Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ТОИ Р-112-32-96
Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера

ТОИ Р-112-32-96. Типовая инструкция по охране труда для машиниста бульдозера

 

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВАИ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СОГЛАСОВАНО

 

УТВЕРЖДЕНО

 

Постановлением Президиума ЦК

Российского профсоюза работников

химических отраслей промышленности

 

 

Приказом Министерства

топлива и энергетики

Российской Федерации

 

от 23 мая 1996 г.

Протокол № 6

 

 

от 14 июня 1996 г.

№ 141

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ МАШИНИСТАБУЛЬДОЗЕРА

 

ТОИ Р-112-32-96

 

 

Вице-президент

АК"Транснефтепродукт"                                                                                           С.П. Макаров

 

И.О. Директора СКБ

"Транснефтеавтоматика"                                                                                             Ю.В. Крылов

 

 

1. ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

1.1. В настоящей инструкции изложены основные требования поорганизации и проведению безопасной работы машинистов бульдозеров напредприятиях АК "Транснефтепродукт".

1.2. К работе на бульдозерах допускаются лица, достигшие18-ти летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование,теоретическую и практическую подготовку по управлению и обслуживаниюбульдозера, имеющие удостоверение бульдозериста, а также прошедшие проверкузнаний требований безопасности труда и получившие допуск к самостоятельнойработе.

1.3. Машинист бульдозера должен быть обеспечен спецодеждой,спецобувью и средствами индивидуальной защиты, в том числе для работы ваварийных ситуациях, включающими:

полукомбинезон хлопчатобумажный;

рукавицы комбинированные.

На наружных работах зимой дополнительно: курткухлопчатобумажную на утепляющей прокладке; валенки.

1.4. Бульдозер, закрепленный за машинистом, всегда долженбыть в рабочем состоянии, в кабине не должно быть посторонних предметов. Весьинвентарь и инструмент необходимо хранить в предназначенном для этой цели местев исправном состоянии и использовать по назначению.

1.5. Машинист обязан следить за тем, чтобы ременные и цепныепередачи, валы и другие вращающиеся или подвижные детали, вблизи которых могутнаходиться люди, были ограждены или закрыты кожухом.

Запрещается выполнение всех видов работ со снятымограждением или кожухом.

1.6. Работа бульдозера в темное время суток с выключеннымиили неисправными приборами освещения запрещается.

1.7. Для местного освещения машинисту следует применятьпереносной аккумуляторный фонарь напряжением не выше 12 В, а в опасных местах(траншеях и т. п.) - во взрывозащищенном исполнении.

1.8. Заправка горючим и техническое обслуживание бульдозераосуществляются при неработающем двигателе. При заправке бульдозерагорюче-смазочными материалами, машинисту запрещается курить, открывать пробкибочек с горючим ударами по ним металлическими предметами.

Заправку бульдозера топливом и продувку топливопроводовследует производить только насосами. Засасывать топливо в шланг и продуватьтопливопроводы ртом запрещается.

1.9. При снятии пробки с радиатора горячего двигателямашинисту следует стоять с наветренной стороны и пробку прикрывать плотнойтряпкой во избежание ожогов паром.

1.10. После заправки поверхность бака необходимо протиратьнасухо, пролитое топливо удалять.

1.11. Машинист бульдозера обязан периодически очищатьвыхлопную трубу от нагара и проверять исправность искрогасителя.

1.12. На бульдозере необходимо иметь аптечку,укомплектованную запасом медикаментов и перевязочных средств и содержать висправном состоянии первичные средства пожаротушения.

Запрещается использовать пожарный инвентарь не поназначению.

1.13. Машинист бульдозера должен уметь пользоватьсяиндивидуальными средствами защиты и оказывать первую (доврачебную) помощьпострадавшим при травмах, отравлениях, ожогах и поражениях электрическим током.При необходимости вызвать "Скорую медицинскую помощь", сообщить онесчастном случае своему непосредственному руководителю, а обстановку нарабочем месте сохранить без изменения до расследования, если она не создаетугрозу для работающих и не приведет к аварии.

1.15. Машинист бульдозера должен соблюдать правилавнутреннего распорядка и дисциплину труда.

1.16. За невыполнение требований настоящей инструкциимашинист бульдозера несет в установленном порядке дисциплинарную, материальнуюили уголовную ответственность.

 

2. ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

 

2.1. Одеть предусмотренную нормами спецодежду и спецобувь,согласно погодным и местным условиям. Спецодежда должна быть застегнута и неиметь свисающих концов во избежание захвата их и наматывания на вращающиесядетали.

2.2. Ознакомиться с предыдущими записями в журнале отехническом состоянии бульдозера. 

2.3. Перед началом работы машинист обязан проверить тормозлебедки для управления отвалом, гидросистему масляного насоса, рычагиуправления, канаты и действие звукового сигнала.

Для этого необходимо проверить:

полноту комплектации бульдозера в соответствии с паспортом;регулировку и надежность действия тормозов;

исправность рычагов управления, установку их в нейтральноеположение;

надежность крепления механизмов бульдозера, исправностьстопорных устройств и приспособлений, крепление предохранительных кожухов, ножаи затяжку его к отвалу;

наличие смазки трущихся поверхностей и жидкости в системеохлаждения;

отсутствие утечки горючего из бака и трубопроводов топливнойсистемы;

исправность и действие осветительного, сигнальногооборудования и КИП;

состояние изоляции электропроводов и надежность контактов;состояние ходовой части;

наличие первичных средств пожаротушения.

2.4. Машинист обязан устранить все неисправности,обнаруженные им при проверке и осмотре бульдозера, до начала работы.

Если самостоятельно устранить их нельзя, машинист должендоложить об этом руководителю работ.

Работать на неисправном бульдозере запрещается.

2.5. После устранения обнаруженных неисправностей машинистдолжен проверить действие всех механизмов на холостом ходу.

2.6. Запрещается запускать вхолостую двигатель бульдозера взакрытом помещении во избежание отравления людей продуктами сгорания.

2.7. Машинист должен записать в журнал приема-сдачи сменырезультаты осмотра бульдозера. Расписаться о приеме смены.

 

3. ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

3.1. Во время работы машинист бульдозера должен иметьпутевой лист с указанием точного маршрута движения, места и характеравыполняемой работы.

При работе на территории резервуарного парка илиперекачивающей станции необходимо получить наряд-допуск. В местах, неустановленных схемой движения транспортных средств на территории ЛПДС, не допускаетсяработа и перемещение бульдозера без искрогасителя.

3.2. Перед началом движения бульдозера необходимо: прогретьдвигатель;

убедиться в отсутствии людей в зоне движения;

проследить, чтобы на гусеницах не осталось постороннихпредметов;

поднять отвал на высоту не менее 0,3 м от земли;

предупредить о начале движения звуковым сигналом и личноубедившись, что проезд свободен, трогать бульдозер с места плавно, без рывков.

3.3. Передвигаться следует передним ходом со скоростью непревышающей паспортных данных и правил дорожного движения, а пересекатьжелезную дорогу на действующих переездах, подавая установленные сигналы,убедившись в отсутствии приближающегося поезда.

Запрещается включать задний ход движения бульдозера безподачи предупредительного сигнала и останавливаться на переезде.

3.4. В темное время суток место работы бульдозера должнобыть достаточно освещено. При плохом освещении места работы, сильном снегопадеили тумане работа должна быть прекращена.

3.5. Машинист бульдозера обязан (как при движении, так и настоянках) в темное время суток, при густом тумане или сильном снегопаде,ограничивающих видимость, включать осветительные приборы.

3.6. В случае вынужденной остановки на дороге бульдозернеобходимо оградить (по габариту) красными флажками днем и фонарями с краснымистеклами в темное время суток.

3.7. При движении во время сильного тумана или снегопада,ухудшающих видимость до 10 м, а также при поворотах, движении задним ходом,выполнении маневровых операций скорость не должна превышать 5 км/ч.

3.8. Запрещается перемещать бульдозер к месту работы, напункт стоянки машин своим ходом с низко опущенным ножом отвала. Во времядвижения бульдозера отвал должен быть поднят на такую высоту, насколькопозволяет конструкция, но не менее 0,3 м от земли, и в поднятом положениинадежно закреплен.

3.9. Разъезд со встречным транспортом следует выполнять напониженной скорости, обеспечивая безопасное расстояние не менее 2 м.

3.10. Проезд бульдозера через мосты и железнодорожныепереезды, движение по снежной целине, по льду рек и водоемов допускается толькопо специально обозначенным маршрутам, имеющим указатели о максимальнодопустимой грузоподъемности и проложенным трассам, обставленным вехами иуказателями.

3.11. При проезде под линией электропередачи, находящейсяпод напряжением, рабочие органы бульдозера должны быть в транспортномположении. Передвижение вне дорог под проводами линии электропередачи,находящейся под напряжением, допускается в месте наименьшего провисанияпроводов (ближе к опоре).

3.12. Передвижение бульдозера через естественные илиискусственные препятствия, а также через неохраняемые железнодорожные переездыдопускается только после обследования пути и при отсутствии приближающегосяпоезда.

3.13. Во время движения бульдозера запрещается: запускатьдвигатель от силы инерции бульдозера, набираемой при спуске с уклона;

на крутых косогорах делать резкие повороты с торможениемодной гусеницы в нагорную сторону во избежание опрокидывания, сползаниябульдозера, а также поломки;

переключать передачу во время движения на подъеме и спуске.

При плохой погоде и пересеченной местности разрешаетсядвижение только на первой и второй передаче. Преодолевать подъемы бульдозеромследует только на первой передаче.

3.14. В зимний период кабина машиниста бульдозера должнабыть утеплена, на металлические рычаги управления надеты войлочные или суконныечехлы, на пол уложен лист фанеры или войлочный коврик.

3.15. При отсутствии кабины машинист должен иметь защитныеочки, предохраняющие глаза от пыли, в жаркое время года необходимо установитьзонт для защиты от действия солнечных лучей.

3.16. При работе бульдозера в населенном пункте зона работыдолжна быть ограждена. Во избежание несчастных случаев необходимо не допускатьвозможности нахождения людей в радиусе 10 м от работающего бульдозера.

3.17. Во время работы машинист должен внимательно наблюдатьза состоянием рабочих органов бульдозера и соблюдать следующие требования:

следить за режущей кромкой отвала. Если перед отваломвстретится препятствие, которое бульдозером преодолеть не удастся (каменныеглыбы, трубопроводы), бульдозер необходимо остановить. Работу разрешаетсяпродолжить после осмотра препятствий, могущих вызвать аварию, и принятиярешения, обеспечивающего безопасное ее проведение;

не выдвигать нож отвала за бровку откоса во избежаниесползания бульдозера под откос насыпи или разрушения стенок траншей,котлованов;

не приближаться гусеницами к бровке свежей насыпи ближе, чемна 1 м. Не разрешается передвижение и работа на бульдозерах в пределах призмыобрушения грунта, а также при сбрасывании грунта под откос насыпи или засыпкеглубоких рвов и траншей.

3.18. При работе машин с канатно-блочным управлениемнеобходимо:

ежедневно тщательно осматривать канаты (сращивать стальныеканаты узлами или скрутками запрещается);

систематически проверять и регулировать работу фрикционныхмуфт и тормозов лебедки. Регулировать следует при опущенном рабочем органе;

осматривать место закрепления каната на барабане лебедки,барабан лебедки должен быть закрыт кожухом;

не допускать перегрева барабанов лебедки и лент фрикциона итормоза. В случае их перегрева работа должна быть прекращена.

3.19. При работе машин с гидравлической системой управлениямашинисту необходимо:

следить за исправностью предохранительного клапана,служащего для перепуска части масла из распределителя в бак. Предохранительныйклапан гидравлической системы должен быть отрегулирован на наибольшее давление- 3 МПа. Запрещается регулировка клапана "на глаз", так какчрезмерная затяжка его может привести к аварии;

не допускать нагрев масла в системе свыше 60°С; тщательнозатягивать соединения гибких рукавов во избежание пропускания масла во времяработы. В случае разрыва гибких шлангов следует выключить насос и остановитьбульдозер.

3.20. Отрывать бульдозером котлованы и траншеи свертикальными откосами без крепления, разрешается на глубину не более 1 м внасыпных, песчаных, гравийных грунтах и 2 м в особо плотных грунтах сестественной влажностью, ненарушенной структурой и при отсутствии грунтовыхвод.

3.21. Перемещение и стоянка бульдозера вблизи выемок(котлованов, траншей, канав и т.п.) разрешается при соблюдении расстояния отподошвы откоса выемки до ближайшей к ней гусеницы бульдозера не менееуказанного в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Наименьшеедопустимое расстояние по горизонтали от подошвы откоса

выемки доближайших опор машин в метрах

 

Глубина выемки

Грунт насыпной

песчаный и гравийный

супесчаный

суглинистый

глинистый

лессовый (сухой)

1,0

1,5

1,25

1,00

1,00

1,00

2,0

3,0

2,40

2,00

1,5

2,00

3,0

4,0

3,60

3,25

1,75

2,5

4,0

5,0

4,40

4,00

3,00

3,00

5,0

6,0

5,30

4,75

3,5

3,5

 

3.22. При разработке выемок уступами, ширина каждого уступадолжна быть не менее 3,5 м, при слабых грунтах ширина уступа увеличивается.

3.23. При планировке откоса бульдозером, подъезд к бровкеоткоса разрешается только отвалом вперед.

Подавать бульдозер задним ходом к бровке откоса,устанавливать вблизи бортов уступов, на бермах уступов и отвалов, оставлять вопасной зоне взрывных работ запрещается.

3.24. Запрещается вести работу на косогорах с боковымуклоном более 20°, а также спуск с грунтом при продольном уклоне более 35° иподъем при уклоне более 25°.

3.25. Перемещая грунт на подъем, необходимо следить за тем,чтобы отвал не врезался в грунт. Опускать и поднимать отвал следует плавно безрывков, так как резкий подъем или опускание отвала может вызвать обрыв каната ипривести к аварии.

3.26. При движении по косогору, а также в гололедицу и сыруюпогоду запрещается резко менять скорость, выключать сцепление при торможении,делать резкие повороты.

3.27. Запрещается работать на глинистом грунте в дождливуюпогоду, а также разворачивать бульдозер с заглубленным и загруженным отвалом.

3.28. Движение бульдозера вдоль вскрытого магистральноготрубопровода разрешается на расстоянии не менее 1,5 м от бровки траншеи догусеницы бульдозера. Запрещается передвижение через открытые трубопроводы ипроезд бульдозера на участках ремонтируемого нефтепродуктопровода, гдеоставшийся слой засыпки составляет менее 0,8 м до верхней образующейтрубопровода.

3.29. При работе бульдозера в комплексе с экскаваторомдолжна быть обеспечена их согласованность.

Во время работы экскаватора бульдозер должен находиться врадиусе 5 м от зоны действия стрелы экскаватора.

Машинисту бульдозера можно приступать к зачистке почвыэкскаваторного забоя в том случае, если экскаватор будет остановлен, а его ковшопущен на землю.

3.30. При совместной работе нескольких бульдозеров, идущихдруг за другом, следует соблюдать дистанцию между ними не менее 20 м, придвижении под гору - не менее 30 м, а при расчистке трассы - не менее 50 м.

3.31. При групповой работе бульдозеров по валке леса иликорчевке пней, расстояние между работающими бульдозерами должно быть не менее100 м. Участки работ каждого должны обозначаться хорошо видными знаками.

3.32. При параллельной работе двух бульдозеров и более, воизбежание сцепления или столкновения их, расстояние между отвалами должно бытьне менее 10 м.

3.33. Буксировать или вытаскивать бульдозером застрявшиемашины и механизмы разрешается под руководством производителя работ (мастера).При этом необходимо пользоваться жестким буксиром, без сильных рывков.Применять для этого стальной канат разрешается только при условии, что заднееокно кабины бульдозера будет защищено решеткой или проволочной сеткой на случайобрыва каната.

3.34. Толкание бульдозером скрепера при наборе им грунтаследует производить на передаче, близкой к скорости движения скрепера. Притолкании недопустимо движение бульдозера под углом к скреперу, так как при этомвозможно повреждение конструкции скрепера и его шин ножами отвала бульдозера.

3.35. Работу в охранной зоне линии электропередачи иликабеля машинист должен выполнять при наличии наряда-допуска и под руководствомлица, ответственного за безопасное производство работ. Работу на расстоянии свыше30 м от воздушной линии электропередачи разрешается производить без оформлениянаряда-допуска.

3.36. При обнаружении на разрабатываемом участке подземныхкоммуникаций, не предусмотренных проектом производства работ, машинист обязаностановить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю работ.

3.37. Прежде, чем приступить к засыпке траншеи грунтом,машинист должен лично убедиться в том, что в траншее нет работающих илиоставленного оборудования и инструмента.

3.38. Во время работы запрещается: передавать управлениебульдозером другому лицу; оставлять без присмотра бульдозер с работающимдвигателем и оставлять бульдозер на уклонах с поднятым отвалом; перевозить вкабине бульдозера людей, кроме лиц, проходящих практическую подготовку;

сидеть и стоять на раме и других деталях машины, становитьсяна балки или отвал при работающем двигателе, а также находиться под поднятымотвалом, если под него не подложены подкладки;

удалять руками корни деревьев, камни и другие предметыиз-под отвала бульдозера;

спускаться с бульдозера или подниматься на него во времядвижения;

хранить на бульдозере запасные бочки с топливом и маслом.

Рабочее место не должно быть захламлено.

3.39. При эксплуатации бульдозера в зимнее время года, кроместрогого выполнения заводских инструкций, необходимо: на гусеницы установитьшипы против поперечного скольжения;

перед запуском двигателя машины освободить гусеницы отольда;

для предохранения стекол кабины от замерзания, их следуетпротирать смесью соли с глицерином;

при длительной стоянке машины без работы установить гусеницына деревянные щиты или соломенные маты, предохраняющие их от вмерзания в грунт;

запуск машины производить только после прогрева двигателягорячей водой или паром;

убедиться (путем осторожного опробования) в отсутствии впередаточных механизмах и системах управления примерзших деталей (особеннофрикционных и тормозных лент); обнаружив примерзшие детали, их следуетотогреть, а грязь и лед удалить;

проверить по показаниям приборов давление и температурумасла, топлива, воды;

не допускать переключения скоростей при передвижении поглубокому снегу во избежание остановки машины и пробуксовки гусениц,производить поворот машины плавно и с возможно большим радиусом, неостанавливая движения гусениц;

спускаться с берега на лед только в том случае, если лед уберега не имеет трещин и выходит краем на берег. Запрещается выезжать запределы огражденного вехами ледяного поля; при появлении деформаций - трещинили просадок льда - движение по льду следует прекратить;

передвигаться по льду на пониженных скоростях, плавнотрогаясь с места, без пробуксовки; повороты производить с большойосторожностью, предварительно снизив скорость.

3.40. При движении по льду рек и водоемов в кабине не должнобыть пассажиров, а двери кабины следует держать открытыми.

3.41. Работать в горных условиях без дополнительныхгрунтозацепов, предупреждающих скольжение гусениц, не допускается.

3.42. Во время ремонта бульдозера или чистки отваланеобходимо отвал опустить на землю. Для осмотра отвала внизу он должен бытьопущен на надежные подкладки, а двигатель бульдозера выключен. Очищать отвалбульдозера необходимо лопатой или скребком, но не ногами или руками.Запрещается очищать отвал от налипшего грунта посредством удара о землю.

3.43. При ремонте бульдозера подъем и спуск тяжелых узлов идеталей следует осуществлять только при помощи подъемных механизмов(приспособлений) соответствующей грузоподъемности.

 

4. ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

4.1. Вблизи от места аварии (при утечке нефтепродуктов)машинист должен прекратить работы, заглушить двигатель бульдозера, покинутьопасную зону и доложить о случившемся руководителю работ, диспетчеру илиоператору ближайшей ЛПДС, ПС (НС), вызвать аварийную бригаду, действовать всоответствии с планами ликвидации аварий и пожаров.

4.2. При возникновении пожара на бульдозере при работающемдвигателе, машинист должен немедленно перекрыть подачу топлива и погасить пламяогнетушителем, засыпать песком или землей, либо накрыть брезентом (войлоком).Если погасить пожар первичными средствами пожаротушения самостоятельно неудалось необходимо вызвать пожарную охрану.

 

5. ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

 

5.1. После окончания работы машинист бульдозера обязан:поставить бульдозер на базу стоянки машин, предварительно подложив подкладки,опустить на них отвал;

при длительной стоянке необходимо подложить под гусеницы иликолеса подкладки;

перекрыть краны подачи топлива к двигателю.

5.2. В тех случаях, когда работа проходит на удаленных отбазы объектах, где охрану обеспечить невозможно, машинист бульдозера обязан вперерывах или после работы поставить бульдозер в положение, исключающеевозможность его пуска и использования посторонними лицами, для чего пусковыеприспособления следует выключить, а дверь кабины закрыть на замок.

5.2. Проверить техническое состояние бульдозера, о серьезныхнеисправностях сообщить руководителю, а мелкие неисправности устранить самому.

5.3. На отведенных для стоянки площадках запрещается: держатьбульдозер с открытой горловиной топливного бака, а также при наличии течигорючего без предварительного слива топлива. Слитое из бака бульдозера топливоразрешается хранить в металлических бочках в местах, расположенных нарасстоянии не менее 50 м от места стоянки бульдозера;

подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы,паяльные лампы), курить, а также пользоваться открытыми источниками огня дляосвещения во время проведения ремонтных и других работ;

заправлять бульдозер горючим;

оставлять в бульдозере промасленные обтирочные материалы иветошь и спецодежду по окончании работы.

5.4. По окончании работы принять теплый душ, тщательновымыть лицо и руки теплой водой с мылом. Переодеться.

Спецодежда и спецобувь должны храниться отдельно от личнойодежды.

5.5. При передаче бульдозера машинисту другой смены,необходимо сделать запись в сменном журнале о техническом состоянии машины ипринятых мерах по устранению неисправностей.


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: