Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

РД 10-525-03
Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин

РД 10-525-03. Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

 

РД 10-525-03

 

(утв. приказом Госгортехнадзора РФ от 19 февраля 2003 г. №27)

 

Срок введения в действиеc 1 марта 2003 г.

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Рекомендации предназначеныдля государственных инспекторов (главных инспекторов, начальников отделов)*территориальных органов Госгортехнадзора России**, принимающих участие в работекомиссий по испытанию грузоподъемных машин (кранов, кранов-манипуляторов,кранов-трубоукладчиков, подъемников и вышек), регистрируемых в органахгосгортехнадзора.

1.2. Рекомендации разработаны всоответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов" от 21.07.97 года № 116-ФЗ (собраниезаконодательства РФ, 1997, № 30); Положением о Федеральном горном ипромышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства РФ от03.12.2001 года, № 841 (собрание законодательства РФ, 2001, № 50), Правиламиприменения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденнымипостановлением Правительства РФ от 25.12.98 года № 1540 (собраниезаконодательства РФ, 1999, № 301), Общими правилами промышленной безопасностидля организаций, осуществляющих деятельность в области промышленнойбезопасности опасных производственных объектов (Постановление ГосгортехнадзораРоссии от 18.10.02 № 61-А), ГОСТ 16504-81 "Система государственныхиспытаний продукции. Испытание и контроль качества продукции. Приемка и методыиспытаний", а также соответствующих правил и других нормативныхдокументов, утвержденных Госгортехнадзором России.

1.3. Согласно Положения о Федеральномгорном и промышленном надзоре России, соответствующих правил и другихнормативных документов специалисты органов госгортехнадзора должны приниматьучастие в работе комиссий по испытанию грузоподъемных машин.

1.4. Для участия в работе комиссий попроведению испытаний грузоподъемных машин, должны назначаться наиболее опытныегосударственные инспекторы, проработавшие в органах госгортехнадзора более 3лет или главные государственные инспекторы (начальники отделов, ихзаместители).

1.5. Государственные инспектора должнызнать и правильно применять в надзорной деятельности правила, стандарты идругие нормативные документы, регламентирующие требования промышленнойбезопасности при проведении предварительных (заводских), приемочных,квалификационных, периодических, сертификационных испытаний грузоподъемныхмашин, а также выполнять требования по охране труда, изложенных в Типовойинструкции по охране труда для государственных инспекторов, осуществляющихнадзор за эксплуатацией грузоподъемных машин, утвержденной приказомГосгортехнадзора России от 23.08.01 г. № 113.

 

2. Подготовка киспытаниям грузоподъемных машин

 

2.1. Порядок подготовки и проведенияиспытаний грузоподъемных машин определен соответствующими Правилами,государственными и международными стандартами, руководящими и нормативнымидокументами. (Приложение).

2.2. Участие государственного инспектора впредварительных (заводских), приемочных, периодических, типовых, квалификационныхиспытаниях обязательно.

2.3. Для проведения испытанийгрузоподъемных машин заказчик или, при согласии заказчика, разработчикформирует и утверждает состав комиссии согласно ГОСТ Р 15.201-2000"Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки ипостановки продукции на производство".

Государственный инспектор в составкомиссии предварительных испытаний грузоподъемной машины назначается органомгосгортехнадзора.

В состав приемочной комиссии по испытаниюопытного образца грузоподъемной машины представитель должен назначатьсяГосгортехнадзором России.

2.4. Сроки и место проведения испытанийгрузоподъемной машины устанавливает предприятие-изготовитель. Условияпроведения испытаний должны соответствовать условиям эксплуатации грузоподъемноймашины, изложенных в технических условиях на ее изготовление и в Руководстве поэксплуатации. Испытания должны проводиться на аттестованном испытательномполигоне (площадке). Испытание крана мостового типа может проводиться после егомонтажа в организации-заказчике.

2.5. Испытательная площадка для проведениястатических и динамических испытаний грузоподъемных машин (стреловых кранов,кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников) должна иметьтвердое, ровное, горизонтальное покрытие.

Размеры испытательной площадки,расположение окружающих сооружений (линии электропередач, строений и т.п.)должны позволять вести работу с поворотом стрелы на 360°. Место для установкикрана на испытательной площадке должно иметь покрытие из камня, асфальта илибетона. 

2.6. Испытательная площадка дляопределения показателей обзорности и освещенности должна иметь квадратнуюразметку с шагом 1х1 м. Допускается совмещение площадок для проведениястатических и динамических испытаний с площадкой для определения показателейобзорности и освещенности.

2.7. Для проведения испытанийгрузоподъемных машин предприятие-изготовитель выделяет группу обслуживания всоставе и количестве, необходимом для бесперебойного проведения испытаний.

2.8. На время проведения испытаний предприятие-изготовительназначает из числа инженерно-технических работников лицо, ответственное забезопасное ведение всех работ при испытаниях. При проведении испытаний в двесмены требуется назначение ответственных в каждую смену.

2.9. Изготовитель или заказчикобеспечивает подготовку грузоподъемных машин (к проведению испытаний в томчисле), испытательных площадок, контрольно-измерительных приборов, инструмента,испытательного аттестованного груза и других средств, необходимых прииспытаниях. При проведении испытаний грузоподъемной машины применяютсяаттестованные и поверенные средства контроля и измерения.

 

3. Необходимые документы

 

3.1. Государственный инспектор,назначенный членом комиссии, перед началом испытаний грузоподъемной машиныобязан проверить наличие и содержание документов, предусмотренных правилами,государственными и международными стандартами, настоящей инструкцией и другиминормативными документами.

3.2. При проведении предварительных(заводских) испытаний опытного образца грузоподъемной машины комиссиярассматривает следующие документы:

утвержденное заказчиком техническоезадание (ТЗ) на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР);

паспорт грузоподъемной машины;

руководство по эксплуатации грузоподъемноймашины;

проект технических условий на изготовлениегрузоподъемной машины;

полный комплект рабочих чертежей срасчетами и документами, подтверждающими соответствие грузоподъемной машинытребованию правил и государственных (международных) стандартов;

акты приемки кранового пути, включая проверкуконтура заземления;

паспорт и руководство по эксплуатацииограничителя грузоподъемности грузоподъемной машины;

журнал отступлений от рабочей документациис указанием лиц, разрешивших и согласовавших отступления;

акт приемки грузоподъемной машины службойкачества продукции (ОТК);

сертификаты на материалы и электроды,паспорта и руководства по эксплуатации на комплектующее оборудование и приборыбезопасности;

ведомость отступления от проекта;

программу и методику испытанийгрузоподъемной машины, разработанных проектной организацией с учетом требованийПравил и государственных стандартов;

другие документы, предусмотренные ГОСТ Р15.201-2000.

Предварительные (заводские) испытанияопытных образцов грузоподъемных машин проводятся с целью проверки их соответствиятехническому заданию, техническим условиям, нормативной, конструкторской иэксплуатационной документации, оценки ее работоспособности, а также для решениявопроса о возможности предъявления грузоподъемной машины на приемочныеиспытания.

3.3. Техническое задание является основнымисходным документом для разработки новых или модернизированных грузоподъемныхмашин. Оно должно содержать технико-экономические требования к продукции,определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, стадииразработки, порядок сдачи и приемки результатов разработки.

В общем случае в ТЗ рекомендуетсяпредусматривать следующие положения: область применения; цель и назначениеразработки; какой существующий тип грузоподъемной машины заменяет новая машина;технические параметры; требования к конструктивному исполнению; показателинадежности; требования к технологичности конструкции; пригодностьгрузоподъемной машины техническому обслуживанию и ремонту; дополнительныетребования, учитывающие специфику разрабатываемой продукции; преимуществагрузоподъемной машины; другие положения, предусмотренные ГОСТ Р 15.201-2000.

К ТЗ прикладывается чертеж общего видагрузоподъемной машины и необходимые для разработки схемы.

Действие технического задания (если оно нераспространяется на дальнейшие работы) прекращается с утверждением актаприемочных испытаний опытного образца грузоподъемной машины.

3.4. Технические условия (ТУ) являютсянеотъемлемой частью рабочей документации. Технические условия содержаттребования к продукции (включая данные о применяемых металлах и сварочныхматериалах, показатели надежности и т.п.), изготовлению и контролю за качествомизготовления узлов и сварки (в том числе нормы браковки), к порядку приемкиузлов и готовых машин и их поставки.

Технические условия в общем виде содержатследующие разделы: введение; технические требования; правила приемки; методыконтроля (испытаний) готовой продукции, транспортирование и хранение; указанияпо эксплуатации; гарантии изготовителя. Допускается дополнять ТУ другимиразделами или исключать разделы, не требующиеся для конкретной конструкциимашины.

Приемочная комиссия в процессе приемочныхиспытаний машины согласовывает проект ТУ, которые после этого считаютсяпринятыми для выпуска по ним серийной продукции.

3.5. Руководство по эксплуатациигрузоподъемной машины разрабатывается специализированной организацией всоответствии с требованиями Правил и ГОСТ 2.601. В Руководстве по эксплуатациинаряду с другими требованиями указываются:

периодичность и перечень работ по техническомуобслуживанию узлов, механизмов и приборов безопасности;

возможные повреждения металлоконструкций испособы их устранения;

способы проверки приборов безопасности;

способы регулировки тормозов;

перечень быстроизнашивающихся деталей идопуски на их износ;

порядок проведения техническогоосвидетельствования;

указания по приведению грузоподъемноймашины в безопасное положение в нерабочем состоянии;

требования безопасности в аварийныхситуациях (в том числе в случае прекращения энергоснабжения грузоподъемноймашины или выхода из строя ее систем при наличии груза на крюке);

нормы браковки канатов;

критерии предельного состояниягрузоподъемной машины для отправки ее в капитальный ремонт;

срок службы грузоподъемной машины;

регулировочные характеристики приводов идопустимые значения просадки грузов при пуске;

другие указания по обслуживанию иэксплуатации грузоподъемной машины с учетом специфики ее конструкции.

3.6. При проведении приемочных испытанийопытного образца грузоподъемной машины комиссия рассматривает следующиедокументы:

акт и протоколы предварительных заводскихиспытаний грузоподъемной машины;

акты об инструментальных тензометрическихиспытаниях, включая материалы стендовых испытаний по определению ресурсамеханизмов и сборочных единиц грузоподъемной машины и эргономических испытаний.

перечень изменений, внесенных вконструкцию грузоподъемной машины по результатам предварительных иинструментальных испытаний;

паспорт грузоподъемной машины;

руководство по эксплуатации;

полный комплект рабочих чертежей срасчетно-пояснительной запиской, с изменениями, внесенными по результатампредварительных испытаний;

проект технических условий на изготовлениегрузоподъемной машины;

программу и методику предварительных иприемочных испытаний опытного образца грузоподъемной машины.

Приемочные испытания опытного образцагрузоподъемной машины проводятся с целью определения возможности поставки ее насерийное производство. В отдельных случаях допускается проведение приемочныхиспытаний совмещать с квалификационными испытаниями грузоподъемной машины.

3.7. Квалификационные испытания проводятсяс целью оценки готовности предприятия к выпуску грузоподъемных машин в заданномобъеме и решения вопроса о запуске в производство грузоподъемных машин, ранееосвоенных на другом предприятии.

К испытаниям предъявляется один образец изпартии грузоподъемных машин, изготовленных данным предприятием по чертежам длясерийного производства, полученного от другого предприятия. Техническиедокументы и порядок проведения испытаний аналогичны предварительным испытаниям.

Объем квалификационных испытанийопределяется программой и методикой испытаний. Порядок разработки исогласования программы и методики проведения испытаний аналогичен с порядком,принятым при приемочных испытаниях.

Испытания проводятся с участиемпредставителя предприятия, ранее выпускавшего или выпускающего передаваемуюпродукцию.

3.8. Периодические испытания серийновыпускаемых грузоподъемных машин проводятся один раз в 3 года с целью проверкисоответствия изготавливаемых грузоподъемных машин Правилам, нормативнымдокументам и конструкторской документации, контроля стабильности качествавыпускаемых грузоподъемных машин и оценки возможности продолжения их выпуска.

Испытания могут проводиться как насмонтированных грузоподъемных машинах, так и на узлах, подготовленных к сборке.

Периодические испытания проводятся поразработанной им программе, согласованной с органом госгортехнадзора.

3.9. Типовые испытания выпускаемыхгрузоподъемных машин проводятся с целью оценки работоспособности иэффективности разработанной технологической оснастки и технологическихпроцессов, либо изменений, внесенных в конструкцию грузоподъемных машин или втехнологический процесс.

К типовым испытаниям предъявляется одна изгрузоподъемных машин первой промышленной серии либо грузоподъемная машина,выполненная с внесенными в конструкцию или технологический процесс изменениями,которые требуют проверки для внедрения их в производство.

Испытания проводятся по программе иметодике типовых испытаний, составленной в соответствии с нормативнымидокументами и согласованной с головной организацией.

3.10. Сертификационные испытаниягрузоподъемных машин проводятся с целью проверки их соответствия требованиямПравил и нормативных документов.

К сертификационным испытаниям предъявляетсяодна из серийно выпускаемых машин.

К проведению испытаний представляютсяследующие документы:

сборочные чертежи грузоподъемной машины иее основных узлов;

расчет грузоподъемной машины;

эксплуатационные документы (паспорт,руководство по эксплуатации, инструкция по монтажу и др.);

технические условия;

программа и методика испытаний;

3.11. Программы и методики испытанийразрабатываются с учетом конструктивных особенностей грузоподъемной машины, ееназначения, технических параметров и характеристик, оснащения ее устройствами иприборами безопасности, а также с учетом требований Правил, государственных имеждународных стандартов и других нормативных документов.

3.12. Программу и методику предварительныхиспытаний составляет разработчик проекта грузоподъемной машины и согласовываетих с головной организацией и органом госгортехнадзора. Программу составляют сучетом требований ИСО 4310. Программой определяется объем предварительныхиспытаний опытного образца грузоподъемной машины.

В объем предварительных испытаний входят:

проверка соответствия грузоподъемноймашины техническому заданию, рабочей документации, паспортным данным итехническим условиям;

внешний осмотр (визуальный контроль)грузоподъемной машины;

испытания без нагрузки;

проверка работоспособности грузоподъемноймашины, механизмов, системы управления, приборов безопасности с замеромскоростей, путей торможения и других эксплуатационных параметров, точностиустановки ходовых колес, отсутствия остаточных деформаций металлоконструкцийгрузоподъемной машины;

статические испытания;

динамические испытания;

испытание машины или механизма припередвижении с грузом проводится только в том случае, если такие операциипредусмотрены руководством по эксплуатации грузоподъемной машины;

испытания на устойчивость в соответствиисо стандартом ИСО 4310 (только для стреловых самоходных кранов);

проверка работоспособности ограничителягрузоподъемности;

ходовые испытания (для мобильныхгрузоподъемных машин);

оценка условий работы крановщика;

оценка приспособленности грузоподъемноймашины к техническому обслуживанию и ремонту.

3.13. Программу и методику приемочныхиспытаний опытного образца грузоподъемной машины составляет разработчик проектаили головная организация и согласовывают с Госгортехнадзором России.

Объем приемочных испытаний определенпрограммой испытаний и включает ознакомление с материалами предварительныхиспытаний, внешний осмотр (визуальный контроль), статические и динамическиеиспытания, испытания на устойчивость (для стреловых кранов), испытания ограничителягрузоподъемности, оценку работоспособности и надежности грузоподъемной машины вцелом.

К приемочным испытаниям предъявляетсягрузоподъемная машина, прошедшая предварительные испытания, после устранениядефектов, отмеченных при предварительных испытаниях.

3.14. Программа и методика периодическихиспытаний грузоподъемной машины составляется и согласовывается стерриториальным органом Госгортехнадзора России.

Объем периодических испытаний определяетсятребованиями Правил и нормативных документов на конкретные виды грузоподъемныхмашин.

В общем случае в объем испытаний входят:

анализ рабочей документации, в том числетехнических условий на изготовление;

анализ эксплуатационной документации;

ознакомление с актами предыдущих испытаний(периодических и приемочных);

ознакомление с журналом учета поступившихрекламаций;

проверка соответствия основных параметровгрузоподъемной машины технической документации;

визуальный контроль с оценкой качестваизготовления и сборки грузоподъемной машины (ее узлов) и ее соответствиятребованиям нормативной и конструкторской документации;

измерение предельных отклонений отправильной геометрической формы и размеров основных элементов грузоподъемноймашины;

испытание работы грузоподъемной машины нахолостом ходу;

статические испытания с перегрузкой 25%(для кранов-трубоукладчиков - на 40%);

динамические испытания с перегрузкой 10%;

испытания на устойчивость (для стреловыхкранов);

испытание ограничителя грузоподъемности;

ходовые испытания (для стреловых кранов,кранов-манипуляторов, подъемников);

проверка условий работы крановщика;

оценка надежности и безопасных условийэксплуатации грузоподъемных машин и ее узлов с проверкой работоспособностиприборов безопасности.

3.15. Программа сертификационных испытанийгрузоподъемной машины согласовывается с территориальным органамиГосгортехнадзора России. В процессе сертификационных испытаний проводятся:

сопоставление конструкции грузоподъемноймашины требованиям Правил и нормативных документов;

анализ расчета;

рассмотрение эксплуатационных документов;

рассмотрение акта экспертизы проекта;

визуальный осмотр грузоподъемной машины;

статические и динамические испытания;

испытания на устойчивость (для стреловыхкранов);

оценка надежности и требований побезопасной эксплуатации грузоподъемной машины.

 

4. Порядок и методикапроведения испытаний грузоподъемных машин

 

4.1. Общие положения.

4.1.1. Государственный инспектор долженпринимать непосредственное (обязательное) участие при проведении наиболеезначимых видов испытаний грузоподъемных машин, таких как:

визуальный контроль;

статические испытания;

испытания на устойчивость;

динамические испытания;

проверка надежности работы устройств иприборов безопасности.

4.1.2. Государственный инспектор вправе неучаствовать при проведении других видов испытаний (контроля), предусмотренныхпрограммой, таких как:

определение эксплуатационных параметров;

проверка соответствия габаритных илинейных размеров проекту и паспорту грузоподъемной машины;

определение массы грузоподъемной машины;

проверка условий работы крановщика(машиниста, оператора);

ходовые испытания мобильных грузоподъемныхмашин;

проверка точности установки ходовых колескранов мостового типа;

контроль состояния электрооборудования;

проверка состояния крановых путей;

контроль параметров шума, вибрации нарабочем месте крановщиков (машиниста, оператора);

проверка состояния подъемника башенногокрана.

4.1.3. Результаты проведенных проверок ииспытаний грузоподъемной машины комиссией без участия государственногоинспектора оформляются отдельными протоколами за подписью членов комиссии.

4.1.4. Государственный инспекторрассматривает протоколы испытаний грузоподъемной машины, проведенных без егоучастия, и при необходимости проводит контрольную проверку отдельных данных илипоказателей испытаний.

4.2. Визуальный контроль грузоподъемноймашины.

4.2.1. Визуальный контроль включает в себяпроверку требований Правил, государственных (международных) стандартов и другихнормативных документов, а также проверку состояния всех особо важных элементовгрузоподъемной машины.

Визуальный контроль проводят на местеиспытаний без разборки сборочных единиц грузоподъемной машины.

Допускается снятие кожухов, быстросъемныхэлементов ограждений, препятствующих визуальному контролю.

4.2.2. Проверке подлежат следующиеэлементы грузоподъемной машины:

механизмы (коробка отбора мощности,лебедки, механизмы поворота и т.д.);

электрооборудование;

гидрооборудование;

приборы и устройства безопасности;

тормоза;

аппараты управления, освещения исигнализации;

крюки и детали крюковой подвески;

канаты и места их крепления;

блоки, оси и места их крепления;

стрелы и гуськи;

металлоконструкции крана;

системы управления, другие узлы имеханизмы.

4.2.3. Визуальным контролем устанавливают:

отсутствие видимых повреждений элементовгрузоподъемной машины;

качество выполнения сборочных и сварочныхработ (неразрушающий контроль сварных соединений по представленным документам);

отсутствие подтекания рабочейгидравлической жидкости;

наличие пломб на механизмах ипредохранительных устройствах, подлежащих пломбированию;

укомплектованность грузоподъемной машинызапасными частями, инструментом, инвентарем и эксплуатационной документацией всоответствии с комплектовочной ведомостью;

наличие предупредительных знаков инадписей.

4.2.4. Результаты визуального контроляоформляются протоколом, в котором указываются отступления от рабочейдокументации, неучтенные в перечне разрешенных разработчиком изменений; видимыеповреждения и дефекты; качество сборки узлов и деталей, наличие нагрузоподъемной машине требуемых устройств и приборов безопасности, фирменныхтабличек, клейм сварщиков и ОТК на сборочных единицах, наличие пломб, а такжеукомплектованность грузоподъемной машины запасными частями, инструментом иэксплуатационными документами.

4.3. Статические испытания грузоподъемныхмашин.

4.3.1. Статические испытаниягрузоподъемных машин проводят согласно методик и программ, составленных сучетом их типов, конструктивных особенностей, условий установки (монтажа) иэксплуатации.

4.3.2. Статические испытания кранамостового типа проводятся грузом массой 1,25 Qном, где Qном - номинальнаягрузоподъемность кранов (для грейферных и магнитных кранов с учетом массыгрейфера и магнита) Груз подвешивается на крюке или на грузозахватном органе всоответствии с разработанной схемой строповки контрольного груза.

Статистические испытания проводятся вследующей последовательности:

Кран устанавливается над опорамиподкрановых путей, а тележка располагается в середине пролета. У крана сконсолями каждая консоль испытывается отдельно.

К месту измерения прогиба - середине однойиз балок моста (консоли), на струне подвешивают отвес, скользящий понаправляющей вдоль металлической линейки и делают замер. Затем поднимаютиспытательный груз на высоту 100-200 мм и производят отчет по линейке. Вподнятом состоянии груз выдерживают в течение 10 минут, контролируя величинупрогиба. При нарастании прогиба груз немедленно опускают на землю и испытанияпрекращают до выяснения причин. Если величина прогиба не увеличивается, поистечении 10 минут груз опускается и проверяется положение отвеса.

При отсутствии остаточных деформаций вметаллоконструкции моста (консоли) отвес должен возвратиться в первоначальноеположение. В случае появления остаточных деформаций, трещин и другихповреждений, испытания должны быть прекращены, выявлены причины, устраненыдефекты и принято решение о возможности проведения дальнейших испытаний.

4.3.3. Статистические испытания кранастрелового типа, крана-манипулятора, проводятся нагрузкой, на 25% превышающейего паспортную грузоподъемность на всех расчетных грузовых характеристиках сосновной стрелой и сменным башенно-стреловым оборудованием.

Статические испытаниякранов-трубоукладчиков проводятся в соответствии с "Методическимиуказаниями по проведению статических испытаний кранов-трубоукладчиков МУ36.22.14-00" - грузом, на 40% превышающим их номинальную грузоподъемность.

Кран считается выдержавшим испытания, еслив течение 10 минут груз, поднятый на высоту 100-200 мм, не опустился на землю,не обнаружено трещин, остаточных деформаций металлоконструкций, просадкигидроцилиндров, ослабления или повреждения разъемных соединений, отслаиваниякраски или повреждений, влияющих на работоспособность крана и безопасность егоэксплуатации,

4.3.4. Статическое испытание подъемника(вышки) проводится нагрузкой, на 50% превышающий его грузоподъемность, приустановке подъемника на горизонтальной площадке в положении его наименьшейрасчетной устойчивости.

На подъемниках, оборудованных люлькой,груз массой, равной 110% от паспортной грузоподъемности, располагают в люльке,а груз массой равной 40% от паспортной грузоподъемности подвешивают к люльке нагибкой подвеске на высоте 100-200 мм от земли с последующей выдержкой в течение10 минут.

Подъемник считается прошедшим статическоеиспытание, если в течение 10 минут поднятый груз не опустился, а так же если вметаллоконструкциях не обнаружены повреждения.

4.3.5. Результаты статических испытанийоформляют протоколом, в котором указывают параметры испытаний грузоподъемноймашины (рабочее оборудование, паспортная грузоподъемность, вылет, массаконтрольного груза, состояние выносных опор и др.). В протоколе отражают выводыи рекомендации комиссии по обнаруженным неисправностям, дефектам и повреждениямгрузоподъемной машины и предложения по устранению неполадок, а так же, принеобходимости, рекомендации по доработке конструкции и технологии изготовлениягрузоподъемной машины.

4.4. Испытания на устойчивостьгрузоподъемной машины.

4.4.1. Испытания на грузовую устойчивостьсогласно ИСО 4310 проводят для стреловых кранов с целью проверки устойчивостикрана при подъеме и перемещении груза.

4.4.2. Количественные параметры грузовойустойчивости крана определяют исходя из испытательной нагрузки, которуювычисляют по формуле:

 

P = 1,25 Qном + 0,1 Fi;

 

где Р - испытательная нагрузка, Q_ном -номинальная грузоподъемность крана, Fi (F1 или F2) - масса стрелы G или массагуська g, приведенная к головке стрелы или гуська.

Если масса стрелы G велика и гусекпредназначен для сравнительно небольших грузов, то испытания на устойчивость сиспытательным грузом, поднятым на оголовке гуська, не проводятся. В этом случаетребования к устойчивости должны быть проверены путем расчета.

4.4.3. Испытания на устойчивость кранаследует проводить при таких положениях и вариантах исполнения в пределахопределенной рабочей зоны, при которых устойчивость крана является минимальной.Если для различных положений или рабочих зон заданы разные нагрузки, тоиспытания на устойчивость следует проводить для выбора этих условий.

4.4.4. Стреловой кран считается прошедшимиспытания на грузовую устойчивость, если не произойдет его опрокидывания (отрывот земли двух опор) при статическом положении испытательной нагрузки на крюке.

4.4.5. Результаты испытания крана наустойчивость оформляют протоколом, в котором указывают: вид башенно-стреловогооборудования; длину стрелы (гуська); паспортную грузоподъемность; вылеты;расчетную испытательную нагрузку с учетом вылета, опорный контур (выносныеопоры) и др. В протоколе испытания отражают выводы и рекомендации комиссии пообнаруженным неисправностям, дефектам и повреждениям крана и предложения поустранению неполадок, а при необходимости рекомендации по доработке конструкциии технологии изготовления крана.

4.5. Динамические испытания грузоподъемноймашины.

4.5.1. Динамические испытания проводятсядля проверки действия механизмов грузоподъемной машины при установке навыносных опорах или без них и движении ее с грузом.

4.5.2. Динамические испытаниягрузоподъемной машины проводятся с грузом, превышающим паспортнуюгрузоподъемность на 10%, на одной или нескольких расчетных грузовыххарактеристиках и скоростях перемещений.

4.5.3. При динамических испытанияхпроизводится:

подъем и опускание груза;

вращение поворотной части грузоподъемноймашины в обоих направлениях при различных угловых скоростях перемещения;

подъем и опускание стрелы с грузом, соответствующиммаксимальному вылету с 10% перегрузкой;

работа телескопа с грузом, соответствующиммаксимальному вылету с 10% перегрузкой;

совмещение операций на вылете, выбранномкомиссией в соответствии с графиком грузоподъемности;

передвижение грузоподъемной машины(тележки) с грузом на крюке.

4.5.4. Испытания проводят для каждогомеханизма и при совместной работе механизмов, предусмотренной эксплуатационнымидокументами. Испытания должны включать повторный пуск и остановку при каждомдвижении во всем диапазоне данного движения и должны продолжаться не менее 1часа.

Испытания должны включать пуск механизмовиз промежуточного положения с подвешенным испытательным грузом, при этом недолжно происходить возвратного движения.

4.5.5. Грузоподъемную машину считаютвыдержавшей динамические испытания, если будет установлено, что все элементывыполняют свои функции, а в результате последующего внешнего осмотра не будетобнаружено повреждений механизмов или элементов конструкций и не произойдетослабления болтовых соединений.

4.5.6. Результаты динамических испытанийгрузоподъемной машины оформляют протоколом, в котором указывают: видустановленного оборудования и грузозахватных органов (крюк, грейфер,электромагнит); паспортную грузоподъемность; вылет; испытательную нагрузку;опорный контур; вид работ (подъем, опускание, вращение, передвижение,телескопирование, совмещение операций и др.). В протоколе испытания отражаютвыводы и рекомендации комиссии по устранению замечаний, выявленных придинамических испытаниях грузоподъемной машины.

4.6. Проверка работы устройств и приборовбезопасности грузоподъемной машины.

4.6.1. Проверка надежности работыустройств и приборов безопасности, установленных на грузоподъемной машине,проводится согласно методик, изложенных в эксплуатационных документах такихприборов, руководстве по эксплуатации грузоподъемной машины, в соответствующихпрограммах испытаний приборов и грузоподъемных машин.

Например проверку работы устройств иприборов безопасности, установленных на стреловом (автомобильном) кранепроводят в следующей последовательности:

указатели угла наклона крана;

ограничитель сматывания каната с барабана;

ограничитель высоты подъема крюка;

ограничитель высоты подъема стрелы;

звуковая предупреждающая сигнализация;

ограничитель грузоподъемности(ограничитель нагрузки крана) с телеметрической памятью ("регистраторпараметров");

координатная защита.

Проверка указателей угла наклона кранапроизводится без груза на крюке путем установки крана на выносные опоры ипроверки горизонтальности вывешивания. Стрела устанавливается на определенныйвылет, после чего производится замер вылетов в 3-х точках через 90 град.Проверять следует всю плоскость: по обеим взаимно перпендикулярным плоскостям.Разность вылетов не должна превышать 50 мм; воздушный шарик указателя не долженвыходить из центрального круга.

Проверка ограничителя сматывания канатапроизводиться путем сматывания каната с барабана до срабатывания ограничителя.Настройка считается правильной, если после его срабатывания на барабанеостанется 3 витка каната.

Проверка работы ограничителя высотыподъема крюка проводится путем подъема крюка без груза до срабатыванияограничителя. Механизм подъема крюка должен отключаться при достижениирасстояния не менее 200 мм, между наиболее выступающими, в направлении друг кдругу, частями крюковой подвески и оголовка стрелы.

Проверка зоны работы крана определяетсявращением поворотной части крана в рабочей зоне в обе стороны до срабатыванияограничителя грузоподъемности ОНК-140. Настройка считается правильной, еслиобеспечивается поворот в рабочей зоне на угол (260+2) градусов.

Работоспособность ограничителягрузоподъемности заключается в проверке точности срабатывания прибора на каждойгрузовой характеристике в двух крайних и не менее чем в двух промежуточных точках.

Для проверки работы ограничителягрузоподъемности кран следует установить на опоры в горизонтальное положение.

Проверка работы ограничителя производитсяпутем поднятия грузов соответствующих номинальной грузоподъемности, и грузовпревышающих номинальную грузоподъемность на 10%.

Ограничитель должен разрешать работу кранас номинальными грузами и запрещать работу с грузами, превышающими номинальныена 10% на соответствующих вылетах. Увеличением вылета стрелы с номинальнымгрузом на крюке проверить срабатывание ограничителя при отключении механизмовкрана, при этом груз не должен превышать грузоподъемность на данном вылетеболее чем на 10%, одновременно проверяется работа звуковой предупреждающейсигнализации.

Проверка координатной защиты производитсябез груза на крюке путем ограничений работы механизмов подъема и выдвижениястрелы, поворота и передвижения крана. При вводе ограничений координатнойзащиты, например - в приборе ОНК-140, необходимо предусматривать запас порасстоянию и углу поворота крана. При достижении, в процессе работы крана,любого из введенных ограничений, срабатывает координатная защита на безопасномрасстоянии от стрелы до препятствия (стена, потолок, колонна, ЛЭП и т.п.),загорается красная лампочка, включается звуковой сигнал, затем срабатываетзащита и механизм отключается. Дальнейшее движение стрелы крана в опасную зонупрекращается.

 

5. Порядок проведенияиспытаний новых приборов безопасности

 

5.1.1. Согласно требованиям правилбезопасности грузоподъемные машины в процессе их изготовления, а также в периодих эксплуатации должны быть оснащены надежными приборами и устройствамибезопасности. Изготовление приборов и устройств безопасности можетосуществляться на предприятиях - изготовителях грузоподъемных машин илиспециализированными организациями.

5.1.2. Новые приборы безопасности,изготовленные специализированными организациями для оснащения (новых и старых)грузоподъемных машин, подвергаются следующим видам испытаний:

предварительным и приемочным испытаниям;

приемо-сдаточным испытаниям;

квалификационным испытаниям;

типовым испытаниям;

эксплуатационным испытаниям.

5.1.3. Государственный инспектор долженпринимать непосредственное участие при проведении приемочных испытаний опытногообразца многофункционального прибора безопасности (ограничителягрузоподъемности, ограничителя предельного груза, анемометра, координатнойзащиты и т.п.) в организации - изготовителе прибора безопасности.

В период других видов (типовых,квалификационных и т.п.) испытаний грузоподъемных машин государственныйинспектор проводит проверку работоспособности приборов и устройств безопасностисогласно раздела 4 настоящей Типовой инструкции.

5.1.4. Государственному инспекторунеобязательно принимать участие в проведении предварительных, приемо-сдаточныхи других видов испытаний приборов и устройств безопасности (концевыхвыключателей, указателей грузоподъемности, ограничителей механизмовпередвижений, блокировок, предохранительных клапанов и т.п.) ворганизациях-изготовителях.

5.1.5. Результаты проведенных испытанийприборов и устройств безопасности оформляются протоколами и актами, подписанычленами комиссии и утверждены в установленном порядке.

5.1.6. Государственный инспектор имеетправо рассмотреть представленные документы по испытаниям приборов и устройствбезопасности, проведенных без его участия и при необходимости сделатьконтрольную проверку соответствия их требованиям безопасности и надежностиработы.

5.2.1. Предварительные испытания.

Предварительные испытания проводятся сцелью определения возможности представления базового (опытного) образца приборабезопасности на приемочные испытания.

Предварительные испытания проводятсякомиссией, назначенной руководителем организации - изготовителя приборабезопасности, с привлечением представителей разработчика прибора безопасности иголовных организаций по краностроению.

При проведении предварительных испытанийприбора безопасности комиссией рассматриваются следующие документы:

техническое задание (ТЗ);

проект технических условий (ТУ);

комплект чертежей;

паспорт (проект);

руководство по эксплуатации;

инструкция по монтажу и наладке нагрузоподъемной машине;

перечень конструктивных и технологическихизменений (для модернизируемых приборов);

программа и методика предварительных иприемочных испытаний;

акт приемо-сдаточных испытаний прибора;

другие документы, предусмотренные ГОСТ Р15.201-2000.

5.2.2. Программа и методикапредварительных и приемочных испытаний базового образца прибора безопасности ввиде единого документа составляется его разработчиком или изготовителем наосновании требований, изложенных в техническом задании (ТЗ), и согласовываетсяс заказчиком, Госгортехнадзором России, а также с головными организациями покраностроению. В программе и методике предусматриваются отдельные разделы попредварительным и приемочным испытаниям прибора безопасности, а такжесодержится перечень применяемого в процессе стендовых (лабораторных) и натурных(в составе грузоподъемной машины) испытаний измерительных приборов,испытательного оборудования и специализированных стендов.

5.2.3. Стендовые испытания проводятся сцелью проверки прибора безопасности на соответствие требованиям ТЗ, проектатехнических условий (ТУ), стандартов, проектной и эксплуатационнойдокументации. При этом проверяются настройка прибора и его параметры (электрическиеи метрологические) согласно проекта ТУ, установочные и габаритные размеры,масса, прочность и сопротивление изоляции, качество изготовления, устойчивостьк механическим и климатическим воздействиям, устойчивость к воздействию влаги,пыли, электромагнитных и кондуктивных помех, качество металлических илакокрасочных покрытий.

При стендовых испытаниях определяют:

возможность юстировки по каналампреобразователей (датчиков);

работоспособность прибора принеисправностях его модулей;

наличие защиты прибора от несоблюденияполярности напряжения питания (при питании от источника постоянного тока);

работоспособность прибора при изменениинапряжения питания;

мощность, потребляемую цепями питанияприбора в режиме максимального тока датчиков;

напряжение, вырабатываемое прибором дляпитания датчиков;

установочные и габаритные размер, а такжемассы модулей, входящих в состав прибора;

основную погрешность прибора;

дополнительную погрешность прибора(определяется отклонение параметра, при котором появляется выходной сигнал, отустановленных в проекте ТУ для данного прибора, при воздействии температуры,напряжения питания и т.д.);

устойчивость прибора к воздействиювибрации и ударов. Проверяется работоспособность прибора при воздействиивибрации и после воздействия ударов на вибрационной установке и ударном стенде;

другие параметры.

5.2.4. Натурные испытания проводятся всоставе грузоподъемной машины с целью определения характеристик приборабезопасности в условиях его использования по прямому назначению, а также установленияудобства монтажа и технического обслуживания. На испытания в составегрузоподъемной машины допускаются приборы безопасности, прошедшие стендовыеиспытания.

Во время натуральных испытаний проводится:

внешний осмотр (при внешнем осмотрепроверяется соответствие установленных на грузоподъемной машине приборовбезопасности эксплуатационным документам грузоподъемной машины, правильностьустановки, качество монтажа прибора безопасности);

испытания на функционирование (проверяютсяточностные показатели работы, соответствие управляющих сигналов приборабезопасности допускам на создание этих сигналов, проверка показаний индикаторовтехнологических параметров, режима контроля исправности); после проведенияиспытаний под рабочей нагрузкой и ходовых испытаний грузоподъемной машинывыполняется проверка стабильности показаний прибора безопасности проверкавозможности и удобства технического обслуживания;

оценка технических требований к приборубезопасности, которые указаны в его эксплуатационных документах (проверяетсявозможность прокладки соединительных проводов необходимого сечения, обеспеченияих изоляции необходимого уровня, возможность экранирования сигналов приборабезопасности, необходимость обеспечения механической, гидравлической илиэлектрической защиты прибора безопасности от перегрузки, требования к узламмонтажа датчиков, исключающим поломку или снижение точности последних и т.п.);

5.2.5. Приемочные испытания.

Приемочные испытания прибора безопасностипроводятся с целью решения вопроса о целесообразности его использования поназначению и постановки на производство.

К приемочным испытаниям допускаетсяопытный образец базового прибора безопасности, прошедшего предварительныеиспытания.

До проведения приемочных испытанийголовные организации проводят экспертизу проекта прибора безопасности иматериалов предварительных испытаний.

Комиссия по проведению приемочныхиспытаний рассматривает следующие документы:

техническое задание (ТЗ);

откорректированные по результатампредварительных испытаний проект ТУ и эксплуатационные документы;

документы (протоколы и акты)предварительных испытаний;

проект руководства по ремонту прибора.

5.2.6. В процессе приемочных испытанийпроизводится:

проверка соответствия опытных образцовприбора безопасности ТЗ и проекту ТУ, откорректированному по результатампредварительных испытаний, технической документации;

рассмотрение результатов (протоколов)предварительных испытаний;

выборочная проверка показателей приборабезопасности из числа испытанных на предварительных испытаниях (преимущественнопри натурных испытаниях);

оценка качества прибора безопасности,полноты его эксплуатационной документации и подготовленности к серийномупроизводству.

5.2.7. Натурные испытания проводятся всоставе грузоподъемной машины с целью проверки работоспособности приборабезопасности в условиях его использования по прямому назначению, а также сцелью установления удобства монтажа и технического обслуживания. Методикапроведения каждого из этапов этих испытаний зависит от назначения приборабезопасности, особенностей его монтажа и конструкции грузоподъемной машины.Полученные в процессе измерений фактические характеристики, обеспечиваемыеприбором безопасности, сравниваются с соответствующими характеристиками,приведенными в проекте ТУ и эксплуатационной документации грузоподъемноймашины.

 

6. Заключительныеположения

 

6.1. На основании проведенных испытанийопытных образцов грузоподъемных машин (приборов безопасности), анализапредставленных комиссии документов, составляются протокол и акт приемочныхиспытаний, в которых указываются предложения и выводы комиссии. В акте комиссиялибо рекомендует грузоподъемную машину (прибор безопасности) к постановке напроизводство, либо вносит предложения по доработке, либо рекомендует прекратитьдальнейшие работы, если грузоподъемная машина (прибор безопасности) невыдержали приемочных испытаний. В акте комиссия отмечает, что техническиеусловия на изготовление грузоподъемной машины (прибора безопасности) считаютсясогласованными.

6.2. Приемочная комиссия делает заключениео возможности допуска опытного образца (партии) грузоподъемной машины (приборабезопасности) в постоянную эксплуатацию или для проведения эксплуатационныхиспытаний. При этом составляется перечень недостатков, которые следуетустранить до ввода опытного образца (партии) в эксплуатацию. Если былоизготовлено несколько одинаковых опытных образцов, то приемочные испытанияпроводятся на одном образце, а замечания во время испытаний и недостаткиустраняются на всех образцах.

6.3. Опытный образец грузоподъемной машины(партии) после подписания акта приемочных испытаний и устранения всехнедостатков может быть зарегистрирован в органах госгортехнадзора и допущен кприменению в установленном порядке.

6.4. На основании проведенныхпериодических испытаний грузоподъемной машины составляется акт, в которомделается вывод о возможности дальнейшего серийного ее производства и вносятсяпредложения по устранению выявленных недостатков и дефектов изготовления.

6.5. На основании рассмотрения документови проведенных сертификационных испытаний грузоподъемной машины составляетсязаключение, в котором делается вывод о соответствии грузоподъемной машинытребованиям Правил, нормативных эксплуатационных документов и даютсярекомендации о выдаче (или обоснование отказа в выдаче) сертификатасоответствия, согласно Правил сертификации производственного оборудования.

_______________

* далее по тексту - государственныеинспекторы.

** далее по тексту - органыгосгортехнадзора.


Приложение

к Рекомендациям по проведению

испытаний грузоподъемныхмашин

 

Перечень нормативныхдокументов

 

1. Правила применения техническихустройств на опасных производственных объектах, утвержденные постановлениемПравительства Российской Федерации от 25.12.98. № 1540.

2. Правила организации и осуществленияпроизводственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасностина опасном производственном объекте, утвержденные постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 10.03.99. № 263.

3. Правила устройства и безопаснойэксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257-98), утвержденныепостановлением Госгортехнадзора России от 31.12.98. № 79.

4. Правила устройства и безопаснойэксплуатации грузоподъемных кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97), утвержденныепостановлением Госгортехнадзора России от 20.11.97 с Изменением № 1 (ПБИ10-371(157)-00), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от21.07.00. № 43.

5. Правила устройства и безопаснойэксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденные постановлениемГосгортехнадзора России от 31.12.99 № 98.

6. Правила сертификации производственногооборудования, утверждены постановлением Госстандарта России от 03.05.2000 г №25.

7. ГОСТ 16504-81 "Системагосударственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основныетермины и определения".

8. ГОСТ 2.601-95 "ЕСКД.Эксплуатационные документы".

9. ИСО 4310/81 "Краны грузоподъемные.Правила и методы испытаний".

10. ГОСТ Р 15.201-2000 "Системаразработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-техническогоназначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство".

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения

2. Подготовка к испытаниям грузоподъемныхмашин

3. Необходимые документы

4. Порядок и методика проведения испытанийгрузоподъемных машин

5. Порядок проведения испытаний новыхприборов безопасности

6. Заключительные положения


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: