Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ГОСТ 28296-89
Краны мачтовые. Требования безопасности

ОбозначениеГОСТ 28296-89
Заглавие на русском языкеКраны мачтовые. Требования безопасности
Заглавие на английском языкеDerrick cranes. Safety requirements
Дата введения в действие01.01.1991
ОКС53.020.20
Код ОКП483500
Код КГСГ07
Индекс рубрикатора ГРНТИ555131; 550193
Аннотация (область применения)Настоящий стандарт распространяется на мачтовые краны, а также на грузоподъемные устройства, работающие по принципу мачтовых кранов, например стрелы, прикрепленные к зданиям, закрепленные канатами мачты без стрелы и т.д., и устанавливает к ним требования безопасности. Настоящий стандарт не распространяется на плавучие краны
Ключевые слова подъемно-транспортное оборудование;   плавучие краны;   требование безопасности;   
Вид стандартаСтандарты на продукцию (услуги)
Документ внесен организацией СНГМинтяжмаш СССР
Управление Ростехрегулирования220 - Управление стандартизации и сертификации в машиностроении
Разработчик МНДРоссийская Федерация
Межгосударственный ТК209 - Лифты и строительные подъемники
Дата последнего издания01.03.2006
Номер(а) изменении(й)переиздание
Количество страниц (оригинала)7
Организация - РазработчикМинтяжмаш СССР
СтатусДействует

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КРАНЫ МАЧТОВЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСТ 28296-89
(СТ СЭВ 6555-88)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Требования безопасности

Derrick cranes. Safety requirements

ГОСТ
28296-89

(СТ СЭВ 6555-88)

Срок действия с 01.01.91

до 01.01.96

Настоящий стандарт распространяется на мачтовые краны (далее - краны), а также на грузоподъемные устройства, работающие по принципу мачтовых кранов, например стрелы, прикрепленные к зданиям, закрепленные канатами мачты без стрелы и т.д., и устанавливает к ним требования безопасности.

Стандарт не распространяется на плавучие краны.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Краны, их конструкция и оборудование должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортерхнадзором СССР, с учетом требований настоящего стандарта.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЯКОРЯМ . Якоря, закладываемые в грунте, должны быть изготовлены из стали и обеспечивать соответствующую прочность в течение всего времени работы. Применение для этой цели стальных канатов не допускается.

. Якоря должны быть защищены от коррозии. У якорей, расположенных в грунте, натяжной канат и место его присоединения не должны находиться в грунте.

. Оттяжки якорей должны крепиться к якорям в направлении усилий с помощью

. Порядок и глубина заложения якорей с учетом характеристик грунта должны быть указаны в инструкции по эксплуатации крана. При этом должно быть учтено, как минимум, следующее:

максимальная глубина выемки грунта;

положение стенок ямы;

требования к заполнению ямы грунтом;

мероприятия, проводимые при наличии грунтовых вод;

мероприятия, назначаемые при отклонении направления тягового усилия от расчетного.

. В случае, когда для крепления одного натяжного каната используются два якоря, должно быть обеспечено равномерное распределение нагрузки на каждый якорь. . Коэффициент запаса устойчивости против вырывания якоря из грунта (Ку) должен быть не менее 2,0 и определяться по формуле

,

где F1 - максимальное статическое тяговое усилие от прикрепленных к якорю натяжных канатов, Н;

F2 - сила сопротивления грунта вырыванию якоря, Н.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНДАМЕНТНОЙ РАМЕ . Фундаментная рама должна быть выполнена так, чтобы возникающие из-за нагрузки деформации не привели к превышению применяемого в расчете удельного давления на грунт.

Удельное давление на грунт не должно превышать 10 Н/см2.

. На фундаментной раме должны быть предусмотрены места для крепления устройств, предотвращающих изменение положения рамы в вертикальном и горизонтальном направлениях. Должны быть также предусмотрены места для крепления устройств, обеспечивающих поворот и перемещение крана. При этом должно быть учтено, что прикрепленный к одному заднему углу фундаментной рамы тяговый канат для поворота образует с продольной кромкой рамы угол от 0,786 рад (45°) до 1,571 рад (90°). . На фундаментной раме должны быть предусмотрены места, к которым могут прикрепляться грузовые крюки при круто стоящей стреле во время поворота или перемещения крана. Места прикрепления должны быть расположены перед пятой стрелы. 4. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ . Требования к мачте и стреле

. Мачта должна крепиться к фундаментной раме шарнирно.

Поворотные мачты должны вращаться вдоль трех осей, неподвижные - вдоль двух горизонтальных осей, а А-образные мачты - вдоль одной горизонтальной оси.

Мачты треугольного типа (треноги) и башни должны образовывать с фундаментной рамой жесткую пространственную конструкцию.

. Предельное отклонение поворотной мачты от вертикали не должно превышать 5 %.

Краны, стрела которых прикреплена к поворотной мачте, поворачиваемой с помощью центрального механизма поворота на угол от 3,142 рад (180°) до 6,283 рад (360°), должны иметь устройство для постоянного контроля вертикального положения ее оси вращения при нагрузке крана.

. Краны, пята стрелы которых установлена отдельно от пяты мачты, должны иметь устройство для контроля наклона оси вращения (соединительной линии между пятой стрелы и центром устройства на вершине мачты для прикрепления натяжных канатов) назад на угол от 0 рад (0°) до 0,0524 рад (3°) при нагрузке крана. . Требования к несущим органам и натяжным устройствам . В качестве стыковых соединений канатов допускаются:

заплетка;

клиновой замок с канатными зажимами на конце каната;

двухрядный роликовый коуш, имеющий не менее пяти канатных зажимов на каждом конце каната;

коуш, имеющий не менее пяти канатных зажимов на конце каната.

. Для крепления натяжных канатов и канатов поворота должны применяться клиновые замки с канатными зажимами на конце каната или роликовые коуши (D/d 4), имеющие не менее пяти зажимов на конце каната. . Для канатов поворота и передних натяжных канатов должны быть предусмотрены отдельные якоря в грунте. . Если допускаются зоны поворота до 2,618 рад (150°), то каждый передний натяжной канат должен выдерживать грузоподъемность минимум в 2 раза большую, чем один задний натяжной канат. Если для передней оттяжки применяют более одного натяжного каната, то все якоря должны быть расположены перед поперечной осью пяты мачты и быть равномерно нагружены. . Натяжной угол (угол между направлением тягового усилия натяжного каната и горизонтальной плоскостью) должен быть не более 0,872 рад (45°). . Отклонение направления тягового усилия у якоря (угол между нормалью к балке или плите якоря и направлением тягового усилия натяжного каната) не должно превышать ±0,262 рад (15°). . Натяжные канаты должны иметь коэффициент запаса прочности не менее 4,5. Коэффициент запаса прочности (Кп) определяется по формуле

,

где Р - разрывное усилие каната, Н;

S - максимальное статическое тяговое усилие в канате, H.

. Предварительное удельное натяжение в задних натяжных канатах должно быть не менее 60 Н/мм2. . Требования к приводным механизмам и устройствам безопасности . Приводные механизмы должны быть надежно закреплены. . Крюковые подвески или канатный блок с крюком, применяемые в качестве обводных роликов, должны быть предохранены от отцепления. . У кранов с механизмом поворота и механизмом изменения вылета с двигателем тяговое усилие в канатах поворота должно быть ограничено с помощью устройств безопасности (предохранитель каната поворота). При достижении предельного значения этого усилия должны быть выключены все механизмы. Перед срабатыванием предохранителя каната поворота должен включаться световой или звуковой предупредительный сигнал. . Для передвигающихся с грузом кранов действительны также соответствующие требования, установленные в других стандартах для кранов стрелового типа. . Требование к месту управления краном . Управление краном должно осуществляться из кабины или с поста управления. . В случае отсутствия кабины зона, необходимая для управления краном, должна иметь жесткое перекрытие для безопасного пребывания там человека. Находящиеся в этой зоне канаты и обводные ролики должны иметь ограждение. . Допускается оборудовать кран центральным постом управления (управление осуществляется одним человеком) при выполнении следующих условий:

тяговое усилие в канатах поворота ограничено с помощью устройства безопасности - предохранителя усилия поворота;

скорость каната в механизме поворота не более 0,125 м/с;

предусмотрена возможность одновременного управления механизмом поворота и механизмом изменения вылета.

. Требования к электрооборудованию

Подвод электроэнергии к крану должен быть оборудован отдельным выключателем, снабженным приспособлением для запирания его в отключенном положении.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ . Испытания крана должны проводиться после его монтажа.

. Испытание параметров должно включать проверку угла и скорости поворота.

. При внешнем осмотре необходимо контролировать:

правильность монтажа секций мачты и стрелы;

положение и установку якорей, заложенных в грунт, места закладки якорей, обводные ролики лебедки согласно монтажному чертежу;

предохранение применяемых в качестве обводных роликов крюковых подвесок и канатных блоков от расцепления.

. При функциональном испытании без нагрузки должны проверяться:

ограничение движения каната поворота;

навивка канатов на барабаны лебедок;

опирание фундаментной рамы и ее горизонтальное положение;

натяжной угол, направление тягового усилия и предварительное удельное натяжение натяжных канатов.

. При статическом испытании должно контролироваться:

положение оси поворота крана;

отсутствие трещин в грунте у якорей, заложенных в грунт, а также состояние других мест анкерных креплений;

состояние закреплений концов канатов канатными зажимами;

отсутствие проседания грунта под фундаментной рамой.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАСПОРТУ И ПРИЛАГАЕМОЙ К НЕМУ ДОКУМЕНТАЦИИ . Паспорт должен содержать следующие данные:

условный угол поворота оси к вертикали и зону допусков на этот параметр;

значение предварительного удельного натяжения в натяжных канатах;

угол поворота стрелы и крана;

максимальное давление на грунт под фундаментной рамой;

максимальное тяговое усилие в натяжных канатах с учетом допускаемого отклонения угла натяжения и направления тягового усилия;

значение усилия срабатывания предохранителя каната поворота.

. В прилагаемой к паспорту документации должны содержаться:

чертежи монтажа и установки с данными всех натяжных и приводных канатов и их расположением, вид крепления концов канатов, вид и положение лебедок и обводных роликов, данные о положении якорей, заложенных в грунт, и других мест анкерного крепления;

план и указания по опиранию фундаментной рамы;

данные о якорях, заложенных в грунт, их закладка и несущая способность при различных характеристиках грунта, углов натяжения и направлений тяговых усилий натяжных канатов. Данные о других якорях и требования к местам анкерного крепления;

данные о возможных перемещениях и повороте фундаментной рамы;

требования к грунту.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

А. С. Липатов, Н. М. Колпаков

. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета по управлению качеством и стандартам от 23.10.89 № 3136 . Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6555-88. . ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

6. Дополнительные требования к паспорту и прилагаемой к нему документации

 




Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: