Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ТОИ Р-218-05-93
Типовая инструкция по охране труда машиниста автогрейдера (прицепного грейдера)

ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда машиниста автогрейдера (прицепного грейдера)

 

Министерствотранспорта Российской Федерации

Федеральныйдорожный департамент

 

Центрорганизации труда и экономических методов управления

 

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель председателя ЦК

профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Н.Д. Силкин

28 декабря 1992 года

 

УТВЕРЖДЕНА

Первый заместитель генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ

О.В. Скворцов

11 марта 1993 года

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

 

по охране труда для машинистаавтогрейдера

(прицепного грейдера)

 

ТОИ Р-218-05-93

 

 

Общие требования

 

1. Ксамостоятельной работе на автогрейдере (прицепном грейдере) допускаются лица немоложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие удостоверение на правоуправления автогрейдером (прицепным грейдером), выданное квалификационнойкомиссией, прошедшие инструктажи по безопасности труда.

2. Поступающийна работу машинист должен ознакомиться с правилами внутреннего распорядкаорганизации, условиями работы; правилами пожарной безопасности ипроизводственной санитарии; экологическими требованиями и методами безопасноговедения работ; пройти вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, о чемдолжны быть сделаны соответствующие записи в журналах с обязательными подписямиинструктируемого и инструктирующего.

3. Автогрейдер(прицепной грейдер) должен быть закреплен за определенным машинистом приказомили распоряжением по организации, предприятию. В исключительных случаяхдопускается работа на незакрепленных машинах по специальному письменномураспоряжению администрации.

4. Техническоесостояние автогрейдера (прицепного грейдера) должно обеспечить безопасность егоработы и транспортирования и отвечать правилам технической эксплуатации.Автогрейдер оборудуют звуковой, световой сигнализациями, аптечкой первойпомощи, термоизолированным бачком для питьевой воды, средствами пожаротушения:

- давлениевоздуха в шинах должно соответствовать установленным нормам; покрышки не должныиметь сквозных трещин и разрывов, а также полного износа рисунка протектора;

- диски колеснадежно закрепляют на ступицах. Не допускается разработка отверстий в дискахколес, нарушающая надежность крепления колес гайками. Замковые кольца должныбыть исправны и правильно установлены;

- во избежаниесамопроизвольного отделения прицепного грейдера от буксирующей машины насцепной болт навинчивают контргайку или применяют другой надежный способзакрепления;

- тягуприцепного грейдера, проходящую внутри пружин амортизатора, надежно закрепляютгайками на основной раме грейдера.

5. Автогрейдер(прицепной грейдер) не может быть пущен в эксплуатацию без письменногоразрешения главного механика (механика), ответственного за эксплуатациюмеханизмов.

6. Работать наавтогрейдере следует в предусмотренной отраслевыми нормами спецодежде,используя при необходимости другие средства индивидуальной защиты. Спецодеждане должна иметь свисающих и развевающихся концов; обшлага рукавов должны бытьзастегнуты. Запрещается работать в пропитанной горюче-смазочными материаламиспецодежде.

7. Автогрейдерследует заправлять топливом с помощью заправочных устройств на горизонтальнойплощадке днем, при ее естественном освещении. Заправка автогрейдера в темноевремя суток допускается только при искусственном освещении. Запрещаетсяпользоваться источниками открытого огня.

8. Приоткрывании металлической тары с легковоспламеняющимися веществами недопускается ударять по пробке металлическими предметами во избежание возможноговоспламенения горючего от искры при ударе. Запрещается хранить в кабинеавтогрейдера легковоспламеняющиеся вещества.

9. Заправкатопливного бака пускового двигателя этилированным бензином разрешается толькомеханизированным способом. Запрещается заправлять бак этилированным бензиномнепосредственно из ведра, лейки и т.п. 

10. При всехработах с этилированным бензином должна быть исключена возможность егопроливания. Места загрязнения этилированным бензином немедленно обезвреживаютдегазаторами (1,5%-ным раствором дихлорамина в бензине, хлорной известью в видекашицы или хлорной водой), а металлические части - растворителями (керосиномили щелочным раствором). Обезвреживать этилированный бензин сухой хлорнойизвестью во избежание ее воспламенения запрещается.

11. Припопадании этилированного бензина на кожу пораженное место необходимо обмытькеросином, а затем теплой водой с мылом. В случае попадания этилированногобензина в глаза следует немедленно промыть их раствором питьевой соды иобратиться в медпункт или поликлинику.

12. Системуохлаждения заправляют антифризом при помощи специальных насосов. Переливаниеантифриза при помощи шланга путем засасывания антифриза ртом запрещается. Послеопераций с антифризом следует тщательно вымыть руки водой с мылом. Запрещаетсяприменять жидкости, не предназначенные для заправки систем охлаждения.

13. Дляпредотвращения ожогов паром или горячей водой, выбрасываемой из радиатора приперегреве двигателя, крышку радиатора снимают рукой, защищенной рукавицей илитряпкой, находясь с наветренной стороны, возможно дальше от горловинырадиатора.

14. При работес аккумуляторами следует остерегаться попадания электролита на тело, одежду иобувь.

15. В случаеработы автогрейдера (прицепного грейдера) в темное время суток (при плохойвидимости) место работы равномерно освещают. Все препятствия, бровка земляногополотна или откоса выемки должны быть достаточно освещены или отмеченыпредупреждающими, хорошо видимыми знаками. Работать на неосвещенной площадкезапрещается.

16. Площадкауправления, рычаги, штурвальные колеса и т.п. должны быть чистыми и сухими.

17. Неразрешается работа на автогрейдере при наличии течи в баке, топливопроводах,системах смазки и охлаждения, при сильном загрязнении его узлов и агрегатовтопливом и смазочными материалами.

18. Работаавтогрейдера (прицепного грейдера) вблизи линии электропередачи допускаетсятолько при условии, если расстояние по воздуху между крайней точкойавтогрейдера (трактора с прицепным грейдером) и ближайшим проводом линииэлектропередачи будет не менее:

 

Напряжение линии электропередачи,  кВ

до 1

1-20

35-110

150-220

до 330

330-800

Расстояние, м

1,5

2,0

4,0

5,0

6,0

9,0

 

Работа иперемещение автогрейдера (прицепного грейдера) вблизи линии электропередачиразрешаются под непосредственным руководством специалиста, фамилия которогоуказывается в письменном наряде-допуске.

Приневозможности соблюдения указанных выше условий с линий электропередачи должнобыть снято напряжение как на время работы автогрейдера (прицепного грейдера),так и на время его перемещения.

19. Приобнаружении обрыва электропроводов следует немедленно прекратить работу(остановить автогрейдер или трактор с прицепным грейдером), предупредить обопасности рабочих и немедленно сообщить руководителю работ.

20. Напроизводство работ в зоне подземных коммуникаций должно быть полученоразрешение от организаций, в ведении которых они находятся.

21. До началаработ устанавливают знаки и надписи, указывающие места расположения подземныхкоммуникаций.

22. Внепосредственной близости от подземных коммуникаций работа должна производитьсяпод руководством специалиста, а вблизи от газопровода или кабелей, находящихсяпод напряжением, кроме того, под наблюдением работников газохозяйства илиэлектрохозяйства.

23. Машинистуавтогрейдера (прицепного грейдера) запрещается:

- передаватьуправление машиной лицам, не закрепленным за ней приказом;

- передаватьудостоверение на управление машиной другим лицам;

- допускатьнахождение посторонних лиц на машине во время ее работы или транспортирования;

- выезжать наработу с неисправными тормозами, рулевым управлением, освещением и звуковымсигналом, а также с другими неисправностями, предусмотренными "Правиламидорожного движения";

- использоватьавтогрейдер (прицепной грейдер) как транспортное средство для перевозки людей,грузов;

- оставлятьмашину с работающим двигателем.

 

Требования перед началоми во время производства работ

 

24. Передначалом работы машинист автогрейдера (прицепного грейдера) должен надетьспецодежду; получить задание; ознакомиться с зоной производства работ;грунтами; выяснить, уточнить местонахождение подземных коммуникаций;ознакомиться с технологией рабочего процесса; особенностями участка, убедитьсяв отсутствии на участке работ посторонних предметов (камней, пней и т.д.);проверить наличие ограждений и предупредительных знаков.

25. Прежде чемприступить к работе, необходимо проверить техническое состояние машины,исправность системы сигнализации и электроосвещения, наличие и исправностьнеобходимых инструментов. На автогрейдере с гидравлическим управлениемпроверяют состояние гидросистемы, а у прицепного грейдера - состояние стальныхканатов и цепей.

Проверяюттакже болтовые и клиновые соединения ответственных частей машины.

26. Буксирныецепи и тросы должны иметь прицепные серьги и крюки. Запрещается применятьбуксирные цепи и тросы, не соответствующие нормам.

27. Мелкиедефекты необходимо устранить. При невозможности устранения неисправностейсвоими силами следует сообщить механику (мастеру).

28. Передпуском двигателя следует проверить уровень масла в картерах основного ипускового двигателей, заправку топливом и водой (антифризом). Автогрейдердолжен быть заторможен, рычаг муфты сцепления выключен, а рычаг переключенияпередач находиться в нейтральном положении.

Для облегченияпуска двигателя в холодное время года в радиатор заливают горячую воду, а вкартер - подогретое масло. При этом необходимо принять меры предосторожности,исключить возможность ожога горячими жидкостями.

29.Пользоваться открытым огнем при пуске двигателя, а также пускать двигатель припомощи буксировки автогрейдера запрещается.

30. При пускедвигателя автогрейдера пусковой рукояткой ее необходимо брать правой рукой так,чтобы все пальцы руки находились по одну сторону ручки. Вращать рукояткувкруговую запрещается.

31. При пускедвигателя с помощью пускового шнура необходимо держаться за ручку, имеющуюся нашнуре. Наматывать на руку свободный конец пускового шнура запрещается.

32. Привключении муфты сцепления пускового двигателя нужно остерегаться ожога руки овыпускной трубопровод.

33. Воизбежание обратного удара пуск перегретого двигателя запрещается.

34. Машиниставтогрейдера (прицепного грейдера) обязан:

- внимательноосмотреть двигатель и узлы механизма, проверить их исправность и состояниесмазки;

- проверитьнадежность тормозов и фрикционов управления и в случае необходимостиотрегулировать их так, чтобы они легко и быстро включались и выключались(тормозные ленты должны притормаживать при легком нажиме на рычаг);

- проверитьсостояние ограждений вращающихся частей;

- проверитьисправность инвентаря и инструментов, необходимых при работе.

35. Притрогании автогрейдера с места нужно убедиться в том, что проезд свободен иоколо машин нет людей, после чего дать сигнал.

36. Машинист(водитель) машины, буксирующей прицепной грейдер, должен трогаться с места,получив сигнал машиниста грейдера.

37. Площадкауправления автогрейдером (прицепным грейдером) должна быть свободна отпредметов, мешающих работе.

38. Машиниставтогрейдера обязан внимательно следить:

- за режущейкромкой рабочего органа;

- запоказаниями контрольно-измерительных приборов;

- занормальным режимом работы двигателя;

- за исправнойработой механизмов управления рабочим оборудованием;

- за рабочейзоной.

39. Во времядвижения автогрейдера (прицепного грейдера) не разрешается вытаскивать из-подотвала попавшие туда предметы, сходить с площадки управления и подниматься нанее. Нельзя находиться на раме машины и других не предназначенных для этогоместах. При движении прицепного грейдера запрещается находиться между трактороми грейдером.

40. При работена прицепном грейдере машинист должен держаться за штурвалы или рукоятки воизбежание падения с площадки управления.

41. Приобнаружении дефекта, грозящего аварией, работу на автогрейдере (прицепномгрейдере) необходимо прекратить и доложить о случившемся механику (мастеру).

42. Работы,связанные с установкой сменного рабочего оборудования, должны выполнять неменее двух рабочих после полной остановки агрегата. Запрещается выполнятьработы по сцепке, расцепке, смене ножей и установке откосника без рукавиц.

43. Во времяработы прицепной грейдер прицепляют к трактору при помощи буксирного троса илицепи длиной 7,5-10 м. Работа на жесткой сцепке допускается только при первомпроходе (пробивке).

44. Приодновременной работе нескольких машин, идущих друг за другом, между ниминеобходим интервал не менее 5 м.

45. Приразравнивании грунта на насыпях высотой более 1,0 м расстояние от колесавтогрейдера (прицепного грейдера) до бровки насыпи должно быть не менее 1 м;отвал не должен выдвигаться за бровку насыпи.

46. Разворотыавтогрейдера выполняют на минимальной скорости. Нельзя разворачиватьавтогрейдер (прицепной грейдер) с заглубленным или загруженным отвалом.

47.Запрещается разрабатывать глинистые грунты в дождливую погоду, а также приналичии поперечных уклонов.

48. Приобнаружении на участке кабелей, труб, подземных сооружений или неизвестныхпредметов машинист обязан прекратить работу и вызвать руководителя работ.

49. Приступатьк работе около экскаватора или крана разрешается после того, как ковшэкскаватора будет опущен на землю, а стрела крана повернута в сторону,противоположную участку работы автогрейдера (прицепного грейдера).

50. При работев комплексе с экскаватором запрещается нахождение автогрейдера в радиуседействия экскаватора плюс 5 м.

51. Прикратковременных перерывах в работе разрешается оставлять автогрейдер на участкеработ в безопасном месте только при условии, что двигатель выключен и машиназаторможена. Оставлять машину с работающим двигателем запрещается.

52. Переддвижением под уклон еще на ровном участке включают первую или вторую скоростьпередачи и двигаются на этой передаче до окончания спуска. Запрещаетсяпроизводить переключение передач при спуске на повышенных скоростях, выключатьглавное сцепление и тормозить ручным тормозом. Ручной тормоз предназначентолько для затормаживания машины на остановке, пользоваться им для торможения вдвижении запрещается.

53. Неразрешается осматривать, смазывать, очищать и ремонтировать узлы и механизмы дополной остановки автогрейдера (прицепного грейдера).

54. Приустановке, эксплуатации, ремонте и движении автогрейдера (прицепного грейдера)должны быть приняты меры против его опрокидывания или самопроизвольногодвижения.

55. Еслинеобходимо осмотреть отвал автогрейдера (прицепного грейдера) снизу, отвалследует опустить на специальные подставки. Запрещается находиться под рамойавтогрейдера (прицепного грейдера) при поднятом отвале без специальныхподставок.

56. Очищатьотвал от налипшего грунта следует лопатой или скребками. Запрещаетсяпроизводить эту работу непосредственно руками.

 

Требования притранспортировке автогрейдеров

(прицепных грейдеров)

 

57. Прицепнойгрейдер на жестком колесном ходу разрешается транспортировать со скоростью невыше 9 км/час в прицепе к трактору, а на пневматических шинах в прицепе кавтомобилю со скоростью до 30 км/час в зависимости от состояния и типа дороги.При транспортировании прицепного грейдера на буксире, на грейдере долженнаходиться рабочий. Буксирные цепи и канаты должны быть оборудованы серьгами икрюками.

58. Притранспортировании автогрейдера (прицепного грейдера) тяговую раму с поворотнымкругом поднимают в верхнее положение и прочно закрепляют.

Отвалповорачивают так, чтобы он как можно меньше выступал за габариты грейдера. Притранспортировании прицепного грейдера соединение тягача и буксируемой машиныдолжно быть жестким.

59. Притранспортировании автогрейдера (прицепного грейдера) на трейлере илижелезнодорожной платформе тяговую раму с поворотным кругом поднимают в верхнееположение и прочно закрепляют, автогрейдер (прицепной грейдер) надежноукрепляются на платформе, а под колеса автогрейдера (прицепного грейдера)подкладывают противооткатные упоры (башмаки).

Во времяперевозки автогрейдера (прицепного грейдера) запрещается находиться людям натрейлере или в кабине автогрейдера (на прицепном грейдере).

60. Прицепнойгрейдер грузят на трейлер при помощи крана или лебедки. Погрузка (разгрузка)прицепного грейдера должна производиться под руководством лица из числаспециалистов, специально выделенных для этого.

61.Автогрейдер вкатывает на платформу собственным ходом по наклонному въезду.Клетки (пандусы) для въезда автогрейдера устраивают из шпал или брусьев,скрепленных между собой скобами, и укладывают вплотную к погрузочной платформена твердое основание.

62. Уголнаклона бревенчатого или шпального настила въезда должен быть не более 15°. Воизбежание пробуксовывания колес автогрейдера при подъеме на платформу доски ибрусья, уложенные на пандусах, делают ребристыми, посыпают песком или мелкимшлаком.

Устройствовъездов из свеженасыпанного грунта запрещается.

63. Приперегоне и работе автогрейдера машинист должен строго соблюдать "Правиладорожного движения".

64. В случаенеисправности автогрейдера и вынужденной остановки на дороге необходимооградить его днем красными флажками, а ночью - красными фонарями по габариту.

65. Переездавтогрейдера через железнодорожные пути разрешается только в установленныхместах в присутствии мастера или механика. Остановка, выключение сцепления ипереключение передач на железнодорожном переезде запрещаются.

66. Приприближении к железнодорожному переезду необходимо руководствоваться дорожнымизнаками, световой и звуковой сигнализациями, положением шлагбаума(полушлагбаума) и дежурного по переезду.

67.Запрещается въезжать на переезд при закрытом, либо начинающем закрыватьсяшлагбауме и, независимо от положения шлагбаума, при мигающих красных сигналахсветофора или включенной звуковой сигнализации. Запрещается также выезжать напереезд при отсутствии шлагбаумов и сигнализации или при открытом шлагбаумелибо негорящих сигналах светофора, если по переезду приближается поезд(локомотив, дрезина).

Передвозобновлением движения машинист автогрейдера обязан вновь убедиться вотсутствии приближающегося к переезду поезда.

68. Дляпропуска приближающегося поезда и в случаях, когда движение через переездзапрещено, машинист автогрейдера должен остановиться не ближе 5 м до шлагбаумаили светофора, а при их отсутствии - не ближе 10 м до первого рельса.

69. Привынужденной остановке на переезде машинист автогрейдера обязан немедленнопринять все зависящие от него меры для освобождения переезда. Если автогрейдерне удается удалить с переезда, то машинист должен:

- приимеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны отпереезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив,как подавать сигнал остановки машинисту (сигналом остановки служит круговоедвижение руки с каким-либо хорошо видимым предметом);

- подаватьсигналы общей тревоги (серии из одного длинного и трех двух коротких звуковыхсигналов);

- припоявлении поезда (локомотива, дрезины) бежать навстречу вдоль пути подаваясигнал остановки.

70. Машинистуавтогрейдера (прицепного грейдера), трактористу запрещается:

-транспортировать автогрейдер (прицепной грейдер) в нетранспортном состоянии своимходом;

- пересекатьжелезнодорожные пути в неустановленных местах;

-самопроизвольно открывать шлагбаум или объезжать его.

71. Переездавтогрейдера (прицепного грейдера) через мост возможен только в том случае,если техническое состояние и грузоподъемность моста позволяют переезд.

Еслигрузоподъемность моста менее массы трактора и прицепного грейдера, необходиморасцепить их и произвести буксировку на длинном тросе.

72. Переезжатьтопкие места, болота, водные преграды вброд и по ледовым переправам разрешаетсятолько в присутствии руководителя работ.

73. Припереезде через ледяную переправу следует проверять толщину льда и принеобходимости усилить переправу намораживанием или устройством деревянногонастила, обозначив вехами маршрут. Переправу производят на пониженной передаче,постоянно придерживаясь выбранной скорости движения, избегая резких поворотов,остановок и буксования. Дверца кабины должна быть открытой и надежнозакрепленной. Переправу производить в присутствии мастера, наличии транспортныхсредств и средств оказания первой помощи.

74. Еслиледяную переправу преодолевают друг за другом несколько машин, то интервалмежду ними должен быть не менее 80 м.

 

Требования послеокончания работ

 

75. Закончивработу, следует поставить автогрейдер (прицепной грейдер) в специальноотведенное место, выключить двигатель, перевести рычаг переключения передач внейтральное положение, прекратить подачу топлива, затормозить машину, опуститьрабочее оборудование на грунт или специальные подставки и принять меры, исключающиевозможность пуска двигателя автогрейдера посторонними лицами.

76. В холодноевремя года необходимо слить воду из радиатора автогрейдера и дать двигателюпоработать без воды 2-3 мин. Запрещается оставлять автогрейдер с поднятымнавесным оборудованием или с работающим двигателем.

77. Машинунеобходимо очистить от пыли и грязи и осмотреть, устранив мелкие дефекты.

78. Механизмыавтогрейдера (прицепного грейдера) нужно смазать согласно инструкции, послечего следует убрать смазочные материалы на склад, а инструменты и обтирочныйматериал в специальные ящики.

79. О всехнеисправностях, обнаруженных при осмотре или работе автогрейдера (прицепногогрейдера), машинист обязан сообщить механику или сменщику. Поставить визвестность мастера (прораба) об окончании работ и состоянии охраны труда.

 


СОБЛЮДАЙРАССТОЯНИЕ КОЛЕС ДО КРАЯ БРОВКИ !

 

 

(Пункт45)

 

 

СОБЛЮДАЙРАССТОЯНИЕ!

 

 

(Пункт 50)


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: