Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

СП 12-102-2001
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных машин (взамен “Методических указаний по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин”)

СП 12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных машин (взамен “Методических указаний по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин”)

 

СВОД ПРАВИЛ ПОПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

 

 

МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА.

РАСЧЕТ РАСХОДА ТОПЛИВА НАРАБОТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

 

MECHANISATION OFCONSTRUCTION.

CALCULATION OFTHE OUTLAY OF THE FUEL

FOR CONSTRUCTIONAND ROAD MACHINES OPERATING

 

СП 12-102-2001

 

УДК 625.76.08(083.74)

ОКП 48 1000, 48 2000, 48 3000

Дата введения 2001-12-18

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским ипроектно-экспериментальным институтом организации, механизации и техническойпомощи строительству (ЦНИИОМТП) и Управлением строительной индустрии,промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России

 

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 376«Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»

 

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением ГосстрояРоссии от 18.12.2001 № 124

 

3 ВЗАМЕН «Методических указаний по расчету нормрасхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Затраты на топливо, расходуемые строительными идорожными машинами, значительны и составляют 10—15 % всех затрат наэксплуатацию машин.

Экономное расходование топлива поэтому является однойиз постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин.

Экономия может быть достигнута планированиемпотребности в топливе на основе применения технически обоснованных нормрасхода.

Свод правил определяет состав, порядок и методырасчета норм расхода топлива по маркам (моделям) строительных и дорожных машин,а также порядок их проверки.

Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМТП (КолосковВ.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Отделом механизации строительства иреформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленностистроительных материалов и механизации Госстроя России (Молоткова Л. Н., СимоновС. Н.).

 

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящий Свод правил распространяется на топливокарбюраторных и дизельных двигателей (далее —топливо) строительных и дорожныхмашин.

Документ устанавливает правила нормирования расходатоплива на работу строительных и дорожных машин (далее — машин).

Свод правил предназначен для использования во всехорганизациях строительной отрасли.

Свод правил гармонизирован с государственнымистроительными нормами Украины ДБН В.2.8-12-2000 «Строительная техника,оснастка, инвентарь и инструмент. Типовые нормы расхода топлива и смазочныхматериалов для эксплуатации техники в строительстве» в части метода расчетанорм топлива машин.

 

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

  

В настоящем документе использованы ссылки на следующиестандарты:

ГОСТ 25646—95. Эксплуатация строительных машин. Общиетребования

ГОСТ 27246—87. Машины землеройные. Указания пометодике обучения операторов

Руководящий документ Р 3112194-0366-97. Нормы расходатоплив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Минтранс России,НИИАТ).

 

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Норма расхода топлива — плановая мера потребления топливастроительно-дорожной машиной на выполнение единицы работы или на единицурабочего времени (машино-час) при использовании машин в условиях прогрессивнойтехнологии и рациональной организации труда.

Индивидуальная норма расхода топлива — норма расхода топлива машиной конкретной марки напроизводство единицы работы (продукции) или на единицу рабочего времениприменительно к определенным условиям производства.

Базовая (типовая) норма расхода топлива — индивидуальная норма расхода топлива машины насредних режимах потребления мощности, рациональном использовании сменноговремени и без учета местных условий эксплуатации.

 

Примечание— Базовые нормы, как правило, определяют на основе статистической обработкимноголетних данных подконтрольной эксплуатации машин, в том числе о фактическихрасходах топлива при указанных выше условиях эксплуатации машин.

 

Базовая (линейная) норма расхода топлива автомобиля — индивидуальная норма расхода топлива автомобиля, набазе которого создана строительно-дорожная машина, регламентирующая расходтоплива в литрах на 100 км пробега автомобиля по определенному заданномумаршруту без учета местных условий эксплуатации.

Технологическая (пооперационная) норма расхода топлива — индивидуальная норма расхода топлива на выполнениеданного вида работы (операции), которая учитывает его расход на основные ивспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расходна разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически итехнологически неизбежные потери топлива при работе машин.

Групповая норма расхода топлива — норма расхода топлива на парк машин предприятия(организации), необходимая для выполнения запланированного объема работ.

Общепроизводственная норма расхода топлива — групповая норма расхода топлива, учитывающая расходтоплива на основные и вспомогательные технологические процессы производства, атакже на вспомогательные нужды, не связанные непосредственно с осуществлениемтехнологического процесса.

 

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1 Нормирование расхода топлива производится длямашин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646 прииспользовании прогрессивной технологии строительных работ и рациональнойорганизации труда.

При нормировании не учитываются возможные затратытоплива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушениемрационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом —изготовителем двигателя.

4.2 Расход топлива, не связанный непосредственно сработой машины (например, на ремонтно-хозяйственные нужды), нормируетсяотдельно.

4.3 Нормирование расхода топлива на работу машинпроизводится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы должныпериодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходованиятоплива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности.

4.4 Нормы расхода топлива разрабатываются пономенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующейклассификацией машин по Общероссийскому классификатору продукции ОК 003-93.

4.5 Организация (предприятие, фирма и т.п.)разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся вэксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 6).

Нормы утверждает руководитель (главный инженер)организации или вышестоящая организация.

4.6 Исходной информацией для нормирования расходатоплива и расчета потребности в нем служат:

- данные эксплуатационных документов на машины и ихсиловые установки;

- нормативные показатели, характеризующие наиболеерациональные и эффективные условия работы машин (время внутрисменногоиспользования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расходтоплива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия идр.);

- структура и численность (по маркам) паркастроительных машин;

- объем и структура строительных работ (производства);

- показатели действующих стандартов на машины;

- результаты испытаний;

- отчетные данные о плановых и фактических расходахтоплива за прошедшие годы (по маркам и видам машин, по видам работ и в целом построительной организации);

- данные плана организационно-технических мероприятийпо экономии топлива.

4.7 Нормы расхода топлива классифицируются:

- по степени укрупнения — на машину (индивидуальные) ина группу машин (групповые);

- по режиму работы — на работу оборудования и натранспортный режим (для осуществления транспортного процесса с учетом (или безучета) выполнения транспортной работы;

 

Примечание —Данная классификация зависит от вида машин: землеройные машины (скреперы,автогрейдеры и т.п.); машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси,выполняющих работы либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники,бурильные машины, автоцементовозы и т.п.), либо в период передвижения(автобетоносмесители, снегоочистители и т.п.).

 

- по времени действия — на годовые, квартальные, намесяц, на декаду;

- по составу расходов — на технологические(пооперационные) и общепроизводственные;

- по уровням планирования — для строительных ведомстви первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).

4.8 Для определения норм расхода топлива применяютрасчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.

4.8.1 Расчетно-аналитический метод основан напоэтапном расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивныхособенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ.

Расчетно-аналитический метод применяют для определениякак индивидуальных, так и групповых норм расхода топлива.

4.8.2 Опытный метод заключается в экспериментальномопределении в лабораторных или производственных условиях фактического удельногорасхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическимпроцессом и инструкциями по эксплуатации.

Опытный метод применяют в тех случаях, когдаотсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм расхода топлива.

4.8.3 Расчетно-статистический метод основан на анализестатистических данных о фактическом удельном расходе топлива за рядпредшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение.

Метод применяют как исключение в тех случаях, когданевозможно использовать расчетно-аналитический и опытный методы.

 

5 МЕТОДИКА РАСЧЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ

РАСХОДА ТОПЛИВА

 

5.1 Основными составляющими нормирования расхода топливаявляются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя,нормативный интегральный коэффициент (К), учитывающий особенностизагрузки двигателя машин в период эксплуатации.

5.2 Индивидуальную норму расхода топлива на единицурабочего времени машины Нт, кг/маш.-ч, определяют по формуле

 

Нт = gеNеК10-3,                                                           (1)

 

где gе

удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя машины, г/кВт×ч (принимают согласно данным эксплуатационных документов на двигатель);

Nе

номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают согласно данным эксплуатационных документов машины);

К

интегральный нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины (далее — интегральный коэффициент);

10-3

переводной коэффициент граммов в килограммы.

 

5.2.1 Значение интегрального коэффициента определяютпо формуле

 

К = Кт.зКвКмКт.мКи                                                        (2)

 

где Кт.з

-

коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и прогревание двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин, Кт.з = 1,03 для всех машин;

Кв

-

коэффициент использования двигателя по времени (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А);

Км

-

коэффициент использования мощности двигателя (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице А.1 приложения А);

Кт.м

-

коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом Км), определяется по таблице А.2 приложения А;

Ки

-

коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по таблице А.3 приложения А.

 

Примечания

1 Коэффициентыразработаны на основе данных о фактических расходах топлива при выполнениимашинами определенных объемов работ.

2 Пересчетиндивидуальных норм расхода топлива из кг/маш.-ч в л/маш.-ч осуществляется по формуле

 

Нт (л/маш.-ч) = Нт(кг/маш.-ч) × К,

 

где К =1,21 для дизельного топлива, К = 1,35 для бензина.

3 Для переводамощности, выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом1,36, а лошадиной силы в киловатты — 0,735.

4 Принеобходимости пересчета расхода в условном топливе используется калорийныйэквивалент Е, равный 1,45 для дизельного топлива и 1,49 для бензина.

 

5.2.2 Результаты расчета индивидуальных норм расходатоплива машин рекомендуется свести в форму, приведенную в таблице 1.

 


Таблица 1

 

Наименование машины

Марка машины

Характеристика двигателя

Коэффициент использования двигателя по

Коэффициент использования мощности

Коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в

Коэффициент, учитывающий износ

Индивидуальная норма расхода топлива Нт

 

 

Дизельный или карбюраторный

Мощность Nе, кВт

Удельный расход топлива gе, г/кВт×ч

времени Кв

двигателя Км

зависимости от степени использования мощности двигателя Кт.м

двигателя Ки

кг/маш.-ч

л/маш.-ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5.2.3 Если количество машин одной марки (модели) впарке строительной организации более десяти, то рекомендуется организовыватьпроверку расчетной нормы (расхода топлива на 1 маш.-ч работы машин) путем определенияфактического расхода топлива. По результатам такой проверки может бытьвыполнена корректировка расчетной нормы.

5.3 Индивидуальные нормы расхода топлива могутповышаться или понижаться в зависимости от конкретных условий эксплуатации,учет которых производится с помощью поправочных коэффициентов (Дi), повышающих или снижающих исходное значение нормы.

5.3.1 Индивидуальные нормы расхода топлива повышаютсяпри влиянии факторов, приведенных в таблице 2.

5.3.2 Индивидуальные нормы расхода топлива снижаютсяпри:

— повременном режиме использования машин с перерывами,превышающими установленные технологией производства работ;

— замене двигателя на двигатель с меньшим контрольнымрасходом топлива или меньшей мощностью.

5.3.3 При наличии нескольких повышающих (понижающих)факторов индивидуальная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммыили разности надбавок, выраженных обобщенным поправочным коэффициентом (Д),равным:

 

.                                                         (3)

 

Таблица 2

 

Факторы, увеличивающие индивидуальную

норму расхода топлива

Значение поправочного коэффициента (Дi), не более

Обкатка новой машины

Д1

0,05

Эксплуатация после капитального ремонта

Д2

0,05

Внутригаражные расходы, перегоны, техническое обслуживание и ремонт (кроме капитального), хранение машин

Д3

0,05-0,08

Практическое обучение и стажировка персонала

Д4

0,10

Стесненные условия работы

Д5

0,10

Перевозка грузов, требующих пониженных скоростей движения

Д6

0,10

Работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и повышенных снежных заносов

Д7

0,10

Работа в горных местностях на высоте над уровнем моря, м:

Д8

 

от 500 до 1500

 

0,05

от 1501 до 2001

 

0,10

от 2001 до 3000

 

0,20

св. 3000

 

0,30

Работа в зимнее время (при среднесуточной температуре воздуха ниже 0 °С):

Д9

 

в южных районах страны*

 

0,05

в северных районах страны*

 

0,15

в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним*

 

0,20

в остальных районах страны*

 

0,10

________________

* Предельныезначения зимних надбавок к нормам расхода топлива в республиках, краях иобластях России приведены в приложении Б.

 

Примечание— Для машин, работающих на дизельном топливе, оснащенных пусковымикарбюраторными двигателями, расход бензина для запуска составляет 3% в летнее времяи 4,5% в зимнее время индивидуальной нормы расхода дизельного топлива.

 

5.3.4 Уточненное значение индивидуальной нормы расходатоплива (Нт.у) определяется по формуле

 

Нт.у = Нт(1 + Д).                                                          (4)

 

5.4 Для строительных машин на автомобильном шасси(автокраны, бурильные установки, автобетононасосы и др.) норму расхода топливаопределяют только на работу оборудования, а норму расхода топлива на пробегавтомобильного шасси принимают в соответствии с базовыми (линейными) нормамирасхода бензина автомобиля с учетом специфических условий работы.

 

Примечание— На строительные машины на автомобильном шасси, изготовленные до 1997 года,базовые нормы расхода топлива для автомобиля установлены в Руководящем документеР 3112194-0366-97 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильномтранспорте» (Минтранс России, Департамент автомобильного транспорта,Государственный НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), срок действия до 1января 2001 года), на машины, изготовленные после 1997 года, базовые нормырасхода топлива для автомобиля рассчитываются и регламентируются НИИАТом.

 

5.5 Индивидуальные нормы расхода топлива наэксплуатацию оборудования (генераторы, компрессоры, гидронасосы и другиеагрегаты, работающие от двигателя внутреннего сгорания) принимают в размере0,04 кг на каждый киловатт мощности двигателя за один час работы агрегатов.

5.6 Пример расчета индивидуальных норм расхода топливана машину приведен в приложении В.

 

6 ПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХНОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА

 

6.1 Проверке подлежат индивидуальные нормы расходатоплива.

6.2 Проверку выполняет комиссия из не менее трехчеловек, утверждаемая, как правило, приказом по строительной организации.

Председателем комиссии рекомендуется назначатьпредставителя вышестоящей организации. В состав комиссии должен быть включенразработчик норм.

6.3 Проверку норм выполняют путем контрольных замеровфактического расхода топлива на работу машины в течение смены.

Объем работы, выполняемый машиной в течение смены, долженсоответствовать нормам выработки, по технологическим картам или по проектампроизводства работ.

Режим использования машины по времени и по мощностидолжен быть не ниже предусмотренного при расчете нормы расхода топлива.

6.4 Проверка включает: выбор и подготовку машины,инструктирование машинистов, выбор средств и методов контроля фактическогорасхода, подготовку формы технического протокола о проведении проверки,выполнение машиной рабочего процесса, обработку данных и анализ полученныхрезультатов.

6.5 Проверку осуществляют на технически исправноймашине, предварительно прошедшей техническое обслуживание и регулировкутопливной аппаратуры в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации итехническому обслуживанию.

Регулируют работу топливной аппаратуры для обеспечениясоответствия фактического часового расхода топлива величине часового расхода,приведенного в техническом паспорте машины.

Перед проверкой необходимо обеспечить герметичностьтопливной системы, чтобы исключить потери топлива в результате утечек иполучить наиболее достоверные данные контрольных замеров.

Машины одной марки разбивают на три подгруппы:

1-я подгруппа—три машины, не прошедшие капитальныйремонт, с наработкой с начала эксплуатации не более 5 тыс. маш.-ч;

2-я подгруппа—три машины, прошедшие капитальныйремонт, но не отработавшие амортизационный срок службы;

3-я подгруппа—три машины, находящиеся в эксплуатации,но отработавшие свой амортизационный срок службы.

В число испытуемых не должны входить машины,находящиеся в эксплуатационной обкатке.

На машинах, участвующих в проверке норм, должны бытьисправны все приборные средства контроля работы машины.

6.6 Машинисты, участвующие в проведении контрольныхзамеров, должны обладать опытом работы на машине данной марки.

Машинисты-операторы землеройных машин должны пройтиобучение согласно требованиям ГОСТ 27246.

6.7 Для замера контрольных расходов топлива в процессепроверки норм используются современные измерительные средства. В видеисключения можно применить мерную линейку. Шкала мерной линейки тарируетсянепосредственно для топливного бака конкретной испытуемой машины.

При тарировании линейки и последующих контрольныхзамерах топлива на горловине бака (или любой другой удобной неподвижнойповерхности машины) выбирают базу, помечают ее (например, краской) ирасполагают мерную линейку относительно этой базы, обеспечивая тем самымодинаковое положение линейки при замерах.

Линейку опускают до упора на дно бака перпендикулярнок поверхности зеркала топлива в баке.

Тарировка мерных линеек и топливных баков испытуемыхмашин производится в присутствии разработчика норм. Представитель разработчикаинструктирует работников, осуществляющих тарировку, с целью соблюдения единыхрациональных приемов проверки.

6.8 Перед началом проведения контрольных замеровиспытуемую машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку, заправляюттопливом бак, после чего измеряют с помощью мерной линейки его количество.Данные замера и другие исходные данные заносят в протокол по форме, приведеннойв приложении Г.

Для ведения протокола контрольных замеров назначаетсяинженерно-технический работник — один из членов комиссии строительнойорганизации.

6.9 Замеры производят дважды: до начала работы и вконце рабочей смены. Общая продолжительность испытания одной машины — не менеетрех рабочих смен.

При каждом замере расхода топлива выполняют не менеетрех измерений; среднее арифметическое значение принимают за действительноезначение искомой величины.

В случае, если в процессе проверки требуетсядозаправка бака машины, необходимо произвести замер с записью в техническомпротоколе уровня (объема) оставшегося топлива перед дозаправкой и уровня(объема) после дозаправки.

6.10 По результатам проверки производитсякорректировка расчетных индивидуальных норм расхода топлива.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

 

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ Кв,Км, Кт.м, Ки, ВХОДЯЩИХ ВСОСТАВ ИНТЕГРАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА К

 

Таблица А.1— Коэффициенты использования мощности двигателей Км, идвигателей по времени Kв в течение смены

 

Наименование машины

Коэффициент использования двигателей

 

по времени Kв

по мощности Км

I. Машины для земляных работ

 

 

Экскаваторы одноковшовые:

 

 

1—2-размерные группы

0,86

0,60

3—4-размерные группы

0,90

0,50

Экскаваторы траншейные роторные и цепные

0,88

0,50

Экскаваторы роторные (при работе в карьере) с ковшом вместимостью, л, до:

 

 

50

0,88

0,50

100

0,94

0,50

Экскаваторы многоковшовые поперечного копания карьерные

0,88

0,50

Бульдозеры

0,86

0,40

Рыхлители на базе трактора

0,86

0,80

Скреперы

0,92

0,80

Автогрейдеры

0,90

0,50

Планировщики

0,90

0,40

II. Машины для ремонта и содержания дорожных покрытий

 

 

Машины маркировочные, асфальторазогреватели

0,63

0,30

Машины для очистки и разделки трещин

0,63

0,50

Машины для приготовления и распределения шламов, для устранения неровностей

0,63

0,70

Машины для устройства полос уширения и укрепления откосов

0,63

0,40

III. Снегоочистители

 

 

Шнекороторные

0,77

0,60

Газоструйные

0,77

0,85

IV. Машины для уплотнения грунтов и дорожных покрытий

 

 

Катки

0,79

0,50

Машины трамбующие

0,42

0,27

Виброплиты

0,63

0,60

V. Машины и оборудование для дорожных покрытий

 

 

Фрезы дорожные

0,60

0,60

Цементовозы-распределители

0,70

0,40

Машины грунтосмесительные, автогудронаторы, автобитумовозы

0,83

0,40

Установки асфальтосмесительные

0,60

0,60

Асфальтоукладчики

0,78

0,30

Оборудование для армирования поперечных швов в цементобетонном покрытии

0,60

0,60

Машины для устройства шероховатых поверхностей

0,63

0,40

Нарезчики швов

0,42

0,30

VI. Машины и оборудование для приготовления бетонных смесей

 

 

Бетоносмесители цикличного действия:

 

 

стационарные вместимостью, л:

 

 

до 500

0,80

0,40

св. 500

0,80

0,50

передвижные вместимостью, л:

 

 

до 500

0,60

0,50

св. 500

0,70

0,50

Растворосмесители:

 

 

передвижные

0,20

0,40

стационарные

0,70

0,40

Автобетоносмесители, автобетоновозы, авторастворовозы

0,82

0,50

Автобетононасосы

0,66

0,60

Дозаторы непрерывного действия и цикличные

0,90

0,50

Бетононасосы передвижные и стационарные

0,60

0,50

VII. Вибромашины

 

 

Вибраторы:

 

 

общего назначения

0,20

0,90

глубинные

0,20

0,80

Вибропитатели

0,15

0,90

VIII. Краны, грузоподъемные устройства, погрузочно-разгрузочное оборудование

 

 

Краны стреловые автомобильные грузоподъемностью, т:

 

 

до 10

0,74

0,25

св. 10

0,79

0,25

Краны стреловые пневмоколесные

0,90

0,35

Краны стреловые гусеничные

0,90

0,30

Погрузчики одноковшовые

0,86

0,30

Трубоукладчики

0,95

0,25

IX. Машины для свайных работ

 

 

Шпунтовыдергиватели

0,82

0,30

Шпунтопогружатели

0,82

0,70

Молоты дизельные, устройства для резки свай, погружатели вибрационные, установки копровые

0,82

0,30

X. Дробильно-обогатительное оборудование

 

 

Дробилки стационарные

0,86

0,60

Установки передвижные дробильно-сортировочные производительностью, м3/ч:

 

 

до 25

0,94

0,60

св. 25

0,94

0,70

Грохоты, питатели, транспортеры (конвейеры)

0,82

0,60

XI. Машины мелиоративные

 

 

Канавокопатели плужные и фрезерные, каналоочистители

0,83

0,50

Грейдер-элеваторы

0,85

0,50

Снаряды землесосные производительностью, м3/ч:

 

 

до 50

0,79

0,60

св. 50

0,68

0,50

Комплекты машин для облицовки каналов монолитным бетоном глубиной, м:

 

 

до 1,5

0,70

0,60

св. 1,5

0,60

0,60

Виброформы для бетонирования каналов

0,70

0,60

Плитоукладчики для облицовки каналов сборным бетоном

0,70

0,60

Машины бурильные

0,60

0,40

XII. Машины строительно-отделочные

 

 

Для штукатурных работ:

 

 

агрегаты штукатурные, растворосмесители передвижные

0,40

0,70

растворонасосы производительностью, м3/ч:

 

 

до 2

0,40

0,70

св. 2

0,30

0,60

Станции штукатурные

0,60

0,50

Для малярных работ:

 

 

компрессоры

0,70

0,60

станции малярные

0,50

0,70

смесители малярные

0,60

0,70

мешалки с насосом

0,30

0,70

 

Таблица А.2— Коэффициент Кт.м, учитывающий изменение удельного расходатоплива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженнойкоэффициентом Км)

 

Тип двигателя

Кт.м при значениях Км

 

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

Тракторные дизели

1,28

1,14

1,08

1,05

1,02

0,95

Автомобильные дизели

1,2

1,09

1,05

1,02

1,01

0,98

Карбюраторные

1,08

1,04

1,03

1,02

1,01

1

 

Примечание— При значениях Км, не указанных в таблице, Кт.мопределяется интерполяцией.

 

Таблица А.3 — Коэффициент износа Ки,учитывающий износ двигателя в зависимости от использования его ресурса

 

Тип двигателя

Ки при использовании ресурса двигателя, %

 

0-30

30-80

80-100

Дизельные

1

1,05

1,1

Карбюраторные

1

1,15

1,2

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯЗИМНИХ НАДБАВОК К НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВА В РЕСПУБЛИКАХ, КРАЯХ И ОБЛАСТЯХ РОССИИ

 

Таблица Б.1

 

Климати-

ческая зона

Республики, края, области, входящие в состав данной зоны (при применении зимних надбавок к нормам расхода топлива)

Срок действия в течение года, мес.

Предельная величина надбавки, %

I

Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Ингушская Республики

3

5,0

II

Республика Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольский края

3

5,0

III

Белгородская, Калининградская, Ростовская области

4

7,0

IV

Республика Калмыкия, Астраханская, Брянская, Воронежская, Волгоградская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Самарская области

5

10,0

V

Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Владимирская, Ивановская, Тверская, Рязанская, Ленинградская, Московская, Тульская, Смоленская, Новгородская, Псковская области

5

10,0

VI

Республика Мордовия, Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Ярославская области

5

10,0

VII

Удмуртская Республика, Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области

5

10,0

VIII

Республики Алтай, Башкортостан, Карелия, Хакасия*, Алтайский, Красноярский*, Приморский, Хабаровский края, Кировская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская области*, Еврейская автономная область

5

12,0

IX

Амурская, Камчатская, Кемеровская, Оренбургская области

6

15,0

Х

Республики Бурятия и Коми*, Архангельская*, Иркутская*, Мурманская*, Читинская области*, острова Баренцева и Белого морей

6

15,0

XI

Республика Тыва, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Магаданская область, острова моря Лаптевых

6

18,0

XII

Республика Саха, острова Ледовитого океана, Карского моря

7

20,0

_______________

* Приравнены крайонам Крайнего Севера с применением надбавок для XI климатической зоны.

 

Примечание— Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива дифференцированыпо регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных иминимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнегопериода и обобщения опыта эксплуатации машин в этих регионах.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(справочное)

 

ПРИМЕР РАСЧЕТАИНДИВИДУАЛЬНОЙ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА

 

При расчете индивидуальной нормы расхода топливанеобходимо обратить внимание на порядок применения коэффициентов, используемыхпри расчете:

- коэффициенты Кв, Км, Кт.м и Киопределяют режим работы двигателя и применяются при расчете в соответствии сформулой (2), приведенной в 5.2.1;

- суммарный поправочный коэффициент Допределяет условия эксплуатации и применяется для корректировки индивидуальнойнормы расхода топлива в соответствии с формулой (3), приведенной в 5.3.3.

Расчет индивидуальной нормы расхода топлива работыбульдозера

Исходные данные:

- удельный расход топлива gе = 238 г/кВт×ч;

- номинальная мощность двигателя по паспорту илиинструкции по эксплуатации Nе = 80кВт;

- износ двигателя оценивается в 55 %.

Выбор коэффициентов:

- коэффициент использования двигателя по времени Кв = 0,86(принимается по таблице А.1, приложение А);

- коэффициент использования двигателя по мощности Км= 0,4 (принимается по таблице А.1, приложение А);

- коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива взависимости от использования двигателя по мощности Кт.м =1,28 (принимается по таблице А.2, приложение А);

- коэффициент износа двигателя Ки =1,05 (принимается по таблице А.3, приложение А).

Определяем индивидуальную норму расхода топлива Нт

Нт = 1,03 gеКвКмКт.мКи = 1,03 × 238 × 0,86 × 0,4 × 1,28 × 1,05 = 9,063 кг/маш.-ч.

Уточняем индивидуальную норму расхода топлива всоответствии с условиями эксплуатации по таблице 2:

- время года — зима, место работы — РеспубликаСеверная Осетия (Д9 = 0,05);

- высота 800 м над уровнем моря (Д8 =0,05);

- тяжелые дорожные условия (Д7 =0,10).

 

Нт.у = Нт × (1 + Д7+ Д8 + Д9) = 9,063 (1 + 0,1 + 0,05 + 0,05)= 10,876 кг/маш.-ч.

 

Для определения Нт.у в литрахиспользуем переводной коэффициент (в соответствии с примечаниями к 5.2.1):

 

Нт.у = 10,876 кг/маш.-ч = 10,876 × 1,21 = 13,16 л/маш.-ч.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА ПРОВЕРКИИНДИВИДУАЛЬНОЙ

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА

 

ПРОТОКОЛ

проверки индивидуальнойнормы расхода (вид топлива) для (наименование машины)

 

Марка машины__________________________________________________________________

Номер машины

инвентарный_________________________________________________________________

заводской___________________________________________________________________

Место проверки (объект)__________________________________________________________

Состояние машины:

срок службы, лет_____________________________________________________________

дата капитального ремонта_____________________________________________________

Наработка машины, маш.-ч:

с начала эксплуатации _________________________________________________________

после капитального ремонта____________________________________________________

 

 

 

 

 

Дата замера и номер замера

Наработка машины в течение смены, мото-ч

Вид работы

Объем работы в течение смены, м3

Средняя температура в течение смены, °С

Плотность топлива при средней температуре, кг/м3

Уровень топлива по мерной линейке, мм

Объем топлива в баке, л

Объем израсходованного топлива, л

Опытная норма расхода топлива, л/маш.-ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова: нормы расхода топлива, строительные идорожные машины

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Методика расчета индивидуальных норм расхода топлива

6 Проверка индивидуальных норм расхода топлива

Приложение А. Значения коэффициентов Кв,Км, Кт.м, Ки, входящих всостав интегрального коэффициента К

Приложение Б. Предельные значения зимних надбавок кнормам расхода топлива в республиках, краях и областях России

Приложение В. Пример расчета индивидуальной нормырасхода топлива

Приложение Г. Форма протокола проверки индивидуальнойнормы расхода топлива


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: