Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ВУП СНЭ-87
Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов

ВУП СНЭ-87. Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов

 

Министерствонефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

(Миннефтехимпром СССР)

 

Научно-производственноеобъединение "Леннефтехим"

 

 

ВЕДОМСТВЕННЫЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СЛИВО-НАЛИВНЫХ

ЭСТАКАДЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ И СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ

 

ВУП СНЭ - 87

 

Сроквведения в действие 1 марта 1987г.

 

Внесены НПО"Леннефтехим", Управлением ВЧОТ, Управлением проектирования икапитального строительства Миннефтехимпрома СССР

 

Утвержденыприказом Миннефтехимпрома СССР от 17 июля 1986 г. № 685

 

 

Ведомственныеуказания по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакадлегковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов (ВУПСНЭ-87) разработаны НПО "Леннефтехим" впервые.

При разработкеуказаний учтены предложения проектных институтов ВНИПИНефти и его филиалов,Гипрокаучука и его филиалов, НПО "Масма", Башгипронефтехима и егофилиала, Высшей инженерной пожарно-технической школа МВД СССР и ряданефтеперерабатывающих заводов.

Указаниявнесены и подготовлены к утверждению Управлением ВЧОТ. Управлениемпроектирования и капитального строительства Миннефтехимпрома СССР.

Указаниясогласованы с ГУПО МВД СССР письмом № 7/6/1658 от 2 июля 1986 г.

Указанияустанавливают основные требования к проектированию сливо-наливныхжелезнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а такжесжиженных углеводородных газов, предназначенных для слива сырья и наливатоварной продукции на предприятиях Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимическойпромышленности СССР и направлены на:

- унификациюпроектных решений по сливо-наливным эстакадам;

-обеспечение снижения пожарной опасности при одновременном улучшении условий ипроизводительности труда на эстакадах.

Указанияпредназначены для инженерно-технических работников и специалистов организаций,проектирующих сооружения и устройства для налива и слива легковоспламеняющихсяи горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов.

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящиеуказания являются обязательными при разработке проектов вновь проектируемых иреконструируемых сливо-наливных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся игорючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов, предназначенных для сливасырья и отправки (налива) товарной продукции на предприятиях Министерстванефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностиСССР.

1.2. При разработке проектов реконструкции или расширениясливо-наливных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючихжидкостей и сжиженных углеводородных газов допускаются обоснованные отступленияот настоящих указаний при условии согласования объема отступлений проектнойорганизацией с руководством предприятия, на котором предусматриваются данныеотступления и органами Госпожнадзора.

1.3. При проектировании вновь возводимых вреконструируемых существующих сливо-наливных железнодорожных эстакадлегковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов, атакже железнодорожных эстакад для слива и налива специальных продуктов(этилированный бензин, метанол, бутадиен, изопрен и другие) наряду с настоящимиуказаниями должны учитываться дополнительные требования, содержащиеся всоответствующих правилах и нормах.

 

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ ИУСТРОЙСТВУ ЭСТАКАД

 

2.1. Основнойтехнологической характеристикой железнодорожной эстакады является объемединовременной сливо-наливной операции,т.е. максимальное количество продукта, сливаемое или наливаемое в одинмаршрут.

Объемединовременной сливо-наливной операции не должен превышать установленнойвесовой нормы железнодорожного маршрута.

Максимальныеразмеры маршрутов на разных железных дорогах различны и устанавливаются вкаждом конкретном случае Управлением соответствующей железной дороги.

Припоступлении сырья на предприятие в одиночных железнодорожных цистернах объемединовременной сливной операции согласовывается с местным отделением железнойдороги и поставщиком сырья. 

Объемединовременной операции слива или налива сжиженных углеводородных газовопределяется проектной организацией и согласовывается с ВОО"Союзгазпром" Мингазпрома СССР.

Сроки слива иналива приведены в приложении 1.

Срок слива илиналива всей единовременно поданной партии цистерн включает время с моментаподачи их под погрузку или выгрузку на сливо-наливную железнодорожную эстакадудо момента получения станцией железной дороги уведомления о готовности к уборкесо сливо-наливной эстокады всей одновременно поданной партии цистерн.

2.2. Эстакадыдля налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны оснащатьсявыпускаемыми промышленностью ограничителями налива, обеспечивающимиавтоматическое прекращение налива цистерн по мере их заполнения. Отсутствиеавтоматических ограничителей налива допускается при наливе герметичныхжелезнодорожных цистерн.

2.3.При расчете производительности насосов наливной системы с применениемавтоматического ограничителя налива согласно п.2.2 следует исходить изнормативного времени налива железнодорожных цистерн и необходимости перепускатьчасть наливаемого продукта с целью обеспечения требуемого давления передавтоматическими ограничителями налива.

Процентперепускаемого продукта зависит от технической характеристики насосов ивыбирается, исходя из автоматического поддержания давления в коллекторахэстакады в процессе налива, которое должно обеспечивать максимально допустимуюскорость налива, исключающую возможность накопления зарядов статическогоэлектричества при наливе и отказа в нормальном функционировании автоматическихограничителей уровня налива.

При расчетепроизводительности насосов сливо-наливной системы без автоматическихограничителей налива следует исходить из нормативного времена слива и наливажелезнодорожных цистерн.

Приопределении производительности насосов, перекачивающих высоковязкие продукты(гудрон и другие) следует исходить из нормативного времени налива расчетногоколичества железнодорожных цистерн и необходимости обеспечения циркуляцииналиваемого продукта в коллекторе эстакады, предотвращающей застываниепоследнего.

Дляобеспечения циркуляции наливаемого продукта в коллекторе эстакады,производительность насоса должна быть на 30% выше по сравнению с требуемой дляналива продукта.

2.4.Максимальная безопасная скорость налива продуктов зависит от свойствналиваемого продукта, диаметра трубопровода наливного устройства и свойств материаловего стенок и не должна превышать следующих пределов:

- дляпродуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением из более 105ом×м- до 10 м/с,

- дляпродуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением не более 109ом×м- до 5 м/с,

- дляпродуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением более 109ом×мдопустимые скорости истечения и транспортировки устанавливаются для каждогопродукта отдельно, заведомо безопасной скоростью движения и истечения этихпродуктов являются 1,2 м/с при диаметрах трубопроводов до 200 мм.

Требованияданного пункта следует рассматривать совместно с требованиями "Правилзащиты от статического электричества в производствах химической,нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности" и рекомендациями порежимам налива железнодорожных цистерн светлыми нефтепродуктами на наливныхэстакадах нефтеперерабатывающих заводов, приведенными в приложении 10.

Ограничениемаксимальной скорости налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей добезопасных пределов обеспечивается перепуском части продукта во всасывающийтрубопровод насоса.

Автоматическоерегулирование расхода перепускаемого продукта производится по поддержаниюпостоянного давления в напорном трубопроводе подачи продукта на железнодорожнуюсливо-наливную эстакаду.

2.5.Для каждого вида наливаемого продукта, когда недопустимо смешение его с другимипродуктами должны быть предусмотрены самостоятельные наливные устройства.

Слив и наливнефти и нефтепродуктов должен проектироваться с учетом требований ГОСТ 1510-84.

Диаметрколлектора налива выбирается из условия обеспечения превышения суммарногосечения всех наливных устройств при одновременном их включении над сечениемколлектора.

2.6. Топливадля реактивных двигателей, авиационные бензины, авиационные масла, присадки кмаслам и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, в которые недопустимопопадание воды по технологическим соображениям должны наливаться или сливатьсяна сливо-наливных эстакадах, оборудованных навесами или герметичной системойслива-налива.

2.7.Температура жидкостей, подаваемых на налив, должна быть не выше температуры,установленной для их хранения.

Температурасжижения углеводородных газов, подаваемых на налив, не должна превышатьтемпературы, при которой их упругость паров равна рабочему давлению вжелезнодорожной цистерне (кроме налива в криогенные цистерны, осуществляемогопо специальным инструкциям).

Температурасжиженных углеводородных газов, подаваемых на излив в теплое время года недолжна быть ниже плюс 4°С (например, при наливе из изотермических хранилищ) ине ниже, чем температура окружающего воздуха зимой.

2.8. Насливо-наливных эстакадах для налива легковоспламеняющихся жидкостей допускаетсяслив и налив этилированных бензинов при условии обязательного выделения дляэтой цели самостоятельных трубопроводов, коллекторов и сливо-наливныхустройств.

2.9.Конструкция эстакад и сливо-наливные устройства должны обеспечивать техническуювозможность слива и налива легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженныхуглеводородных газов в железнодорожные цистерны всех типов, пригодные дляперевозки данного продукта в соответствии с действующим каталогом подвижногожелезнодорожного состава МПС.

Допускаетсяпроектирование сливо-наливных эстакад на ограниченное количество типов (моделей)цистерн при наличии соответствующего согласования с Управлением железнойдороги, обслуживающей предприятие, либо с заводом-поставщиком конкретногопродукта, либо с предприятием-собственником железнодорожных цистерн.

Припроектировании двухсторонней сливо-наливной эстакады и определении ее суточнойзагрузки следует исходить из запрещения маневров железнодорожных составов присливе-наливе на одном пути до окончания всех сливо-наливных операций надругом пути.

Характеристикаосновных типов железнодорожных цистерн, применяемых для перевозкилегковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и сжиженных углеводородныхгазов для предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностиприведена в приложении 2.

2.10. Дляслива-налива сжиженных углеводородных газов должны проектироватьсясамостоятельные сливо-наливные железнодорожные эстакады. Налив и слив сжиженныхуглеводородных газов совместно с легковоспламеняющимися и горючими жидкостямине допускается.

На эстакадахдля слива и налива сжиженных углеводородных газов разрешается производить наливи слив нормального пентана, изопентана и других аналогичных жидкостей,перевозимых в специальных герметичных цистернах.

При этом длякаждого сливаемого или наливаемого продукта сливо-наливные коллектора должныбыть раздельными.

2.11. Для сливо-наливныхжелезнодорожных эстакад сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихсяжидкостей, транспортируемых под давлением, должна предусматриваться эстакададля осмотра и подготовки цистерн под налив на которой производится проверкаисправности и герметичности предохранительной, сливо-наливной и контрольнойарматуры, также наличие остаточного давления в неиспаряющихся остатков вцистерне.

Эстакадаподготовки цистерн сжиженных углеводородных газов под налив должна бытьоборудована коллекторами инертного газа и водяного пара, а также дренажнымколлектором с учетом требований п.2.19.

2.12.Сливо-наливные эстакады сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихсяжидкостей, транспортируемых под давлением, должны быть оборудованы факельнымколлектором, коллекторами инертного газа и водяного пара, а такжесамостоятельными коллекторами газоуравнительных систем для каждого видасливаемого или наливаемого сжиженного углеводородного газа. Коллектор водяногопара может не предусматриваться при обосновании технологической части проекта.

2.13. В составкаждого сливо-наливного устройства сливо-наливной железнодорожной эстакадысжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей,транспортируемых под давлением должны входить:

- трубопроводжидкого продукта (жидкой фазы),

-газоуравнительная линия (трубопровод паровой фазы),

-линия сброса на факел.

Подключениевсех трубопроводов сливо-наливного устройства к соответствующим коллекторам эстакадыосуществляется через запорную арматуру.

Дляобеспечения избыточного давления в цистерне до 0,07 МПа (0,7 кгс/см2)после слива продукта на эстакадах слива сжиженных углеводородных газовлегковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, следуетпредусматривать в составе каждого сливного устройства дополнительно трубопроводинертного газа (азота) с установкой на нем запорной арматуры и обратногоклапана.

Схемы слива иналива сжиженных газов приведены в приложениях 6 и 8.

2.14. Подводинертного газа или пара к трубопроводам для продувки иди пропарки необходимопроизводить с помощью съемных участков трубопроводов или гибких шлангов сустановкой запорной арматуры с обеих сторон съемного участка.

По окончаниипродувки эти участки трубопроводов или шланги должны быть сняты, а на запорнойарматуре установлены заглушки.

2.15.При проектировании новых и реконструкции действующих сливо-наливных эстакадсжиженных углеводородных газов, как правило, должна предусматриватьсякомпрессорная установка для утилизации сжиженных углеводородных газов,находящихся в цистернах, перед подачей под налив и для снижения в цистернеизбыточного давления до 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) после окончания сливасжиженного углеводородного газа.

В случаеотсутствия компрессорной установки для возможности утилизации сжиженныхуглеводородных газов, следует предусматривать на эстакадахподготовки цистерн под налив, слив жидкого продукта созданием давления вцистерне.

2.16.Сливо-наливные эстакады для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, заисключением нефти, мазута, битума, гудрона и масел, могут быть общими.

Насливо-наливных эстакадах для нефти допускается осуществлять слив и наливмазута.

2.17. Дляслива неисправных цистерн, как правило, следует предусматривать отдельнорасположенные стояки или эстакады с верхним и нижним сливом и, принеобходимости, с коллекторами для сливаемых продуктов. В обоснованных случаяхразрешается стояки для слива неисправных цистерн предусматриватьнепосредственно на сливо-наливных эстакадах при выполнении требований п.7.7настоящих указаний.

Сливсжиженного углеводородного газа можно осуществлять путем создания давления внеисправной цистерне.

2.18.Коллекторы на сливо-наливных эстакадах легко воспламеняющихся, горючихжидкостей и сжиженных углеводородных газов должны иметь приспособления дляосвобождения от продуктов:

-для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей из коллекторов - дренажныйтрубопровод к самовсасывающим насосам (см. приложение 9), или опорожнение припомощи вакуума, или другими эффективными методами;

- для сжиженныхуглеводородных газов путем сброса через специальную дренажную емкость споследующей перекачкой или передавливаниемв резервуары (см. приложения 6, 8) или в железнодорожную цистерну на отгрузку.

2.19.На трубопроводах, по которым поступают на эстакаду для налива и отводятся изнее при сливе легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и сжиженныеуглеводородные газы, должны быть установлены на случай аварии на расстоянии20-50 м от сливо-наливных эстакад задвижки с дистанционным управлением сощита операторной и непосредственно со сливо-наливной эстакады.

Даннуюарматуру следует размещать в местах, удобных для управления и обслуживания.

Управлениеуказанными электрозадвижками на железнодорожных сливо-наливных эстакадах должнорасполагаться на нулевых отметках в местах размещения эвакуационных лестниц.

Наливныеколлекторы сжиженных углеводородных газов должны быть обеспеченыпредохранительными клапанами для закрытого сброса газа из коллекторов притемпературном его расширении.

2.20. Сливлегковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует производить с помощьюзакрытой системы, состоящей из сливных устройств и коллекторов.

2.21. Системаверхнего и нижнего слива продуктов выбирается в зависимости от конструкциисливных приборов железнодорожных цистерн, подлежащих сливу на эстакаде, свойстви количества сливаемого продукта.

2.22. Присливе железнодорожных цистерн с верхним сливом, как правило, необходимоприменять для маловязких низкозастывающих легковоспламеняющихся жидкостейвакуумную систему слива.

Всоставе вакуумной системы слива должен предусматриваться вакуумсборник, объемкоторого определяется расчетом.

Данноетребование распространяется так же на слив неисправных цистерн, при этом объемсборника следует принимать не менее полезного объема одной сливаемой железнодорожнойцистерны.

Принципиальнаясхема вакуумной системы слива приведена в приложение 7.

2.23. Сливвязких легкозастывающих при температуре выше 0°С или кристаллизирующихсягорючих жидкостей из цистерн, не имеющих обогрева, в каждом конкретном случае долженпроектироваться в зависимости от климатических условий, количества стояков исливаемых продуктов и периодичности сливных операций.

При этомдолжны предусматриваться дополнительные мероприятия по разогреву продуктов присливе.

2.24. Разогреввысоковязких продуктов в железнодорожных цистернах при сливе разрешаетсяпроизводить:

- при помощипаровых передвижных подогревателей, опускаемых в железнодорожные цистерны;

- при помощициркуляционной системы подогрева сливаемого продукта с установкой специальныхстационарных теплообменных устройств за пределами железнодорожной эстакады.

Температуранагрева подогревателей должна быть не менее чем на 20 % ниже температуры самовоспламененияразогреваемого продукта.

2.25.Не допускается проектирование наливных коллекторов для высоковязких продуктовтипа гудрона и аналогичных им по вязкости других горючих жидкостей нажелезнодорожных эстакадах налива по тупиковой схеме.

Система наливавысоковязких продуктов в железнодорожные цистерны должна предусматриватьтехническую возможность циркуляции продукта по трубопроводам (коллекторамэстакады и т.д.) и прокачку маловязким не застывающим продуктом всехтрубопроводов.

Циркуляцияпродукта направлена на предотвращение его застывания и обеспечения надежнойработоспособности наливной системы.

Схема наливавысоковязких продуктов приведена в приложении 5.

2.26. Наливныеустройства на железнодорожных эстакадах для высоковязких, кристаллизирующихся продуктов и продуктов, способныхобразовывать твердые гидраты должны быть оборудованы обогревающимиустройствами, поддерживающими температуру наливного устройства выше температурыкристаллизации или образования гидратов.

Участкиналивных устройств, которые опускаются в горловину железнодорожнойцистерны не обогреваются.

2.27.Одоризация сжиженных углеводородных газов на сливо-наливных эстакадах недопускается.

2.28.Железнодорожные сливо-наливные эстакады могут быть односторонними с размещениемсливо-наливных устройств с одной стороны пути и двухсторонними (эстакадаразмещается между двумя железнодорожными путями).

2.29. Наливлегковоспламеняющихся и горючих жидкостей должен быть закрытым, асжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением- герметичным.

Слив-наливлегковоспламеняющихся и горючих жидкостей, относящихся к вредным веществам 1 и2 класса опасности, должен быть герметичным. Классификация вредных веществпринимается по ГОСТ 12.1.007-76.

2.30.Коллекторы на наливных эстакадах, как правило, следует располагать настроительных конструкциях эстакады. Допускается прокладка коллекторов насобственных строительных конструкциях.

2.31.Технологический шаг между наливными устройствами должен приниматься взависимости от конструкции этих устройств и обеспечивать налив продуктов всмешанный железнодорожный состав по всему фронту.

2.32. Длясливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следуетприменять бесшланговые наливные и сливные устройства.

Для этихцелей, как правило, должны применяться устройства в виде системышарнирно-сочлененных труб и телескопических устройств.

Нижнее звеноналивного устройства должно быть предусмотрено из металла, исключающегоискрообразование при ударах.

Для верхнегослива, вакуумного слива и слива неисправных цистерн разрешается использованиерезинотканевых рукавов.

2.33. Наливныеустройства для налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны бытьтакой длины, чтобы расстояние от конца наливного устройства до нижнейобразующей цистерны не превышало 200 мм.

2.34.Для отключения наливных и сливных коллекторов от цистерны на наливных, сливныхустройствах должны устанавливаться отключающие задвижки.

2.35. Коллекторы итрубопроводы наливных и сливных эстакад должны иметь компенсацию оттемпературных деформаций.

2.36. Приприменения в сливо-наливных устройствах сжиженных углеводородных газоврезинотканевых рукавов, они должны испытываться на давление согласно ГОСТ, ноне менее чем в 2 раза выше рабочего и быть рассчитаны не менее чем на 1,6 МПа(16 кгс/см2).

2.37.Гибкие рукава (шланги) должны иметь специальные приспособления дляприсоединения к штуцерам цистерны и трубопроводам из неискрящихся материалов.

2.38. Натрубопроводах жидкой и паровой фаз при сливе и наливе сжиженных углеводородныхгазов от железнодорожных цистерн до отключающей задвижки должен устанавливатьсяштуцер с вентилем для удаления остатков газа из рукавов в факельную систему.

2.39.Трубопроводы слива сжиженных углеводородных газов из железнодорожных цистерндолжны быть оборудованы обратными клапанами. Обратные клапаны должныустанавливаться в непосредственной близости от славного устройства, воизбежание обратного хода продукта из коллектора.

2.40.Несущие конструкции сливо-наливных эстакад, лотки должны быть выполнены изнесгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее: для колонн - 2 часа,балок и ригелей - 1 час.

Несущиеконструкции сливо-наливных эстакад следует проектировать, как правило, изтиповых сборных железобетонных конструкций. При необходимости и соответствующемобосновании допускается проектирование несущих конструкций из металла.

При этомнеобходимо предусматривать защиту металлических конструкций от воздействиявысоких температур до указанного предела огнестойкости.

Рабочиенастилы на железнодорожных сливо-наливных эстакадах следует выполнять изпросечно-вытяжного листа или полосовой стали, поставленной на ребро, безогнезащиты.

Навес над сливо-наливной эстакадой должен выполнятся изнесгораемых материалов.

2.41.Сливо-наливные эстакады должны иметь лестницы из несгораемых материаловв торцах, а также по длине эстакад на расстоянии не более 100 мдруг от друга. Ширина лестницы должна быть не менее 0,7 м, угол наклона- не более 45°. Ступени лестниц следует выполнять из просечно-вытяжного листаили полосовой стали, поставленной на ребро, без огнезащиты.

2.42.Шаг несущих конструкций (колонн) сливо-наливных железнодорожных эстакад долженбыть равен 6,0 м. В отдельных случаях при соответствующем обоснованиядопускается увеличение шага несущих конструкций сливо-наливных железнодорожныхэстакад до 12 м.

2.43.Территория, занятая сливо-наливной эстакадой, должна иметь твердоеводонепроницаемое покрытие, усиленное в зоне железнодорожных путей.

Твердоепокрытие должно выполняться из бетона, а под железнодорожными путями:

- в основании- железобетонные плиты,

- по верхуплит - деревянные (допускаются также железобетонные) шпалы, к которым крепятсярельсы.

Длязакрепления шпал между ними укладывается слой бетона, толщиной 100 мм на всюдлину шпал.

Габаритысливо-наливной железнодорожной эстакады определяются длиной и ширинойтерритории последней.

Для открытыхсливо-наливных железнодорожных эстакад длина территории определяетсястроительными конструкциями, ширина - твердым покрытием, огражденным бортиком,которое должно быть не менее габарита приближения строений в соответствии сГОСТ 9238-73.

Прирасположении сливо-наливных железнодорожных эстакад под навесом или в зданииширина и длина территории определяется строительными конструкциями навеса илиздания.

2.44. Твердоепокрытие территории сливо-наливных эстакад должно быть запроектировано с уклономне менее 2 % в сторону лотков, которые в свою очередь должны иметь уклон0,5 % к сборным колодцам, располагаемым на расстоянии не более 30 м друг отдруга.

Твердоепокрытие должно ограждаться бортиком, высотой 200 мм.

2.45. Отводныелотки, как правило, должны располагатьсяс внешней стороны железнодорожных путей. При этом лотки необходимо перекрыватьсъемными металлическими решетками. Лотки, как правило, следует проектировать измонолитного железобетона, для застывающих продуктов лотки дополнительно должныобогреваться.

2.46.При размещении эстакады для слива высоковязких продуктов в отапливаемом зданииразрешается размещать в этом здании изолированные помещения: насосной,венткамеры, электрощитовой, помещения КИП и санузла.

2.47. При проектированиислива-налива продуктов 1 и 2 классов опасности совместно с продуктами 3,4 классов опасности (ГОСТ 12.1.007-76) сливо-наливные устройства для продуктов1 и 2 классов опасности следует размещать в торцовой части железнодорожнойэстакады и отделять от остальной части эстакады бортиком, высотой 200 мм.

2.48.Конденсат от переносных и стационарных подогревателей, имеющихудовлетворительное качество, разрешается возвращать во внутризаводские сетиконденсатопроводов.

Загрязненныйконденсат, очистка которого невозможна, следует охлаждать с последующим сбросомв соответствующую производственную канализацию по анализу.

2.49.Обогрев технологических трубопроводов на железнодорожных эстакадах, в которыхтемпература перекачиваемого продукта не превышает 333К (60°С) следует производить,как правило, водой промтеплофикации с температурой до 423К (150°С).

Обогрев трубопроводов(коллекторов и стояков) для слива и налива высоковязких горючих жидкостейрекомендуется производить водяным паром, давление до 1,3 МПа (13 кгс/см2).

2.50. На железнодорожнойэстакаде слива высоковязких застывающих продуктов при применении передвижныхподогревателей для разогрева продуктов в цистернах должен предусматриватьсяколлектор водяного пара с отводами к каждой цистерне.

На отводахобязательна установка запорной арматуры.

На подводящемпаропроводе должна предусматриваться установка контрольно-измерительныхприборов, измеряющих параметры и количество теплоносителя.

2.51.Все паропроводы и конденсатопроводы, прокладываемые на эстакадах,теплоизолируются несгораемыми материалами.

2.52.Прокладка паропроводов и конденсатопроводов должна осуществляться всоответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатациятрубопроводов пара и горячей воды" и СНиП II-36-73.

 

3. МЕХАНИЗАЦИЯ, СВЯЗЬ, КОНТРОЛЬ И АВТОМАТИЗАЦИЯСЛИВО-НАЛИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Механизация

 

3.1. Наливныежелезнодорожные эстакады для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, накоторых налив производится с помощью бесшлангового телескопического устройства,должны быть оборудованы механизмами подъема и спуска телескопического патрубкаи перемещения, телескопического устройства.

Насливо-наливных железнодорожных эстакадах сжиженных углеводородных газов прииспользовании в качестве наливных и сливных приспособлений металлическихуравновешенных плеч необходимо предусмотреть возможность их подсоединения ксливо-наливным угловым вентилям и к уравнительному вентилю вне зависимости оттого, в каком положении по отношению к продольной оси цистерны будут находитьсявентили.

3.2.Сливо-наливные железнодорожные эстакады сжиженных углеводородных газов, накоторых налив в цистерны производятся с помощью гибких рукавов, должны бытьоборудованы поворотными устройствами и приспособлениями для крепления шлангов.

Поворотноеустройство должно обеспечить поворот рукавов на угол 120-180°.

3.3. Насливных железнодорожных эстакадах, где производится разогрев вязких продуктов вцистернах при помощи передвижных подогревателей, необходимо предусматриватьповоротные укосины, снабженные устройством для подъема и спуска подогревателей.

Угол поворотаукосины должен обеспечить попадание подогревателя в горловину цистерны с учетомнеточности ее установки, а также установку подогревателя в гнездо для хранения.

3.4. На всехэстакадах должны предусматриваться подъемные устройства для ремонта наливныхстояков, арматуры, ограничителей налива и т.п.

3.5.Для ремонта сливо-наливных железнодорожных эстакад следует предусматриватьпосты для подключения электросварочного оборудования и электроинструмента.Посты должны проектироваться с соблюдением требований Правил устройстваэлектроустановок (ПУЭ-86), "Правил технической эксплуатацииэлектроустановок потребителей" и "Правил техники безопасности приэксплуатации электроустановок потребителей", а также "Правил безопасностипри эксплуатации нефтегазоперерабатывающих заводов" (ПТБ НП-73.) и другихдействующих нормативных документов.

 

Связь

 

3.6.На сливо-наливных железнодорожных эстакадах легковоспламеняющихся и горючихжидкостей, а также сжиженных углеводородных газов следует предусматривать двухсторонниепереговорные устройства, обеспечивающие двухсторонние переговоры междусливо-наливщиком, машинистом и оператором.

При отсутствииуказанных переговорных устройств, разрешается на сливо-наливных железнодорожныхэстакадах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженныхуглеводородных газов, предусматривать громкоговорящую связь из операторной ипрямую телефонную связь с эстакады между товарной операторной и насосной, атакже пожарные извещатели. Исполнение оборудования связи, устанавливаемого наэстакадах, должно соответствовать категориям и группам взрывоопасных смесейсогласно ПУЭ-86 или вынесено за пределы взрывоопасной зоны.

3.7.Для производственной громкоговорящей связи вдоль сливо-наливной железнодорожнойэстакады во взрывоопасной зоне, как правило, следует устанавливатьвзрывобезопасные рупорные громкоговорители, которые должны крепиться кметаллоконструкциям эстакады, столбам, прожекторным мачтам или инымсооружениям.

3.8. Подвод кабелей кгромкоговорителям должен осуществляться в стальных трубах согласно ПУЭ-86.

Подвод кабелейк пожарным извещателям, при открытой прокладке, в целях защиты от механическихповреждений должен выполняться в газовых трубах.

3.9. Насливо-наливных железнодорожных эстакадах следует устанавливать телефонныеаппараты у лестниц на нулевой отметке и на площадке расположения узловуправления наливом с прокладкой к ним кабелей в металлических трубах.

Расстояниемежду ними не должно превышать 100 м, количество телефонных аппаратов наэстакаде должно быть не менее двух на каждой из указанных отметок.

3.10.Извещатели пожарной сигнализации общего назначения должны устанавливаться вдольсливо-наливной железнодорожной эстакады через 100 м друг от друга, но не менеедвух на каждую эстакаду в районе лестниц для обслуживания эстакад.

Размещатьпожарные извещатели следует на расстояния 20 м от сливо-наливных эстакад наколонках таким образом, чтобы нажимная кнопка была выше уровня земли не более,чем на 1,5 м и был обеспечен свободный доступ к ним и их достаточная освещенность.

 

Контроль и автоматизация

 

3.11. Наливныеоперации легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны автоматизироватьсяпутем использования ограничителей уровня налива с учетом их применимости дляразличных сред.

3.12. В случаеслива продукта из железнодорожных цистерн через промежуточные сливные емкостидолжна быть предусмотрена автоматическая откачка сливаемого продукта изпромежуточных емкостей, предотвращая перелив последних.

Насосныеагрегаты должны иметь блокировку на автоматическое включение по номинальномууровню и отключение по нижнему уровню от уровнемеров, устанавливаемых напромежуточных сливных емкостях. Одновременно в операторную должен поступатьсветовой и звуковой сигнал о верхнем предельном уровне.

3.13.На эстакадах для налива легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженныхуглеводородных газов приборы замера давления и температуры необходимоустанавливать на общем коллекторе подачи продукта на наливные устройства передвходом на эстакаду с выносом показаний на щит оператора.

3.14.При автоматическом прекращении налива продуктов в железнодорожные цистерны сцелью исключения гидравлических ударов в трубопроводах и наливных устройствах,следует предусматривать байпаспрование насоса налива.

На байпасенасоса следует устанавливать регулирующий клапан, который должен открыватьсяпри увеличении давления наливаемого продукта в напорном коллекторе переджелезнодорожной сливо-наливной эстакадой.

3.15.На площадке для обслуживания наливных устройств эстакад легковоспламеняющихся игорючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов следуетпредусматривать кнопки дистанционного отключения насосных агрегатов, подающихпродукт на железнодорожную эстакаду.

Расстояниемежду кнопками должно быть не более 50 м.

3.16.На сливо-наливных железнодорожных эстакадах легковоспламеняющихся жидкостей исжиженных углеводородных газов должны устанавливаться сигнализаторы довзрывныхконцентраций согласно требованиям к установке сигнализаторов и газоанализаторов(ТУ-ГАЗ-86).

Один датчиксигнализатора довзрывных концентраций следует устанавливать на две цистерны нанулевой отметке вдоль каждого фронта налива и слива.

Придвухстороннем фронте налива или слива датчики должны располагаться в"шахматном" порядке.

 

4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ, КАНАЛИЗАЦИЯ

 

4.1. Припроектировании водоснабжения и канализации сливо-наливных эстакадлегковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует предусматривать следующиемероприятия:

а) смывпроливов продуктов на сливо-наливных эстакадах производить водой с температурой не выше 75°С в местах водоразборас учетом температуры застывания продуктов. Для смывания мазута и другихвысоковязких продуктов допускается использование пара низких параметров;

б) отводсточных (производственных и дождевых) вод от сливо-наливных эстакад нанефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях предусматривается:

- от эстакадсветлых нефтепродуктов - в первую систему канализации,

- от эстакадсырой нефти и темных нефтепродуктов - во вторую систему канализация,

- от эстакадтоксичных веществ (фенол, синтетические жирные кислоты, метанол, этилированный бензин, тетраэтилсвинец в др.) призагрязнении стока в специальную канализацию с последующей подачей на установкилокальной очистки или обезвреживания стоков;

- от эстакадсжиженных углеводородных газов C1-C3 в первую систему канализации,

- от эстакадсжиженных углеводородных газов C4, вспециально-устанавливаемые емкости приема сточных и дождевых вод. Сточные водыв данных емкостях должны анализироваться на содержание углеводородов и затемнаправляться при необходимости на отпарку углеводородов или в первую системуканализации;

в) на предприятияхсинтетического каучука отвод сточных вод от сливо-наливных эстакадпредусматривается в специально устанавливаемые емкости приема сточных идождевых вод. Сточные воды в данных емкостях должны анализироваться насодержание углеводородов и затем направляется на установки отпаркиуглеводородов или в промышленную канализацию;

г) в случае отсутствияна нефтехимическом предприятии указанных в п. 4.1б систем канализации отводсточных вод от сливо-наливных эстакад следует выполнять по аналогии спредприятиями синтетического каучука согласно п.4.1в.

4.2. Для смыва проливовпродукта па сливо-наливных эстакадах необходимо использовать воду изпроизводственного водопровода. Для подогрева воды, как правило, применятьскоростные пароводоподогреватели с подключением к системе технологическогопароснабжения промплощадки.

Расчетный расход горячейводы принимается две струи по 2,5 л/с в течение 30 мин. каждуюсмену.

Значение располагаемых(свободных) напоров в трубопроводах горячего водоснабжения в местахводоразборов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85 попроектированию внутреннего водопровода и канализации зданий.

4.3. Разводкасети горячей воды и пара должна осуществляться сухотрубами, прокладываемымиоткрыто по конструкциям эстакады, с уклоном для возможности их опорожнения. Насухотрубах через каждый 30 м устанавливаются поливочные краны dу25 с прорезиненными шлангами dу 25 длиной 15м.

Необходимостьтеплоизоляции трубопроводов определяется теплотехническими расчетами,конструктивные решения прокладки трубопроводов и теплоизоляции должныприниматься в соответствии с требованиями СНиП II-36-73* попроектированию тепловых сетей.

4.4. Сборныеколодцы должны присоединяться к сети промканализации через колодцы сгидравлическим затвором. Пропускная способность сети промканализации должнабыть дополнительно рассчитана на прием наибольшего количества воды при пожаре,либо при дожде.

 

5. ПОЖАРОТУШЕНИЕ

 

5.1. Для пожаротушения открытыхи расположенных под навесами сливо-наливных железнодорожных эстакадлегковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует предусматривать:

- стационарную установкупожаротушения воздушно-механической пеной средней кратности с дистанционнымпуском,

- водяное орошениелафетными стволами конструкций эстакады и железнодорожных цистерн,

- установку стояков, ссоединительными головками на магистральном (кольцевом) растворопроводе дляподачи пены от переносных генераторов, на расстоянии 120 м друг от друга.

При размещениисливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в зданияхдолжна предусматриваться стационарная установка пожаротушениявоздушно-механической пеной средней кратности с дистанционным пуском ивнутренний противопожарный водопровод, обеспечивающий подачу в любую точкупомещения двух струй воды с расходом по 5 л/с каждой.

Для противопожарнойзащиты сливо-наливных железнодорожных эстакад сжиженных углеводородных газовследует предусматривать водяные лафетные стволы.

5.2. Инерционностьсистемы пенного пожаротушения для сливо-наливных железнодорожных эстакадлегковоспламеняющихся и горючих жидкостей должна быть не более 3 минут.

5.3.Расчетная площадь пенного пожаротушения для сливо-наливных железнодорожныхэстакад принимается по внешнему контуру сооружения, включая железнодорожныепути, с учетом размещения на этой площади не менее 3 железнодорожных цистерн накаждой стороне налива.

Пеногенераторыследует располагать на строительных конструкциях эстакад с подачей пены сверхуна железнодорожные цистерны и настил эстакады.

На каждуюжелезнодорожную цистерну грузоподъемностью 60 т должна осуществляться подачапены не менее чем с одного пеногенератора.

5.4. Проектированиелафетных установок для противопожарной защиты железнодорожных сливо-наливныхэстакад следует осуществлять в соответствии с отраслевыми нормативнымидокументами.

5.5.Лафетные стволы системы орошения должны устанавливаться на расстоянии не менее15.0 м от железнодорожного пути эстакады.

Если приреконструкции сливо-наливных эстакад невозможно обеспечить указанноерасстояние, допускается его уменьшение до 10 м.

5.6.Расположение лафетных стволов определяется из условия орошения каждой точкиэстакады двумя струями.

5.7.Сливо-наливная эстакада должна быть обеспечена первичными средствамипожаротушения в соответствии с правилами пожарной безопасности приэксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий (ППБ-79).

5.8.Совместно с пожарными извещателями, размещаемыми в районе сливо-наливныхэстакад следует предусматривать устройства для дистанционного включенияпожарных насосов в насосной пенотушения. Устройства для дистанционноговключения насосов пенотушения должны располагаться на расстоянии не более 100 мдруг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду с расположением в противоположныхконцах эстакады.

 

6. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

 

6.1.Взрывоопасные и пожароопасные зоны на сливо-наливных эстакадах определяются всоответствии с "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ-86).

6.2.Исполнение электрооборудования и аппаратов, применяемых для освещениясливо-наливных эстакад, должно соответствовать местам их установок.

При установкеэлектрооборудования во взрывоопасных зонах, его исполнение по взрывозащитедолжно соответствовать категориям и группам взрывоопасных смесей по классификации,приведенной в ГОСТ 12.2.020-76 и ГОСТ 12.1.011-78.

6.3. Открытыесливо-наливные железнодорожные эстакады легковоспламеняющихся и горючихжидкостей, а также сжиженных углеводородных газов должны освещатьсяпрожектерами.

Использованиесветильников для электроосвещения открытых сливо-наливных эстакад в каждомслучае должно быть обосновано.

Закрытыесливо-наливные эстакады и сливо-наливные эстакады под навесами должныосвещаться светильниками, расположенными на строительных конструкциях навесов,зданий и в других местах, где исключается механическое повреждениеэлектропроводки и светильников.

Принеобходимости контроля за состоянием и уровнем налива железнодорожных цистернследует применять безопасные аккумуляторные фонари.

6.4.Управление освещением сливо-наливных эстакад должно быть централизованным иосуществляться дистанционно со щита оператора.

6.5. Защитноезаземление должно быть выполнено в соответствии с требованиями действующихправил устройства электроустановок (ПУЭ-86).

6.6.Молниезащита (защита от прямых ударов и от вторичных проявлений молний) должнасоответствовать требованиям инструкции по проектированию и устройствумолниезащиты зданий и сооружений СН 305-77.

6.7.Сливо-наливные эстакады для легковоспламеняющихся жидкостей и сжиженных углеводородныхгазов должны быть защищены от прямых ударов молнии и от электрической индукции.

6.8. Приразработке проекта молниезащиты следует учитывать зоны защиты, создаваемые прожекторными мачтами освещениясливо-наливных эстакад.

6.9. Защита от прямых ударовмолнии должна, быть осуществлена отдельно стоящими молниеотводами (стержневымиили тросовыми).

6.10. Вкачестве токоотводов можно использовать металлические конструкциимолниеприемников. При этом должна быть обеспечена непрерывная электрическая связь.

6.11. В зону защитымолниеотводов должно входить пространство над горловинами цистерн, в которыепроизводится открытый налив продукта на наливной эстакаде.

6.12. Защитаот электростатической индукции обеспечивается присоединением всегооборудования и аппаратов к защитному заземлению.

6.13. Какправило, должно предусматриваться объединение заземлителей защиты от прямыхударов молнии, защитного заземления электрооборудования и заземлителя защиты отэлектростатической индукции.

6.14.Сливо-наливные эстакады (в металлическом в железобетонном вариантах),относящиеся по классификации ПУЭ к пожароопасным зонам классов II-I и II-III, являются сооружениями IIIкатегории по устройству молниезащиты и должны быть защищены от прямых ударовмолнии и от заноса высоких потенциалов.

6.15. Защитаот статического электричества должна выполняться в соответствии с требованиямиправил защиты от статического электричества в производствах химической,нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

6.16.Металлическое и электроприводное неметаллическое оборудование, трубопроводыдолжны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь,которая в пределах сливо-наливной эстакады должна быть присоединена к контурузаземления не менее, чем в двух точках.

6.17.Металлические кожухи термоизоляции трубопроводов в пределах сливо-наливнойэстакады должны обеспечивать непрерывность электрической цепи и быть заземленычерез каждые 40-50 м с помощью стальных проводников или путем присоединениянепосредственно к заземленным трубопроводам, на которых онисмонтированы.

6.18. Наливныеи сливные устройства эстакад должны быть заземлены.

6.19. Рельсыжелезнодорожных путей в пределах сливо-наливного фронта должны бытьэлектрически соединены между собой и присоединены к заземляющим устройствам вдвух местах по торцам эстакады. При этом заземляющие устройства должныбыть не связаны с заземлением электротяговой сети.

6.20.Заземляющие устройства для защиты от статического электричества следует, какправило, объединить с заземляющими устройствами для электрооборудования имолниезащиты.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ТЕРРИТОРИИ ЭСТАКАД

 

7.1.Сливо-наливные эстакады должны располагаться на прямом горизонтальномучастке железнодорожного пути.

Расположениеэстакад на уклоне до 1,5 % допускается в исключительных случаяхпри соответствующем обосновании.

На складах III категории сливо-наливные эстакады, оборудованныесливо-наливными устройствами с одной стороны допускается располагать на кривыхучастках пути радиусом не менее 200 м.

7.2.Количество железнодорожных сливо-наливных эстакад определяется объемомсливо-наливных операций с учетом коэффициента неравномерности по прибытию иотправлению цистерн.

7.3.Расстояние между путями двухсторонней сливо-наливной эстакады определяетсяразмерами конструкции эстакады и габаритом приближения строений по ГОСТ 9238-83.

7.4. Железнодорожныепути, на которых располагаются сливо-наливные эстакады должны иметь съезд напараллельный обгонный путь, позволяющий вывод с эстакад цистерн в обе стороны.

Если приреконструкции действующих эстакад невозможно устройство съезда на параллельныйобгонный путь, позволяющий вывод с эстакад цистерн в обе стороны, длинутупикового железнодорожного пути со сливо-наливных эстакад следует увеличить неменее чем на 30 м от торца эстакады до упорного бруса, при этом на брусенеобходимо устанавливать лебедку с тросом для растаскивания цистерн.

7.5. Вдолькаждой сливо-наливной железнодорожной эстакады легковоспламеняющихся и горючихжидкостей, а также сжиженных углеводородных газов должен предусматриватьсяпожарный проезд, который следует располагать на расстоянии не менее 20 м открайнего рельса сливо-наливной эстакады.

Проезды должныиметь твердое покрытие шириной проезжей части 3,5 м.

Пожарныепроезды должны быть оборудованы шлагбаумом, находящимся в закрытом положении.

Примерразмещения пожарных проездов при параллельном расположении несколькихсливо-наливных эстакад приведен в приложения 12.

7.6.Расстояние между осями ближайших железнодорожных путей соседних сливо-наливных эстакад(расположенных на параллельных путях) должно быть не менее 30 м.

7.7.Расстояние от крайнего рельса железнодорожного пути предприятия, по которомупредусматривается движение локомотивов, до крайнего рельса ближайшего пути сосливо-наливной эстакадой, должно быть не менее 20 м, если температуравспышки паров сливаемых или наливаемых легковоспламеняющихся и горючихжидкостей ниже 393 К (120°С) и не менее 10 м, если температура вспышки паров393 К (120°С) и выше.

Проездлокомотива через сливо-наливные эстакады не допускается.

7.8. Расстояние отжелезнодорожных путей до выступающих частей сливо-наливных эстакад следуетпринимать в соответствии с габаритами приближения строений согласно ГОСТ 9238-83.

7.9. К сливо-наливнымэстакадам должны быть предусмотрены пешеходные дорожки с бетонным покрытиемшириной не менее 1 м. Пешеходные дорожки проектируются к торцам каждойэстакады.

7.10. Сливо-наливныеэстакады для крупнотоннажных продуктов должны проектироваться, как правило, дляслива или налива не более 2-4 продуктов на одной эстакаде. При этом, к одномупродукту могут быть отнесены несколько сортов последнего, перекачка которыхможет производиться по одному и тому же коллектору. При проектированиисливо-наливных эстакад для мелкотоннажных продуктов, количество последнихопределяется автором проекта.

7.11. Расстояние отсливо-наливных эстакад до других объектов парка (склада), в состав которыхвходят эстакады, должны быть не менее указанных в табл. 1.

 

8. ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СЛИВО-НАЛИВНЫХ ЭСТАКАД

 

8.1. В местахпересечения пешеходных дорожек с рельсовыми путямипредусматривать сплошные настилы в уровень с головками рельсов.

8.2. Переход собслуживающей площадки эстакады на цистерну должен происходить через переходныемостики, рабочие настилы которого выполняются из просечно-вытяжного стальноголиста.

Перемещение иконструкция переходных мостиков должны исключать необходимость хождениясливщиков-наливщиков по верней образующей котла цистерны.

8.3. Переходные мостикив нерабочем положении должны быть не ближе габарита приближениястроений, в соответствии с ГОСТ 9238-83 для сливо-наливных ипогрузочно-разгрузочных устройств и снабжены приспособлением для фиксирования внерабочем положении.

8.4. Настилы эстакад ипереходных мостиков, должны быть оборудованы перилами высотой де менее 1 м, атакже сплошным бортиком высотой не менее 140 мм.

8.5. В отдельных случаяхпо согласованию с органами Министерства путей сообщения допускается устройствоэстакад без переходных мостиков. В этом случае приближение настила,конструкция эстакад и ее элементов должно быть таким, чтобы обеспечиваласьбезопасность при производстве сливо-наливных операций и при переходе с эстакадына цистерну, а также исключалась возможность соприкосновенияцистерны или ее отдельных элементов с эстакадой.

8.6. Припараллельном размещении двух сливо-наливных эстакад и при наличии между нимиходовых железнодорожных путей, а также трех и более эстакад, предусматриватьмежду ними пешеходные мосты.

8.7. Длязакрытых сливо-наливных эстакад мосты прокладываются с их одной торцовойстороны, более удобной для обслуживающего персонала, с учетом расположениянасосных, диспетчерских пунктов, бытовых помещений и т.д.

8.8. Дляоткрытых сливо-наливных эстакад при технической возможности прокладкумостов, как правило, следует проектировать равно удаленными от их торцов.

8.9. Длинамоста должна обеспечивать переход с двух крайних или рядом параллельнорасположенных сливо-наливных эстакад.

8.10. Опорымостов должны устанавливаться с учетом габаритов приближений строений и немешать проезжей части пожарных автомашин.

8.11. Несущиеконструкции моста выполняется из железобетона или металла, огражденияразрешается выполнять без огнезащиты из металла, рабочие настилы - изпросечно-вытяжного стального листа.

8.12.Пешеходные мосты должны иметь ширину 2,25 м, высоту перил 2,3 м,сплошную обшивку по низу высотой не менее 100 мм.

8.13. Сторца мостов предусматривать маршевые лестницы шириной не менее 0,7 м и угломнаклона не более 45°, а также промежуточные выходы с мостов на сливо-наливнуюэстакаду через маршевые лестницы шириной не менее 0,7 м и углом наклона неболее 45°.

8.14.Пешеходные мосты должны иметь освещение 10 люкс и подлежат заземлению.

 

Таблица 1

 

 

 

Минимальное расстояние в м от сливо-наливной железнодорожной эстакады

№№ пп

Объект, до которого нормируется расстояние

Легко-

воспламеняющихся жидкостей

Горючих жидкостей

Сжиженных углеводородных газов

1

2

3

4

5

1

Резервуары наземные и подземные сырьевых и товарных парков легковоспламеняющихся и горючих жидкостей независимо от емкости парков (от оси обвалования)

30

30

 

2

Резервуары наземные и подземные сырьевых и товарных парков легковоспламеняющихся и горючих жидкостей независимо от емкости парков (от оси обвалования):

 

 

 

 

а) при объеме сливо-наливных операций на эстакаде сжиженных углеводородных газов до 500 м3 включительно;

 

 

110

 

б) при объеме сливо-наливных операций на эстакаде сжиженных углеводородных газов до 2000 м3 включительно;

 

 

200

 

в) при объеме сливо-наливных операций на эстакаде сжиженных углеводородных газов свыше 2000 м3;

 

 

300

3

Резервуары наземные сырьевые и товарных парков сжиженных углеводородных газов (до оси обвалования):

 

 

 

 

а) при общем объеме парка до 500 м3 включительно;

110

110

40

 

б) при общем объеме парка до 2000 м3 включительно;

200

200

40

 

в) при общем объеме парка свыше 2000 м3;

300

300

40

4

Товарные и сырьевые насосные, обслуживающие сливо-наливные эстакады

15

10

15

5

Насосные пенотушения парка

50

50

-

6

Бытовые помещения, лаборатории, проходная парка

60

40

60

7

Сооружения с применением открытого огня

100

100

300

8

Пруды-отстойники, нефтеловушки

100

100

-

9

Пожарные резервуары парка

60

40

60

10

Пожарные извещатели

20

20

20

11

Ограждение

30

30

30

12

Пункты подготовки и ремонта неисправных цистерн

100

100

300

13

Эстакада для слива неисправных цистерн

30

30

30

14

Отдельно стоящие закрытые РУ, ТП, ПП парка

60

30

80

15

Прожекторные мачты без распределительного щита

25

25

25

16

Кабельные эстакады парка

20

20

20

17

Автомобильные дороги, проезды

20

20

20

 

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Расстояния, указанные в таблице,определяются для крытых эстакад от наружных стен, для открытых эстакад - от осижелезнодорожного пути.

2. Расстояния от сливо-наливных эстакад до объектов, напринадлежащих парку (складу) в состав которых входят эстакады, принимаютсятакими же, как и от парков, (складов) легковоспламеняющихся и горючих жидкостейи сжиженных углеводородных газов.

3. Под объемом сливо-наливных операции подразумеваетсяколичество (м3) одновременносливаемого или наливаемого продукта в допустимые сроки слива-налива,определенные приложением I настоящих указаний.

 

 

Приложение 1

 

Максимальнодопустимые сроки на слив и налив цистерн

 

1. Железнодорожные цистерны, принадлежащие МПС СССР

(выписка из Устава железных дорог Союза ССР и Правилперевозки грузов)

 

Срок наливаили слива для всей одновременно поданной партии цистерн по фронтуодновременного налива или слива не должен превышать:

для налива -независимо от рода продуктов и грузоподъемности цистерн - 2 часа.

для слива -для двухосных цистерн - 1 час 15 мин., для цистерн, имеющих четыре и более осей- 4 часа.

Указанныйсрок приведен для эстакад, где налив цистерн производится при помощи насосов смеханическим приводом, а слив из цистерн производится при помощи таких женасосов или самотеком через нижнее сливное отверстие цистерны.

При сливевязких легкозастывающих жидкостей, требующих предварительного разогрева ихперед сливом, общий срок на разогрев и слив устанавливается в зависимости отвязкости или температуры застывания продукта.

По срокам,предоставляемым на слив, вязкие легкозастывающие продукты делятся начетыре группы по следующим данным:

вязкиепродукты - по условной вязкости при 50°С,

застывающие(невязкие) продукты - по температуре застывания.

К группе I относятся продукты с условной вязкостью от 5 до 15° илитемпературой застывания от минус 15°С до 0°С.

К группе II относятся продукта с условной вязкостью от 16 до25° или с температурой застывания от плюс 1°С до плюс 15°С.

К группе III относятся продукты с условной вязкостью от 26 до 40°включительно или с температурой застывания от плюс 16°С до плюс 30°Свключительно.

К группе IV относятся продукты с условной вязкостью выше 40° или стемпературой застывания выше плюс 30°С.

В случаезатруднения слива и необходимости разогрева вязких и застывающих продуктов вхолодный период года (с 15 октября по 15 апреля) общий срок на разогрев и сливпоследних не должен превышать для продуктов I группы - 4 часа, II группы - 6 часов, III группы - 8часов и IV группы - 10 часов.

Присливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливаются следующие сроки: дляпродуктов I и II групп - 3 часа, для продуктов III иIV групп - 4 часа.

При необходимостиразогрева вязких и легкозастывающих продуктов в теплый период годавышеуказанный срок слива может быть дополнительно увеличен для продуктов I и II групп, а также присливе из цистерн с паровой рубашкой - на 1 час, для продуктов III и IV групп - на 2 часа.

Перечень вязких изастывающих продуктов по указанным группам приведен в приложении 3.

 

2.Железнодорожные цистерны, принадлежащие ПО "Центргаз"

(выпискаиз инструкции но наливу, сливу и перевозке сжиженныхуглеводородных газов в железнодорожных вагонах-цистернах)

 

Срок налива всей партии цистерн одной отправки назаводе-поставщике с момента их приемки от конторы сжиженного газа илитоварно-транспортного пункта объединения "Центргаз" не долженпревышать 6 часов.

Срок слива(время простоя) всей партии цистерн одной отправки у грузополучателя недолжно превышать 24 часов с момента их прибытия на станцию назначения и домомента возвращения на станцию.

 


Характеристикаосновных типов железнодорожных цистерн, применяемых для перевозкилегковоспламеняющихся и горючих жидкостей и

сжиженныхуглеводородных газов для предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимическойпромышленности

 

№№

пп

Техническая характеристика железнодорожного вагона-цистерны

Для нефти и бензина

Для вязких нефте-

продуктов

для фенола

для этиленовой жидкости

для пропана

для сжиженных углево-

дородных газов

для пентана

для спирта

для винил-

хлорида

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

Колея, мм

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

1520

 

2

Грузоподъемность, т

120

60

45,6

63,5

62

60,65

22,9

32,1

40

59

58,4

3

Тара, т

48,8

23,2

25,1

24,23

23,4

22,24

35,7

36,2

23,4

23,2

28,8

4

Объем котла, м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полный

140

73,1

61,2

73,17

62,37

38,7

54

75,5

73,3

73,1

73,0

 

полезный

137,2

71,7

57

68,6

57,8

36,8

45

64,2

62,3

71,7

5

Длина, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по осям сцепления автосцепок

21120

12020

12020

12020

12020

12020

12020

12020

12020

12020

12020

 

по концевым блокам рамы

19990

10800

10800

10800

10800

10800

10800

-

10800

10800

10800

 

котла наружная, мы

20220

10770

10300

10770

10520

10490

10648

-

-

10770

10860

6

Ширина максимальная, мм

3275

3080

3020

3080

3080

3000

3020

3240

3220

3096

3240

7

Диаметр -котла внутренний, мм

3000

3000

2800

3000

2800

2200

2600

3052

3000

3000

3000

8

Высота от уровня головок рельсов: максимальная, мм

4830

4615

4600

4595

4615

4140

4593

5010

5017

4615

4990

9

Условное рабочее давление в котле, ати

1,5

1,5

2,5

1,5

1,5

1,0

20

20

3,0

1,5

8,0

10

Коэффициент тары

0,41

0,4

0,55

0,382

0,38

0,367

1,55

-

0,585

0,398

0,49

11

Удельный объем, м3

1,143

1,19

1,26

1,08

0,93

0,64

1,965

-

1,6

1,215

1,25

12

Нагрузка от оса на рельсы, т

21,1

20,8

17,6

21,625

21,35

20,7

14,65

-

15,85

20,55

21,8

13

Нагрузка на I пог. м пути, т

8,0

6,9

5,86

7,3

7,1

6,89

4,87

-

5,27

6,86

7,25

14

Конструктивная скорость, км/ч

120

120

120

120

120

120

120

120

120

120

120

15

Габарит по ГОСТ 9238-83

1-Т

02-Т

02-Т

02-Т

02-Т

02-Т

02-Т

1-Т

1-Т

02-Т

1-Т

16

Характеристика вагонов-цистерн по сливо-наливным устройствам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налив

Верхний через две горловины

Верхний

 

Верхний

Верхний

 

Верхний

 

Верхний

 

Верхний

 

Верхний

 

Верхний

 

Верхний

 

Верхний

 

 

Слив

нижний через два типовых универ-

сальных сливных приборов (ГОСТ 9273-70)

нижний через типовой универ-

сальный сливной прибор (ГОСТ 9273-70)

Верхний

нижний через типовой универ-

сальный сливной прибор (ГОСТ 9273-70)

нижний через типовой универ-

сальный сливной прибор (ГОСТ 9273-70)

Верхний

 

Верхний

 

Верхний

 

Верхний

 

нижний через типовой универ-

сальный сливной прибор (ГОСТ 9273-70)

Верхний

 

17

Трафарет

«Бензин»

«Бензин»

Огнеопасно

-

едкая жидкость «Опасно»

«Этиловая» жидкость огнеопасно, ядовито

«Пропан, сжиженный газ. Огнеопасно. С горки не спускать»

«Пропан. Сжиженный газ. Огнеопасно. С горки не спускать»

«Пентан. Огнеопасно. С горки не спускать»

«Спирт»

 

18

Номер модели

15-871

15-1443

15-1416

15-1566

15-898

15-1414

15-1407

15-1519

15-1520

15-1454

15-1421

 

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. В настоящем приложении по материаламзаводов-изготовителей указаны цистерны, которые находятся в серийномпроизводстве, либо которые выпускаются партиями по мере поступления заказов.Данные приведены на основании каталога ЦНИИТЭИТ яжмаша 18-3-79.

2. При перевозке в вагоне-цистерне, указанной в гр.10пропилена, изобутана, н-бутана и изопрена грузоподъемность цистерны будет равнасоответственно 33,5 т, 35,6 т, 36,8 т и 43,0 т.

 


Приложение 3

 

Переченьвязких и легкозастывающих продуктов

 

№№

пп

 

Наименование продукта

К какой группе относится

1

2

3

1

Асидол и асидол-мыловафт

I

2

Бензол

II

3

Гудрон

VI

4

Депрессатор АЗНИИ

I

5

Деэмульгатор (НЧК)

II

6

Дистиллят вакуумный из нефтей восточных районов

III

7

Кислоты синтетические жирные (типа саломас)

IV

8

Мазут-мягчитель

II

9

Мазут прямой гонки

I

10

Мазут смазочный

II

11

Мазут флотский 12 и 20

II

12

Мазут флотский ФС-5

I

13

Масло авиационное МС-20, МС-14

II

14

Масло авиационное МК-22, МС-24

III

15

Масла автомобильные специальные с присадками НАКС или ЦИАТИМ-331

I

16

Масло автотракторное АК-15 (автол. № 18)

II

17

Масла автотракторные (автолы) АК-6, АКЗп-6, АКЗп-10, АК-10, АС-5, АС-8, АС-9,5

I

18

Масло автотракторное трансмиссионное

III

19

Масло антраценовое (шпалопропиточное)

II

20

Масло дизельное селективное с присадкой АЗНИИ

I

21

Масла дизельные Д-11, ДЛ-8, ДП-11

I

22

Масла дизельные ДП-14, В2-300

II

23

Масла для гипоидных передач и прессов

I

24

Масло для прокатных станов (брайтсток)

III

25

Масло для изготовления солидола

II

26

Масло кабельное

II

27

Масло компрессорное

II

28

Масло конденсаторное

I

29

Масло моторное для тихоходных дизелей

I

30

Масло осевое Л (летнее)

I

31

Масло пластификатор НП-6

IV

32

Масло судовое

I

33

Масло трансмиссионное (нигролы)

II

34

Масло трансмиссионное с присадкой

III

35

Масло турбинное

I

36

Масло цилиндровое 2

II

37

Масло цилиндровое 24 (вискозин)

III

38

Масло цилиндровое 38(6) и 52 (вапор)

IV

39

Мылонафт

I

40

Нефть битковская и долинская

II

41

Нефть ильская, мангышлакская и ухтинская

III

42

Нитробензол

II

43

Нитротолуол

II

44

Парафин спичечный (желтый)

IV

45

Петролатум

III

46

Пиробензол

II

47

Пирополимеры

I

48

Полидиены

II

49

Полигудрон

IV

50

Смола нефтяная

IV

51

Смолы сланцевые: мягчитель и флотационная

II

52

Сырье пиролизное из парафинистых нефтей

I

53

Термогазойль

II

54

Топливо дизельное Л

I

55

Топливо моторное, топливо для тихоходных дизелей

I

56

Топливо нефтяное (мазут) марки 20

II

57

Топливо нефтяное (мазут) марки 40

III

58

Топливо нефтяное (мазут) марок 80, 100

IV

59

Фенол жидкий

III

60

Формалин

I

61

Фракция керосина - газойлевая из парафинистых нефтей

I

62

Циклогексан

II

63

Экстракт ароматический (фенольный)

II

 

ПРИМЕЧАНИЕ: По требованию министерств,ведомств-грузополучателей Министерство путей сообщения может дополнять переченьвязких и застывающих продуктов при условии представления характеристики овязкости и температуре застывания данного продукта.


Приложение 4

 

 

Схеманалива светлых нефтепродуктов с пневматическим ограничителем уровня налива

1- пневматический ограничитель, 2 - наливной стояк, 3 - напорный коллектор,

4- цистерна, 5 - байпас, 6 - насос, 7 - резервуар


Приложение 5

 

 

Принципиальнаясхема налива высоковязких продуктов

1- цистерна, 2 - наливной стояк, 3 - наливной коллектор, 4 - теплообменник; 5 -резервуар;

6- центробежный насос, 7 - поршневой насос


Приложение 6

 

 

Схема налива сжиженныхуглеводородных газов без компрессорной установки

1 - наливной стояк, 2 -коллектор налива, 3 - газоуравнительная линия (трубопровод паровой фазы), 4 -насос, 5 - емкость для сжиженных углеводородных газов, 6 - трубопровод сбросана свечу, 7 - трубопровод азота, 8 - трубопровод водяного пара


Приложение 7

 

 

Принципиальная схемавакуумной системы слива

1 - цистерна; 2 -сливной стояк; 3 - всасывающий коллектор; 4 - вакуумсборник;

5 - вакуумная линяя; 6 -вакуум-насос; 7 - всасывающий трубопровод; 8 - насос;

9 - резервуар;10-гидравлический затвор

 

 


Приложение 8

 

 

Схема слива сжиженных углеводородных газов скомпрессорной установкой

1 - цистерна, 2 - фильтр, 3- подогреватель, 4 - горизонтальная емкость для сжиженного углеводородногогаза, 5 - насос, 6 - сепаратор, 7 - компрессор,

8 - маслоотделитель, 9 -сливной стояк, 10 - сливной коллектор жидкого продукта, 11 - трубопровод азота,12 - трубопровод сброса на факел через дренажную емкость, 13 - трубопроводпаров сжиженного углеводородного газа, 14 - трубопровод водяного пара


Приложение 9

 

Вариант 1

Вариант 2

Схема освобождения коллекторовна сливо-наливных эстакадах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

1 - трубопровод подачипродукта на эстакаду; 2 - наливной стояк; 3 - ограничительуровня налива; 4 - напорный коллектор; 5 - дренажный трубопровод; 6 - фильтр; 7- самовсасывающий насос; 8 - насос подачи продукта на эстакаду

 

 

Приложение 10

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по режимам налива железнодорожных цистерн светлыминефтепродуктами на наливных эстакадах нефтеперерабатывающих заводов

 

1.Рекомендации устанавливают наибольшие допустимые значения скорости подачисветлых нефтепродуктов при одновременном заполнении не более 80 железнодорожныхцистерн всех типов на наливных эстакадах через металлические наливные трубы илиналивные шланги из прорезиненной ткани, опущенные до дна котла цистерны.

2.Рекомендации распространяются на операции по заполнению железнодорожных цистернна наливных эстакадах НПЗ по трубопроводам, технологическая схема которых несодержит фильтрующих и других очистных аппаратов. Допустимые скорости наливаопределены для технически чистых светлых нефтепродуктов, удовлетворяющихтребованиям ГОСТ.

3.Рекомендации распространяются на схемы загрузки светлых нефтепродуктов наналивных эстакадах (рис.1), включающие:

-магистральный трубопровод (1), диаметром 400¸700 мм любой длины.

- коллектор(2) длиной не более 500 м и диаметров 200¸600мм.

- наливнойпост, состоящий из раздаточного трубопровода (3) и наливной трубы (4) диаметром100 мм и суммарной длиной не более 20 м.

Железнодорожнаяцистерна и все технологическое оборудование наливной эстакады должно бытьзаземлено в соответствии с существующими требованиями.

4.Рекомендации не распространятся на загрузку железнодорожных цистерннефтепродуктами, содержащими эмульсионную воду.

 

5. Допустимые режимыналива светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны на наливных эстакадахнефтеперерабатывающих заводов

 

Диаметр магистрального трубопровода,

мм

Диаметр коллектора,

мм

Диаметр наливной трубы, мм

Допустимая скорость налива в наливной трубе, м/с

Допустимая производительность налива через наливную трубу м3/час

Т, мин.

400

200

100

0,93

26,0

2,0

400

300

100

1,81

51,0

2,0

400

400

100

3,0

85,0

2,0

500

400

100

3,5

100,0

2,0

500

500

100

5,4

150,0

2,0

600

400

100

3,9

110,0

2,0

600

500

100

6,3

179,0

2,0

600

600

100

7,3

200,0

2,0

700

600

100

7,8

220,0

2,0

 

Где: Т - время, черезкоторое можно извлекать наливную трубу из горловины железнодорожнойцистерны, после окончания налива.

 

Технологическая схемазаполнения железнодорожных цистерн светлыми нефтепродуктами на наливнойэстакаде

рис.1

Условные обозначения:

1 -магистральныетрубопроводы диаметром (dMT) 400¸700мм

2 -коллектор диаметром (dK) 200¸600 мм

3 -раздаточныйтрубопровод диаметром (dPT) 100 мм

4 -наливная трубадиаметром (dPT) 100 мм

LH-длина коллектора

LPT-суммарная длинараздаточного трубопровода и наливной трубы

UH-скорость продукта вналивной трубе

UK-скорость продукта вколлекторе 

UMT- скорость продукта амагистральном трубопроводе

 

 

Приложение 11

 

Удельное объемноеэлектрическое сопротивление некоторых веществ

 

Удельное объемное электрическое сопротивление некоторых веществ ОМ´М

 

Альдегид уксусный (апетальдегид)

104

Альфаметилстирол (технический)

1010-1011

Ангидрид уксусный

104

Анилин 

0.5×108

Ацетон  

8×104

Бензин А-66, Б-70

1011-1012

Бензин Б-95

1010-1011

Бензол Технический

1010-1012

Бутилапетат (технический)

109

Буталбензол (технический)

1010-1011

Газойль

6×107

Глицерин

1.5×105(25°C)

Дибутилацетат

108

Дизельное топливо

108-1010

Диэтиламин

3×106(25°C)

Дяэтиленгликоль

106

Изопропилбензол (нумол) технический

1011-1012

Изооктан

1012

Ионол

2,7×1012

Керосин

109-1011

кислоты жирные технические  C5-C6

4×104

C7-C20

108-109

ксилол

1010-1013

Масла: конденсаторное

1012

трансформаторное

1011

Нитробензол

5×107(0°C)

Нитротолуол

105

Парафин

1010-1016

Пентан

>1011

Реактивное топливо: Т-1

108-1011

ТС-1

1011-1014

Сероуглерод

106-1010

Скипидар

107-108

Стирол (технический)

1010-1012

Толуидин

104-106

Толуол (технический)

1010-1011

Триметиламин

0.5×108(-33°C)

Трихлорбензол (технический)

108-109

Триэтаноламин

106

Уайт-спирит

1011-1013

Углерод четыреххлористый

1012-1014

Фенол

(0,2-0,6)×106

Фурфурол

0,65×104

Фторорганические жидкости

1012

Хлорбензол (технический)

108-1010

Циклогексан (технический)

1010-1015

Циклогексанол (технический)

104-106

Этилбензол

1010-1011

Этилацетат

106-107

Этиленгликоль

0,5×105

Эфир этиловый

>1010

 

Удельное объемное электрическоесопротивление углеводородов и нефтепродуктов при 25°С и концентрации присадки0,01%

 

Присадка

Удельное объемное электрическое сопротивление Ом·м.

 

Бензол

Циклогексан

изооктан

Бензин

Б-70

Бензин

А-66

Топливо

ТС-1

Керосин осветительный

1

2

3

4

5

6

7

8

Без присадки

0,2×1012

0,28×1012

1,0×1012

0,45×1012

0,17×1012

0,17×1012

0,48×1011

Олеат хрома

0,24×1012

0,12×109

0,4×109

0,59×108

0,32×108

0,56×108

0,9×108

Олеат кобальта

-

-

-

0,12×109

0,11×109

0,69×109

0,71×109

Нафтенат кобальта

-

-

0,18×1010

-

-

-

-

Нафтенат меди

0,14×1010

-

-

-

-

-

-

Соль хрома фр. C17-C20 синтетических жирных кислот

-

-

-

0,23×109

-

0,25×109

-

Соль хрома фр. C14-C16 синтетических жирных кислот

-

-

-

0,18×109

-

0,25×109

-

Олеатдисалицилат хрома

-

-

-

0,77×108

-

0,12×108

-

Диолеат хрома дикетова ферроцена

-

-

-

0,63×108

-

0,13×109

-

Диолеатхрома дикетона ЦТМ

-

-

-

0,14×109

-

0,22×109

-

Нафтенат хрома

1,1×109

-

0,83×109

0,45×109

0,19×109

-

-

Олеат меди

-

-

-

0,38×109

0,4×109

-

-

 

 

Приложение 12

Примерразмещения пожарных проездов при параллельном расположении несколькихсливо-наливных эстакад (для легковоспламеняющихся жидкостей)

1.Эстакада 2. Пожарный проезд 3. Шлагбаум


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: