Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ТОИ Р-218-19-93
Типовая инструкция по охране труда для слесаря по ремонту дорожно-строительных машин

ТОИ Р-218-19-93. Типовая инструкция по охране труда для слесаря по ремонту дорожно-строительных машин

 

Министерствотранспорта Российской Федерации

Федеральныйдорожный департамент

Центрорганизации труда и экономических методов управления

 

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель председателя ЦК

профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Н.Д. Силкин

25 января 1993 года

 

УТВЕРЖДЕНА

Первый заместитель генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ

О.В. Скворцов

11 марта 1993 года

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

 

по охране труда для слесаря по ремонту

дорожно-строительных машин

 

ТОИ Р-218-19-93

 

Общие требования

 

1. К работеслесарем по ремонту дорожно-строительных машин допускаются лица не моложе 18лет, прошедшие медицинский осмотр, обучение по специальной программе иинструктажи по безопасности труда и имеющие удостоверение о присвоении емуквалификации.

2. Поступающийна работу слесарь по ремонту дорожно-строительных машин должен пройти вводныйинструктаж по безопасности труда, производственной санитарии, оказаниюдоврачебной помощи, пожарной безопасности, экологическим требованиям, условиямработы, первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записив соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого иинструктирующего.

3. Слесарь поремонту дорожно-строительных машин обязан выполнять только ту работу, котораяразрешена администрацией. Без разрешения и инструктажа производить работу, невходящую в обязанности слесаря, запрещается.

4. Натерритории дорожной организации соблюдать следующие правила:

- бытьвнимательными к сигналам водителей движущегося транспорта;

- запрещается:прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общегоосвещения и открывать дверки электрошкафов, включать и останавливать (кромеаварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит вкруг обязанностей администрации, стоять или проходить под поднятым грузом иливблизи него, ездить на подножках и крыльях машин.

 

Требования перед началоми во время работы

 

5. Привести впорядок рабочую одежду: застегнуть или обвязать обшлага рукавов, заправитьодежду так, чтобы не было развевающихся концов; проверить наличие средствоказания доврачебной помощи.

6. Работать влегкой обуви (тапочках, босоножках, сандалиях) запрещается.

7. Внимательноосмотреть рабочее место, убрать все мешающие в работе предметы.

8. Еслинеобходимо пользоваться переносной электролампой, проверить, есть ли на лампезащитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Напряжениепереносных электроламп допускается в обычных помещениях не выше 42 В, а в особоопасных условиях (наличие сырости) не выше 12 В.

9. Рабочийинструмент и детали расположить в удобном и безопасном для пользования порядке.Убедиться в том, что рабочий инструмент, приспособления и средстваиндивидуальной защиты исправны и соответствуют требованиям безопасности.

Необходимо,чтобы:

- гаечныеключи не имели выработки зева и строго соответствовали размерам гаек и болтов.Пользоваться подкладками к гаечным ключам между гранями ключа и гайки,наращивать гаечные ключи трубами или другими предметами запрещается;

- слесарныемолотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, не косую и не сбитую, безтрещин поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путемрасклинивания заершенными клиньями, не должны иметь наклепа; 

- рукоятки молоткови кувалд должны иметь гладкую поверхность и быть сделаны из древесины твердых ивязких пород (кизила, бука, молодого дуба и т.п.);

- ударныеинструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) не должныиметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;

- тиски имелиисправные губки и зажимной винт.

10. Приремонте или техническом обслуживании дорожно-строительной техники, повесить нарулевое колесо табличку "Двигатель не пускать! Работают люди".

11. Если вблизирабочего места производятся электросварочные работы, установить щит (ширму) длязащиты глаз и лица от действия ультрафиолетовых лучей или надеть специальныезащитные очки.

12. Еслиремонтные работы производятся вблизи электрических проводов и электроустановок,выключить подачу тока на время работы.

13. Работатьпод дорожно-строительной техникой вне осмотровой канавы, эстакады илиподъемника только при наличии лежаков. Работать на полу (земле) запрещается.

14. Все работыпо ремонту или техническому обслуживанию дорожно-строительных машин выполнятьпри неработающем двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверкиэлектрооборудования и тормозной системы.

15. Домкратпри подъеме дорожно-строительной машины ставить на прочную и устойчивуюдеревянную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимойвысоте подъема машины и ее частей. Увеличивать высоту подъема домкрата,наращивая его случайными предметами, запрещается.

16. Приремонте поставить технику на козелки и убедиться, что она надежно установлена.Работать под машиной, поднятой только домкратом, но не установленной накозелки, запрещается.

17. Привыполнении работ (даже кратковременных) на машине с поднятым кузовомпредварительно укрепить кузов упорной штангой. При замене подъемного механизмаустановить второй металлический упор. Использовать вместо упора различныеслучайные подставки или подкладки запрещается.

18. Слив маслаи воды из агрегатов машины производить только в специальную тару.

Случайнопролитое на пол масло или оброненный солидол немедленно засыпать опилками илисухим песком и собрать в специально отведенное место.

19. Влезатьпод машину и вылезать из-под нее только со стороны, противоположной проезду.

Работая подмашиной, размещаться между колесами вдоль машины.

20. До началапроизводства сварочных работ, слить бензин и масло, бензобаки закрытьасбестовыми чехлами.

21. Приработах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, проверитьвыключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных машин), поставить рычагпереключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормознуюсистему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной тормозной системы ивновь включить первую передачу.

22. Работы,связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять после установкимашины на козелки, а под неснимаемые колеса подложить противооткатные упоры(башмаки). Устанавливать машину на колесных дисках, деревянных колодках,кирпичах и других случайных предметах запрещается.

23. Разборку исборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шиныколес только применяя ограждения или страхующее устройство, запрещаетсяосаживать стопорное кольцо в это время молотком или кувалдой.

24. Приремонте и обслуживании дорожно-строительных машин с высоким кузовомпользоваться специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее300 мм и глубиной не менее 150 мм. Применять приставные лестницы запрещается.

25. Прирегулировке двигателя в помещении применять бесшланговый местный отсос илинакидные шланги для отвода отработавших газов в атмосферу.

26. Наразборочно-сборочных работах применять исправные съемники, электрогайковерты иключи. Отвертывать гайки при помощи зубила и молотка запрещается. Трудноотвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

27. Приразборке дорожно-строительных машин снимать, транспортировать и устанавливатьдвигатель, коробку передач, задний и передний мост, кузов и раму, следуетприменять подъемно-транспортные механизмы, оборудованные захватнымиприспособлениями, гарантирующие безопасное выполнение работ. Поднимать машинуза буксирные крюки запрещается.

28. Поднимать(даже кратковременно) грузы, вес которых больше, чем это указано для данногоподъемного механизма, снимать, транспортировать и устанавливать агрегаты призачаливании их тросом и канатами без специальных захватов, транспортировать натележках, не оборудованных стойками и упорами, предохраняющими агрегаты отпадения, запрещается.

29. Разборку исборку агрегатов выполнять только на специальных стендах, оснащенныхустройствами закрепления.

30. Снятыедетали класть на специальные стеллажи.

31. Длинныедетали (полуоси, карданные валы и т.д.) ставить вертикально, прислоняя к стенамили оборудованию запрещается.

32. Проверятьсоосность отверстий при сборке узлов следует с помощью конусной оправки.

33. Неработать и не находиться под машиной, отдельными ее частями, висящими на тросегрузоподъемного механизма.

34. Перед тем,как начать работу по ремонту дорожно-строительных машин, установленных наосмотровой канаве:

- проверитьправильность установки колес по отношению направляющих;

- поставитьмашины на тормоза и подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки);

- убедиться вналичии свободного доступа в канаву, запасного (аварийного выхода), исправностилестницы и напольной решетки в канаве.

35. Находясь восмотровой канаве, осмотр и ремонт машин производить в защитных очках.

36. При работес переносной электродрелью, гайковертом, шлифовальной машиной соблюдатьинструкцию по охране труда для работающих с электроинструментом.

37. При работепневматическим инструментом необходимо:

- работатьтолько исправным инструментом. Клапаны отрегулировать так, чтобы они легкооткрывались, при прекращении нажима на управляющую рукоятку быстро закрывалисьи не пропускали воздуха в закрытом положении;

-подсоединение шлангов к инструменту и разъединение их с инструментомпроизводить после выключения подачи воздуха. Перед присоединением к инструментушланг тщательно продуть;

- работатьтолько в защитных очках;

- пользоватьсятолько абразивными кругами, полученными в инструментальной кладовой испециально предназначенными для пневмомашинки.

38.Запрещается:

- направлятьструю воздуха на себя или на людей, работающих рядом;

- работатьпневмомашинкой при отсутствии защитного кожуха над абразивным кругом и наличииуступов, выбоин, трещин и биения абразивного круга;

- работатьбоковой поверхностью абразивного круга;

- работатьпневматическим инструментом с приставных лестниц.

39.Неисправный инструмент сдать в инструментальную кладовую. Ремонтировать егосамому запрещается.

40. Сдуватьсжатым воздухом с верстака или деталей металлическую стружку (опилки)запрещается. Для сметания стружки и пыли пользоваться волосяной щеткой изащитными очками.

41. При работена сверлильном станке необходимо:

- привести впорядок рабочую одежду, надеть плотно облегающий головной убор и подобрать поднего волосы;

- проверитьналичие ограждений движущихся частей станка и исправность электропусковогоустройства;

- точноустановить и надежно закрепить сверло;

- закрепитьдетали станочными или ручными тисками, прихватами, упорами, крепежнымиуголками, болтами;

при работе насверлильном станке запрещается:

- работать врукавицах или с повязкой на пальцах рук;

- держатьдеталь в руках и сверлить при перекосе закрепленной детали;

- менятьсверло на ходу станка;

- измерятьдеталь, смазывать станок на ходу, тормозить его, касаясь рукой ремня, патрона,шкива или втулки для сверла;

- тормозитьвращение шпинделя нажимом руки на вращающиеся части станка или детали, а такжепроверять рукой выход сверла.

42. При работена заточном станке необходимо надеть защитные очки, стоять всегда сбоку отабразивного круга, пуск станка должен быть сблокирован с защитным экраном.Станок оборудуется местным отсосом. Зазор между кругом и подручником долженбыть не более 3 мм. Следить за тем, чтобы подручник был прочно закреплен,абразивный круг огражден защитным кожухом. Править круг зубилом запрещается.

43. Дляпереноски рабочего инструмента использовать специальную сумку или ящик.

44. При работезубилом или крейцмейселем одеть защитные очки и следить, чтобы отлетающиеосколки и стружки не поранили рядом работающего слесаря и окружающих.

45. При работес электроинструментом необходимо:

- пользоватьсядиэлектрическими перчатками и галошами;

- следить заисправностью изоляции и электроинструмента, надежностью крепления заземляющегопровода и штепсельной вилки с заземляющим контактом;

- приперерывах в работе выключать инструмент. Включать электроинструмент в сеть приотсутствии специального штепсельного соединения запрещается.

46. Выполняяработу совместно с несколькими лицами, согласовывать свои действия с товарищамипо работе.

47. При пускедвигателя (в случае необходимости) при открытом капоте не допускать, чтобы людинаходились в непосредственной близости от двигателя.

48. Не хранитьна рабочем месте легковоспламеняющуюся жидкость и обтирочный промасленныйматериал.

49. Подходитьк открытому огню, зажигать спички, если руки или спецодежда смочены бензином,запрещается.

50.Пользоваться открытым огнем при осмотре машин запрещается. Курить только вспециально отведенном месте.

51. Дляперегонки дорожно-строительных машин на стоянку и проверки тормозов на ходу,вызвать дежурного или основного водителя.

 

Требования послеокончания работы

 

52. Привести впорядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить наотведенное для них место.

53. Еслидорожно-строительная техника остается на специальных подставках, проверитьнадежность ее установки. Не оставлять машины или отдельные ее части висящими натросе грузоподъемного механизма.

54. Сообщитьбригадиру или механику обо всех нарушениях и неполадках, которые были выявленыв процессе работы.

55. Спецодеждуповесить в специально предназначенный для этой цели шкаф.

56. Вымытьруки и лицо теплой водой с мылом.

57. Мыть рукив масле, бензине, керосине и вытирать их ветошью загрязненной опилками истружкой, запрещается.

58. В случаевозникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану устно или черезэлектроизвещатель и приступить к тушению огня местными средствами.

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕ РАБОТАЙ ИНСТРУМЕНТОМ С "НАКЛЕПОМ"

(Пункт 9)

 

 

             

 

 

 

ПРОВЕРЬ УПОРЫ!

(Пункт 17)

 

 

 

 

 

МЕХАНИЗИРУЙ ТРУД!

(Пункт 26)

 

 


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: