурного режима, наличия в них крупнообломочныхвключений, времени установки свай, а также конструкцией свайных опор.

 

Диаметр скважин и ихглубину определяют не основе данных геологических изысканий и несущейспособности грунтов.

 

7.3. Проходку скважиндиаметром от 150 до 600 мм и глубиной до 12 м под установку свайных опор ввечномерзлых грунтах любой прочности и состава производят машинамитермомеханического бурения, в однородных пластичных вечномерзлых грунтахневысокой плотности (I и II категории) - машинами вращательного бурения, атакже установками лидерного бурения.

 

7.4. Лидерное бурениеприменяют для образования скважин в пластично-мерзлых однородных грунтах,содержащих не более 30% крупнообломочных включений. Лидеры и сваи забивают вгрунт с помощью серийно выпускаемых вибропогружателей, вибромолотов, дизель-молотов и др.

 

7.5. При установке свайв предварительно пробуренные скважины диаметр последних должен быть на 50 ммбольше, чем диаметр сваи.

 

При установке свайметодом забивки в лидерные скважины диаметр последних должен быть на 50 ммменьше, чем диаметр сваи.

 

7.6. Установку свай вскважины погружным способом производят трубоукладчиками, автокранами илибуровыми машинами, оборудованным грузозахватными механизмами.

 

7.7. Продолжительностьмежду бурением скважин и погружением в них свай в зимний период не должнапревышать 3 ч.

 

 

8. ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

 

 

8.I. Требования кизоляции и укладке трубопровода в проектное положение определяется разд. 6 и7СНиП III-42-80, СНиП 2.05.06-85, ГОСТ 25812-83.

 

Вид, тип и конструкцияпротивокоррозионного покрытия, а также применяемые изоляционные материалы,определяются проектом. Все заводские покрытия труб, нанесенные в соответствии стребованиями утвержденных в установленном порядке технических условий, соответствуютпокрытиям усиленного типа.

 

8.2. В трассовыхусловиях в зимний строительный сезон должны выполняться работы по изоляциисварных неповоротных стыков и ремонту изоляционного покрытия трубопровода.Работы по изоляции трубных секций (при строительстве из неизолированных труб) иизоляции поворотных стыков (при строительстве из труб с заводской изоляцией) восновном необходимо выполнять в подготовительный (летний) период в базовыхусловиях.

 

8.3. Технологиянанесения, контроля качества и ремонта изоляционных покрытий на трубы итрубопровод в базовых и трассовых условиях должна отвечать требованиям"Строительство магистральных и промысловых трубопроводов.Противокоррозионная и тепловая изоляция"  ВСН-008-88.

 

8.4. Изоляциянеповоротных сварных стыков при использовании изолированных труб осуществляетсяна месте монтажа нитки трубопровода до начала укладочных работ. Изоляциятрубопровода при применении неизолированных труб осуществляется послеперекладки трубопровода от места монтажа на берму траншеи совмещенно с егоукладкой в проектное положение.

 

8.5. Очистку траншеи отснега осуществляют, если есть в этом необходимость, перед перемещениемсмонтированной и изолированной нитки трубопровода от места монтажа на бровкутраншеи. Очистку осуществляют технологическим модулем, состоящим изодноковшового экскаватора и бульдозера, перемещающихся вдоль траншеи в зонемежду бровкой и смонтированным трубопроводом.

 

8.6. При подземнойпрокладке трубопровода в случае его монтажа в 10-12 м от оси траншеи укладкуосуществляют в два приема: перемещением смонтированной и изолированной ниткитрубопровода от места монтажа на бровку траншеи и укладкой трубопровода впроектное положение. Перемещение нитки трубопровода осуществляют захватками,длина которых равна сменному темпу потока.

 

Перемещение трубопроводаколонной трубоукладчиков к бровке траншеи должно осуществляться только в зонемежду технологическими разрывами. Перекладка и укладка в траншею непрерывнойнитки трубопровода не допускается.

 

8.7. Укладкутрубопровода осуществляют на подготовленное основание дна траншеи, исключающееповреждение изоляционного покрытия трубопровода. Подготовка дна траншеиобеспечивается отсыпкой и планировкой слоя грунта в соответствии со СНиПIII-42-80.

 

Допускается устройствомягкого основания дна траншеи из других материалов, обеспечивающих сохранностьизоляционного покрытия трубопровода при его укладке и эксплуатации, ипредусмотренных проектом.

 

8.8  При перемещениитрубопровода от места монтажа на бровку траншеи и с бровки траншеи в проектноеположение краны-трубоукладчики должны быть оснащены грузоподъемными механизмамии устройствами, исключающими  повреждение изоляционного покрытия трубопровода.

 

 

9.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ  И БАЛЛАСТИРОВКАТРУБОПРОВОДОВ

 

 

9.1. Конструктивныерешения по закреплению и балластировке трубопроводов на вечной мерзлотевключают: балластировку трубопроводов железобетонными утяжелителями типа УБО иУБК; закрепление трубопроводов вмораживаемыми анкерами; балластировку грунтом снанесением нетканых синтетических материалов  и  которые определяются проектом.

 

9.2. Балластировкутрубопроводов железобетонными утяжелителями типа УБО и УБК должны осуществлятьв соответствии с требованиями СНиП  III-42-80.

 

9.3. Установкавмораживаемых анкеров может осуществляться опускным, буроопускным  иликомбинированным методами.

 

9.4. Установку анкерныхустройств опускным методом осуществляют при любой конструкции вмораживаемыханкеров; при этом перед установкой анкерных устройств выполняютподготовительные работы по сборке анкера, подготовке паровой иглы кпропариванию, раскладке анкеров вдоль траншеи.

 

9.5. Установку анкерныхустройств опускным методом в зависимости от их конструкции выполняютсовмещенным или раздельным способами. Совмещенный способ заключается водновременном погружении анкера и паровой иглы и применяется для анкеров стержневого типа. При раздельном способе сначала формируется скважина, а затемв нее опускается анкер. Раздельный способ применяется для анкеров дисковоготипа. Перед опуском многодисковых анкерных устройств все диски на анкере должныбыть жестко закреплены.

 

9.6. При раздельномспособе погружения анкеров для определения требуемого диаметра скважины передначалом работ по установке анкеров опытным путем определяют скорость погруженияпаровой иглы в грунт.

 

9.7. Для формированиярабочей скважины паровую иглу с помощью грузоподъемного механизма устанавливаютнад отметкой установки анкера. Игла перемещается вертикально вниз, протаивая вгрунте скважину.

 

9.8. Комбинированныйспособ предусматривает бурение лидерной скважины на неполную проектную глубину,последующее паропротаивание грунта до проектной глубины, затем погружениеанкера и заполнение устья скважины буровым шламом. Бурение скважины выполняютна глубину не  более 1 м.

 

9.9. Работы по бурениюскважин выполняют буровыми машинами, перемещающимися по дну траншеи послевыполнения работ по планировке и подсыпке дна траншеи. Допускается бурениескважин с бермы траншеи с помощью специального навесного оборудования кгидравлическим одноковшовым экскаваторам.

 

9.10. Установкавмораживаемых анкерных устройств опускным и комбинированным методами должнабыть закончена не позднее чем за 10-15 дней до начала работ по испытаниютрубопровода и не позднее чем за 1 мес до заполнения траншеи талыми водами.

 

9.11. Технологияустановки вмораживаемых анкеров буроопускным  методом включает бурение скважинв основании дна траншеи, опуск анкеров в пробуренные скважины и заполнениескважины грунтовым раствором.

 

9.12. Буроопускнойметод, применяется только для дисковых анкеров со скользящими верхними дисками.Установку анкеров осуществляют до укладки трубопровода в траншею.

 

9.13. Установкускользящих дисков осуществляют до полного заполнения скважины грунтом (песком).

 

9.14. При буроопускномспособе обязателен пооперационный контроль качества производства работ позаполнению скважины грунтовым раствором.

 

9.15. Заполнение скважингрунтовым раствором осуществляют в 2 этапа:  на 1-м этапе  в скважину заливаютводу в соответствии с тaбл. 2; нa 2-м - в скважину засыпают песок. Правильностьобъема воды, залитой в скважину, проверяется наличием влажного песка на уровнеустья скважины при ее полном заполнении.

 

 

Таблица 2

 

Диаметр скважины, м

 

Глубина скважины, м

 

Количество воды, м

 

 

 

2,0

 

0,015

 

 

 

3,0

 

0,023

 

0,15

 

4,0

 

0,031

 

 

 

5,0

 

0,039

 

 

 

 

2,0

 

0,028

 

0,20

 

3,0

 

0,042

 

 

 

4,0

 

0,056

 

 

 

5,0

 

0,070

 

 

 

 

9.16.  Для заполненияскважин используют сухой или сыпуче-мерзлый песок, в котором допускаетсяналичие твердых включений размером не более 5 мм.

 

9.17. После установки ивмерзания в грунт анкеров производят монтаж силовых поясов и изоляцию месткрепления.

 

Изоляцию силового поясаосуществляют изоляционной лентой, наматываемой в два слоя с нахлестом,составляющим 10% ширины ленты. Места соединения силового пояса с анкерамидолжны быть изолированы антикоррозионной пластичной композицией.

 

9.18. Конструктивныерешения применения нетканых синтетических материалов (НСМ) для балластировкитрубопроводов должны определяться проектом.

 

Размеры полотнищ НСМ длябалластировки трубопровода определяются проектным поперечным профилем траншей ипринятым конструктивным решением.

 

9.19. На участкахзакрепления НСМ, где скорость течения талых вод вдоль оси траншеи менее 0,2м/с, закрепление трубопровода допускается без устройства вертикальныхперегородок (перемычек). На остальных участках необходимость сооружениявертикальных перегородок (перемычек) определяют проектом с учетом конкретныхинженерно-геологических условий.

 

 

9.20. Закреплениетрубопроводов осуществляют в два этапа:

 

а) сварка, упаковка полотнищ НСМ в базовых условиях;

 

б) расстилка полотнищНСМ на трассе и балластировка трубопровода грунтом.

 

9.21. Полотнища НСМсваривают из обрезанных по требуемому размеру рулонированных НСМ. Сваркуполотнищ НСМ осуществляют с помощью теплового воздействия на края свариваемыхполос и их взаимного прижатия.

 

9.22. Упаковкаподготовленных полотнищ НСМ должна предусматривать удобство их раскладки втрассовых условиях.

 

9.23. Балластировкутрубопровода осуществляют, как правило, привозным грунтом, не содержащимтвердых и мерзлых включений размером более 50 мм. Допускается балластировкатрубопровода грунтом отвала.

 

9.24. Балластировкатрубопровода грунтом  с применением НСМ включает вывозку, разгрузку и раскладкуупакованных полотнищ НСМ вдоль бровки траншеи; размотку и укладку в траншеюполотнищ НСМ; формирование требуемого профиля полотнища  НСМ в  траншее;закрепление полотнищ НСМ по краям траншеи; отсыпку балластного грунта;перекрытие балластного грунта и замыкание полотнищ НСМ; формирование земляноговалика.

 

9.25. Разгрузку ираскладку упакованных полотнищ НСМ осуществляют со стороны технологическойдороги.

 

9.26. Размотку и укладкуполотнищ НСМ в траншею осуществляют либо с отсыпаемых в  траншее грунтовыхперемычек, либо с устанавливаемых над траншеей переходных трапов. Примеханизированной размотке и укладке полотнищ НСМ устройство грунтовых перемычекили установка переходных трапов не требуется.

 

Соседние полотнища НСМукладываются в траншею с взаимным перекрытием. При сварке полотнищ между собойих перекрытие должно быть не менее 20 см. При отсутствии сварки полотнищ ихперекрытие должно быть не менее 50 см; в этом случае укладку полотнищ НСМосуществляют навстречу направлению тока талых вод.

 

9.27. Формированиепрофиля полотнища НСМ для придания ему проектного положения целесообразноосуществлять с бермы траншеи краном-трубоукладчиком, оснащенным специальнымприспособлением.

 

9.28. С цельюпредотвращения срыва НСМ в траншею при отсыпке балластного грунта края полотнищзакрепляют штырями, заглубляемыми в грунт.

 

9.29. Отсыпкубалластного грунта в полость траншеи, ограниченную полотнищами НСМ,осуществляют одноковшовым экскаватором, перемещающим привозной грунт со сторонытехнологической дороги.

 

Грунт отвала,используемый в качестве балласта, перед отсыпкой подвергается механическомурыхлению.

 

9.30. Перекрытиебалластного грунта концами полотнищ НСМ осуществляют в соответствии с принятымконструктивным решением. Замыкание полотнищ НСМ по верху балластного грунта,как правило, осуществляют сваркой внахлест их свободных концов.    

 

 

10. СООРУЖЕНИЕ  ТРУБОПРОВОДОВ

С ПОПУТНЫМ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ

 

 

10.1. Монтажтрубопровода с попутным электроподогревом должен осуществляться сиспользованием трубных модулей, представляющих собой двух- и трехтрубные секциис присоединенными к ним с помощью хомутов или сваркой секций трубы-спутника.Трубные модули должны иметь антикоррозионную и тепловую изоляцию. Трубныемодули следует изготавливать на трубозаготовительной базе и доставлять в готовомвиде к месту монтажа трубопровода.

 

10.2. Крепление секциитрубы-спутника и секции транспортной трубы в зависимости от давленияперекачиваемого продукта осуществляют сплошной приваркой односторонним швом,приваркой прерывистым двусторонним швом или хомутами на чистую поверхностьтрубы. Соединение обогревающей трубы с транспортной    осуществляется    сваркой при прокладке  транспортного трубопровода с давлением перекачиваемогопродукта до 1,0 МПа, если же давление выше указанного значения, то соединение этихтруб должно осуществляться с помощью хомутов.

 

Для достижениямаксимальной соосности трубных модулей при монтаже их в трассовых условиях присоединение секции обогревающего трубопровода к секции транспортноготрубопровода при любом способе соединения должно производиться на кондукторе,обеспечивающем параллельное и соосное  расположение труб-спутников.

 

10.3. Монтаж системыэлектроподогрева необходимо выполнять протяжкой греющего кабеля внутритрубы-спутника и подключением его к источнику питания.

 

10.4. Перед протяжкойгреющего кабеля через обогревающую трубу следует проверить ее внутреннююповерхность путем протяжки калибра диаметром 1,25 диаметра кабеля. Протяжкукалибра должны производить в направлении протяжки кабеля. При наличии вобогревающей трубе задиров, наплывов и других помех протяжку калибра следуетпроизводить после их устранения.

 

10.5. Протяжку кабелядолжны производить раздельно на каждой секции с сохранением петли междутрубами. После протяжки кабеля на длину 100-150 м эти петли вытягивают, акабель соединяют с последующим его отрезком.

 

После окончания протяжкикабеля через весь участок обогревающего трубопровода длиной 100-150 м стыкиэтой трубы должны быть закрыты специальными заглушками с покрытием ихантикоррозионной и тепловой изоляцией.

 

10.6. Протяжку кабелячерез П-образный и трапецеидальный компенсатор трубы-спутника следуетосуществлять вручную, для чего труба-спутник на углах компенсатора должна иметьразрывы. При протяжке на углах компенсаторов оставляются петли кабеля. После полнойпротяжки через компенсатор угловые петли кабеля убираются путем их вытягивания.По окончании процесса протяжки кабеля угловые разрывы компенсаторов должны бытьзакрыты специальными муфтами, прикрепляемыми с помощью хомутов к транспортномутрубопроводу, и покрыты антикоррозионной и тепловой изоляцией.

 

10.7. Испытание системыэлектроподогрева следует проводить после ее монтажа в два этапа. На первомэтапе необходимо испытать работоспособность и электробезопасность самогонагревателя, а на втором - эффективность работы всей нагревательной системы.Нагреватель подлежит испытанию на нескольких режимах изменения тока отминимального значения до максимального. Время работы на каждом режимеопределяют полной стабилизацией температуры трубопровода.

 

10.8. Испытание системыэлектроподогрева должно осуществляться в соответствии с проектом.

 

 

11. ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ

 

 

11.1. Теплоизоляциютрубопровода осуществляют с применением теплогидроизолированных в заводских(базовых) условиях труб, трубных секций, узлов и деталей, предусмотренныхпроектом.

 

11.2. Заводское(базовое) теплогидроизолировочное покрытие труб, трубных секций, узлов идеталей должно отвечать требованиям проекта и обеспечивать выполнениесварочно-монтажных работ в трассовых условиях.

 

11.3. Допускаетсяпроизводство работ по тепловой изоляции трубопровода надземной прокладки сиспользованием индустриальных полносборных и комплектных теплоизоляционныхконструкций на основе минераловолокнистых теплоизоляционных материалов иизделий из пенопластов (скорлуп, цилиндров, полуцилиндров), выполненных всоответствии с проектом.

 

11.4. В трассовыхусловиях при отрицательных температурах окружающей среды теплоизоляция наоснове пенополиуретана для трубопроводов подземной и надземной прокладкидопускается только из элементов заводского или базового изготовления.

 

11.5. Теплоизоляциягазопроводов диаметром более 720 мм может осуществляться в теплоизолируемыхкоридорах (траншеях), теплоизоляцию основания и стенок которых осуществляютнепосредственно перед опуском трубопровода.

 

11.6. При теплоизоляциинадземных промысловых трубопроводов с использованием теплогидроизолированныхтруб на основе пенополиуретана или пенополистирольных скорлуп сгидроизоляционно-защитным покрытием из алюминиевой фольги или полиэтиленовыхлент необходимо выполнять через каждые 24 м разделительные пояса шириной 0,5 миз несгораемых или трудносгораемых материалов (минерало-волокнистые материалы иизделия) с окожушиванием металлическими листами (оцинкованная сталь,алюминиевый лист).

 

11.7. Заделка стыковтеплоизолированных труб, трубных секций, узлов и деталей производится послесварки стыков и включает: нанесение антикоррозионной защиты, теплоизоляцию ихсборными, индустриальными конструкциями (с использованием полуцилиндров илискорлуп из полиуретанового пенопласта или минераловатных изделий), последующеенанесение защитного покрытия и герметизацию швов.

 

11.8. Поверхность стыковпосле их сварки и положительного заключения о качестве сварных соединений переднанесением противокоррозионного слоя должна быть очищена от шлака, грязи, пыли,продуктов коррозии до металлического блеска и высушена.

 

11.9. Нанесениеизоляционного покрытия из слоя грунтовки в трассовых условиях на поверхность взоне стыка разрешается производить при температуре окружающего воздуха не ниже-40°С. При температуре воздуха ниже +3 °С изолируемую поверхность необходимоподогреть до температуры не ниже +15 °С, избегая загрязнения ее следами копоти,топлива и т.п.

 

Перед нанесениемгрунтовку  необходимо тщательно перемешать до полного исчезновения возможногоосадка. Для нанесения грунтовки рекомендуется применять окрасочные волосяныекисти или поролоновые валики; можно использовать способ распыления.

 

11.10. Для теплоизоляциизоны сварных стыков скорлупы или маты раскраивают по длине зоны таким образом,чтобы они плотно входили в пространство между имеющимся на трубахтеплоизоляционным покрытием. Нанесенное в зоне стыка покрытие скрепляютбандажами из полимерной липкой ленты, после чего наносят гидроизоляционныйслой.

 

11.11. Для гидроизоляциитеплоизоляционного слоя применяют полимерную ленту. Ленту наносят в два слояспиральной намоткой с 50%-ным нахлестом или "сигаретным" способом.Нахлест на слой заводской изоляции должен быть не менее 10 см.

 

11.12. Погидроизоляционному покрытию монтируют кожух из алюминия или оцинкованногожелеза толщиной 0,8 мм с замком в нижней части трубы.  Допускается применениеалюминиевой фольги, которую наносят спиральной намоткой с нахлестом 2-3 см.

 

11.13. Теплоизоляциюнадземного трубопровода, смонтированного из нетеплоизолированных труб,осуществляют после его укладки в проектное положение на опоры. При этомповерхность трубопровода должна быть очищена и гидроизолирована слоем грунтовкитолщиной 100-130 мкм и одним слоем липкой полимерной ленты. Гидроизолированныйтрубопровод теплоизолируют с помощью монтажа скорлуп, состоящих из слоявспененного полиуретана и адгезированного на внешнем слое к нему в процессеформирования скорлупы фольгоизола.

 

Фольгоизол должен иметьвыступающие за пенопласт кромки шириной до 10 см, которыми гидроизолируютпродольный стык. Поперечные стыки гидроизолируют наносимой по слою грунтовкиполимерной лентой методом "сигаретной" намотки в три слоя.

 

11.14. Теплоизоляциютрубопровода в местах расположения опор следует производить с применениемтиповых теплоизоляционных конструкций серии 7.90З-2, разработанных ММСС СССРдля теплоизоляции трубопроводов с положительными и отрицательнымитемпературами.

 

11.15. При производстветеплоизоляционных работ необходимо соблюдать требования по техникебезопасности, установленные нормативными документами на применение ипроизводство работ с использованием указанных материалов, а также общиетребования, изложенные в СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочныепокрытия".

 

11.16. Отходы производствапенополиуретановых изделий (полуцилиндров, скорлуп и покрытий трубопроводов)следует зарывать в специально отведенных местах на глубину    2 м (не менее).Сжигание отходов пенополиуретановых изделий допускается только в печах,оборудованных устройством улавливания вредных газов, образующихся при горенииСО, СН,НСl и др.

 

 

12. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕCКАЯ ЗАЩИТА

 

 

12.1. Электрохимическуюзащиту трубопроводов осуществляют в соответствии с проектом.

 

 

Сооружение анодных заземлителей намерзлых грунтах

 

 

12.2. При расположениинижней границы  вечной мерзлоты не глубже 10 м применяются свайные анодныезаземлители, соединение которых в единую электрическую цепь осуществляютвоздушной линией электропередачи; при расположении нижней границы вечноймерзлоты ниже 200 м выполняют  таликовое глубинное анодное заземление сприменением солевой обработки мерзлых грунтов и растепления.

 

Во всех остальныхслучаях применяют обычные глубинные заземлители, и технология их монтажа должнаотвечать требованиям ВСН 009-88.

 

12.3. После окончаниямонтажа анодного заземления проверяющего сопротивление, величина которогопредусматривается проектом.

 

При талых грунтах наповерхности земли сопротивление заземления необходимо измерять потрехэлектродной схеме. Если грунты на поверхности земли мерзлые, сопротивлениезаземлителей оценивают по данным измерений сопротивления цепи"заземлитель-трубопровод"  или цепи "заземлитель-заземлитель".

 

12.4. Протяженныепроекторы можно укладывать в одну траншею с трубопроводом с помощьюспециального устройства, оборудованного стойками для барабана с намотанным нанего протектором и направляющей кассетой. Барабан с протектором допускаетсяподвешивать к крюку трубоукладчика. Протектор укладывают после спускатрубопровода в траншею.

 

Засыпку уложенного протекторапроизводят грунтом, не содержащим крупных и мерзлых включений размером более 50мм.

 

12.5. Протекторподсоединяют к трубопроводу через контрольно-измерительные пункты, с помощьюкоторых проверяют качество монтажа и эффективность защиты от коррозии, путемизмерения электродного потенциала протектора, сопротивления цепи"протектор-трубопровод" и разность потенциалов"протектор-трубопровод". Измерения выполняют не менее, чем через двенедели после засыпки трубопровода.

 

12.6. При строительствемногониточной системы трубопроводов средства защиты на первых нитках вводятсяпо пусковому комплексу, обеспечивающему электрохимическую защиту до вводасредств защиты очередной нитки. Пусковой комплекс должен включать установкикатодной защиты, сооружаемые в пределах до 10 км от компрессорных или насосныхстанций и автономные средства защиты между этими установками.

 

12.7. Электрохимическуюзащиту очередных ниток трубопроводов допускается осуществлять с помощьюполяризованных электрических перемычек в точках дренажа ранее установленныхсредств защиты.

 

 

13. СООРУЖЕНИЕ ЛИНИЙ СВЯЗИ И ЛЭП

 

 

13.1. Технологическаясвязь на магистральных трубопроводах обеспечивается в соответствии с проектом.Целесообразность строительства кабельных линий связи (КЛС) должна быть в каждомслучае обоснована технико-экономическим расчетом.

 

13.2. В комплексрадиорелейной линии (РРЛ) технологической связи трубопровода входят следующиесооружения:

 

подъездные дороги кплощадкам РРЛ;

 

площадки РРЛ;

 

антенно-мачтовыесооружения;

 

помещение для аппаратурыРРЛ;

 

аппаратура  РРЛ;

 

источникиэлектропитания;

 

система УКВ радиосвязи.

 

13.3. Подъездные дорогик площадкам РРЛ должны обеспечивать проезд к ним строительной техники, а вдальнейшем - использоваться для эксплуатации.

 

13.4. Строительство подъездныхдорог должно быть экономически обосновано в сравнении с другими видамитранспортировки (аэросани, вертолет и т.д.) оборудования.

 

13.5. Площадки РРЛрасполагаются вдоль трубопровода в соответствии с проектом. Размер площадок РРЛопределяют в основном высотой антенно-мачтовых сооружений. Планировку площадипроизводят подсыпкой насыпного грунта.

 

13.6. Центральным ианкерным фундаментом для антенно-мачтовых сооружений и аппаратуры радиорелейнойлинии связи является стальной свайный фундамент с ростверком.

 

13.7. Установку свайосуществляют в соответствии с требованиями разд.7 настоящих ВСН.

 

13.8.  Нагружатьбуроопускные сваи допускается только после их окончательного вмерзания в грунтыоснования.

 

13.9. Для уменьшенияпучинистого воздействия грунта на сваи последние в зоне  деятельного слояобрабатываются специальной смазкой (пушечным маслом).

 

13.10. Для повышениядолговечности свай следует предусматривать противокоррозионные мероприятия.

 

13.11. Сборку мачтывыполняют на площадке РРЛ в соответствии с "Инструкцией по монтажусооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения"   .

 

13.12. Сборку секциймачты и поворотной рамы для крепления антенн производят в соответствии счертежами, поставляемыми с каждой партией мачт.

 

13.13. Антенны до  закрепленияна поворотной раме должны быть предварительно проверены пробником исориентированы по азимуту в соответствии с проектом. Подъем мачты РРЛосуществляют способом падающей стрелы.

 

13.14. Для бесперебойнойработы РРЛ должна быть создана система гарантированного электропитания.

 

13.15. Установку опор(свай) для ЛЭП осуществляют буроопускным способом.

 

13.16. После установкиопоры (сваи) на  проектную отметку по глубине проверяют ее расположение в планепо вертикали, после чего опору (сваю) расклинивают в устье скважины деревяннымиклиньями в проектном положении.

 

 

14. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

 

14.1. Все мероприятия поохране окружающей среды при  строительстве магистральных трубопроводов должныбыть выполнены в соответствии с разд.1З СНиП III-42-80 и проектом.

 

14.2. Трассовыестроительно-монтажные работы должны выполняться преимущественно в зимнийстроительный сезон при промерзании деятельного слоя на глубину, исключающуюразрушение мохорастительного покрова строительной техникой.

 

14.3. Движение транспортнойи строительной техники круглогодично допускается только по постоянным дорогам,а в зимний период - по специально подготовленным зимним технологическимдорогам.

 

14.4. При прокладкетрубопроводов следует сохранять температурный и влажностный режим вечномерзлыхгрунтов.

 

14.5. Для предотвращенияпротаивания вечномерзлых грунтов следует максимально сохранятьмохово-растительный покров и восстанавливать его путем высева злаков в пределахнарушенных участков.

 

14.6. При строительстведорог с грунтовым основанием на вечномерзлых грунтах отсыпку полотна дорогиследует осуществлять пионерным способом "от себя", не допуская ездытранспорта за пределами отсыпанного полотна. Грунт для полотна дороги следуетотсыпать непосредственно на мохово-растительный покров.

 

14.7. Для предотвращенияэрозионных процессов при прокладке трубопровода следует стремиться к сохранениюестественной сети местного стока, а в случае ее нарушения следует производитьвосстановление стока.

 

14.8. Для предотвращенияразвития эрозии при необходимости в траншеях на склонах, крутизна которых более3°, следует устраивать замки из слабофильтрующего грунта, препятствующиетечению воды вдоль траншеи и возникновению эрозионного выноса. На склонах,лишенных растительности, или на склонах с нарушенным растительным покровомследует проводить фиторекультивацию - залужение откосов быстрорастущимизлаковыми растениями с развитой корневой системой (овсяница, красная, лисозвостлуговой и др.).

 

14.9. При прокладкетрубопроводов на склонах (если в этом есть необходимость) должно производитьсязакрепление откосов в соответствии с требованиями проекта.

 

14.10. При производстверабот в летний период следует применять строгие противопожарные мероприятия, втом числе не допускать при работе на сухих торфяниках применения открытогоогня, не разводить костры и не сжигать порубочные остатки; разведение открытогоогня допускается только в специально оборудованных местах в соответствии справилами противопожарной безопасности.

 

14.11. Припроектировании и строительстве трубопровода необходимо учитывать пути миграцииживотных, максимально сохранять районы зимних и летних пастбищ.

 

14.12. Запрещаетсяустраивать складирование труб и материалов, возводить временные поселкистроителей и выполнять другие строительные и вспомогательные работы на участкахоленьих пастбищ.

 

14.13. Длявосстановления нормального режима водотоков следует предусматривать:

 

биологическуюрекультивацию речных пойм, нарушенных строительством;

 

планировку береговыхоткосов и берегоукрепление;

 

расчистку русел реки отнаносов, вызванных строительными работами.

 

14.14. Длявосстановления нормального гидрологического режима территории и естественногостока поверхностных вод, а также для исключения подпора воды вдоль трассытрубопровода при необходимости в местах переходов трубопровода черезестественные препятствия осуществляют строительство водопропускных сооружений.

 

14.15. После окончаниястроительно-монтажных работ с трассы трубопровода должны быть удалены остаткитруб, строительных, горюче-смазочных материалов.

 

 

15. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

15.1. При строительствемагистральных трубопроводов,  кроме CНиП III-4-80, следует руководствоваться:

 

"Правилами техникибезопасности при строительстве  магистральных стальных трубопроводов",утвержденными Миннефтегазстроем в 1981 году;

 

"Правиламитехнической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техникибезопасности при эксплуатации установок потребителей (ПТЭ и ПТБ)",утвержденными Главгосэнергонадзором в 1984 году;

 

"Правилами устройстваэлектроустановок потребителей", М., Энергоатомиздат, 1985.

 

15.2. Лица, направляемыена работу в районы вечной мерзлоты, для определения пригодности к работе вусловиях сурового климата должны пройти предварительный медицинский осмотр.

 

15.3. Рабочие передначалом зимнего строительного сезона должны пройти обучение по правилам техникибезопасности, в том числе по правилам ориентации на местности в местахпроизводства работ, по оказанию доврачебной помощи при обморожении.

 

15.4. В местахпроизводства работ должны быть средства  и оборудование для обогрева рабочих.

 

15.5. Рабочие местасварщиков в трассовых и базовых условиях следует оборудовать средствами защитыот ветра, атмосферных осадков (укрытие, переносные щиты, тенты и т.д.).

 

15.6. В летний периодработающие должны быть обеспечены защитными и отпугивающими средствами от гнуса(сетки Павловского, химические вещества -диэтилтулоамид, бензамин и др.) ипроинструктированы о порядке пользования ими.

 

15.7. Строительнаяорганизация обязана  осуществлять регулярную связь с  ближайшейметеорологической станцией и своевременно оповещать свои подразделения опредстоящей перемене погоды (пурга, ураганный ветер, снегопад и т.д.).

 

15.8. В каждой группе,работающей вдали от других групп, руководитель работ (прораб, мастер) долженназначать старшего, знающего специфические условия районов производства работ.Старший группы должен принимать меры по обеспечению безопасности всей группы вслучае плохой погоды или при других неблагоприятных условиях.

 

15.9. Каждая группамашин с рабочими, направляемая в дальний рейс, должна быть обеспеченанеобходимым инструментом, инвентарем, запасом продуктов, рацией, палаткой скаркасом, обогревательным прибором, аптечкой, пеньковыми канатами,  сигнальнымиракетами, запасом топлива, карманными электрическими фонарями.

 

15.10. Во время пургинаходящиеся в пути машины должны остановиться. Между отдельными машинамиавтоколонны следует натянуть пеньковый канат для пользования им во времяперехода от одной машины к другой.

 

15.11. Толщину льда надействующей ледовой переправе следует измерять:

 

а) зимой один раз в 10дней, при пересечении фарватера с быстрым течением - один раз в неделю;

 

б) осенью и весной -ежедневно.

 

15.12. При выполненииработ, связанных с электроподогревом грунта, прогреваемую площадь следуетограждать, устанавливать на ней предупредительные сигналы, в ночное времяосвещать. Расстояние между ограждением и контуром прогреваемого участка должнобыть не менее 3 м.

 

На участках прогреваемойплощади, находящихся под напряжением, пребывание людей не допускается.

 

15.13. При перекладкетрубопровода от места монтажа на берму траншеи рабочим запрещается находитьсямежду траншеей и трубопроводом.

 

15.14. Трассадействующего трубопровода и его сооружений в границах зоны производства работдолжна быть обозначена знаками, особенно на углах поворота, в местахпересечения со строящимися коммуникациями.

 

1. ОСНОВНЫЕПОЛОЖЕНИЯ

2. ТРАНСПОРТНЫЕ ИПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

3.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

4. МОНТАЖНЫЕРАБОТЫ

5. ОЧИСТКА ИЗАЩИТА ПОЛОСТИ ТРУБ ОТ СНЕГА И НАЛЕДИ

6. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

Устройство насыпейпри наземной и призм при надземной прокладке трубопровода на вечномерзлыхгрунтах

7. БУРЕНИЕ СКВАЖИНИ УСТАНОВКА СВАЙ

8.ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИБАЛЛАСТИРОВКА ТРУБОПРОВОДОВ

10. СООРУЖЕНИЕТРУБОПРОВОДОВ С ПОПУТНЫМ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ

11.ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ

12.ЭЛЕКТРОХИМИЧЕCКАЯ ЗАЩИТА

Сооружение анодныхзаземлителей на мерзлых грунтах

13. СООРУЖЕНИЕЛИНИЙ СВЯЗИ И ЛЭП

14. ОХРАНАОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

15. ОХРАНА ТРУДА ИТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: