Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ТОИ Р-218-12-93
Типовая инструкция по охране труда для дорожных рабочих при строительстве и ремонте автомобильных дорог

ТОИ Р-218-12-93. Типовая инструкция по охране труда для дорожных рабочих при строительстве и ремонте автомобильных дорог

 

Министерствотранспорта Российской Федерации

Федеральныйдорожный департамент

 

Центрорганизации труда и экономических методов управления

 

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель председателя ЦК

профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Н.Д. Силкин

15 января 1993 года

 

УТВЕРЖДЕНА

Первый заместитель генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ

О.В. Скворцов

11 марта 1993 года

 

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

 

по охране труда для дорожных рабочих пристроительстве

и ремонте автомобильных дорог

 

ТОИ Р-218-12-93

 

 

Общие требования

 

1. К дорожнымработам допускаются лица, достигшие 18 лет, признанные годными к данной работемедицинской комиссией, обученные безопасным методам и приемам работ, прошедшиеинструктажи по безопасности труда, имеющие квалификационное удостоверение.

2. Поступающиена работу дорожные рабочие должны пройти вводный инструктаж по безопасности иохране труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарнойбезопасности, экологическим требованиям, условиям работы, первичный инструктажна рабочем месте, о чем должна быть сделана запись в соответствующих журналах собязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Не режеодного раза в каждые три месяца проводится повторный инструктаж. При переходена другой участок работы или при изменении условий работы, влияющих набезопасность труда, при введении в действие новых правил, инструкций,стандартов; при нарушении требований безопасности, которые могут привести илипривели к травме; при перерывах в работе более 30 календарных дней, или потребованию органов надзора рабочий должен получать внеплановый инструктаж, очем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах.

4. К работе спневмо- и электроинструментами допускаются дорожные рабочие, прошедшиеспециальное обучение и инструктаж по безопасным методам и приемам работы,обращению с инструментами и имеющие I квалификационнуюгруппу по технике безопасности. Работы необходимо производить в спецодежде,спецобуви и пользоваться защитными средствами.

5. К установкезвеньев и оголовков труб, перепадов и других бетонных изделий с помощью кранадопускаются только рабочие, имеющие квалификацию такелажника (стропальщика),прошедшие инструктаж по безопасным приемам выполнения этих видов работ иимеющие соответствующее удостоверение.

6. К работе поустройству битумной гидроизоляции труб, мостов и других конструкций допускаютсярабочие, имеющие квалификацию изолировщика на гидроизоляции, прошедшиеинструктаж на рабочем месте согласно инструкции № 9, имеющие соответствующееудостоверение.

7. Дорожныйрабочий обязан:

- работатьтолько там, куда направлен бригадиром или мастером;

- во времяработы быть внимательным, особенно при движущемся транспорте, не отвлекатьсяпосторонними делами и разговорами, не отвлекать других, за исключениемобстоятельств, связанных с необходимостью предотвращения несчастного случая илиаварии;

- неприступать к работе без ограждения рабочего места, установки требуемых знаков,сигналов, других типовых и проектных решений, обеспечивающих охрану труда,согласно ВСН 37-84;

- пользоватьсявыданными ему спецодеждой, сигнальными жилетами, спецобувью, индивидуальнымизащитными и предохранительными средствами. При этом он обязан следить засроками очередных испытаний предохранительных средств по штампам на них;пользоваться предохранительными средствами, не прошедшими испытаний,запрещается;

- соблюдатьчистоту и порядок на рабочем месте, не допуская его захламления, быть опрятноодетым. 

8. Запрещаетсясадиться и выходить из автомашины, открывать и закрывать борта, производитьразгрузку или погрузку материалов до полной остановки автомашины ипредупреждения шофера.

9. Постороннихлиц и лиц в нетрезвом состоянии в зону производства работ допускатьзапрещается.

10.Запрещается выполнять работы в темное время суток без освещения или принедостаточном освещении, а также во время тумана, сильного дождя и снегопада.

11. Пристроительстве и ремонте проезжей части, обочин, искусственных сооружений наавтомобильной дороге с открытым движением автотранспорта не разрешается:

- работать безпредупредительных знаков и ограждений;

- выходить заограждения на открытую для движения полосу дороги.

12. Во времяработы дорожным рабочим запрещается:

- приближатьсяк работающим каткам, скреперам, укладчикам ближе, чем на 5 м;

- проходитьмежду работающими и движущимися машинами;

- отдыхать нарабочих площадках, под неработающими машинами и в зоне движения транспорта;

- работать илинаходиться в опасной зоне (радиус вылета стрелы плюс 5 метров) работыподъемного крана или экскаватора.

13. Привыполнении работ на высоких и крутых откосах и на высоте выше 1 м над площадкой(при отсутствии настилов с ограждениями) рабочий обязан пользоватьсяпредохранительным поясом и закрепляться за прочную опору. Место закреплениякарабина должно быть указано мастером.

14. Натерритории строительной площадки необходимо выполнять следующие правила:

- бытьвнимательным к сигналам, подаваемым крановщиками грузоподъемных кранов иводителями движущегося транспорта;

- проходитьтолько в местах, предназначенных для прохода и обозначенных указателями;

- неприкасаться к электрооборудованию и электропроводам (особенно оголенным илиоборванным), не снимать ограждений и защитных кожухов с токоведущих частейоборудования;

- не устранятьсамим неисправности электрооборудования;

- не работатьна механизмах без прохождения специального обучения и получения допуска;

- принесчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью и одновременносообщить мастеру или прорабу о нем;

- заметивнарушение требований безопасности другими рабочими или опасность дляокружающих, не оставаться безучастными, а предупредить рабочего и мастера онеобходимости соблюдения требований, обеспечивающих безопасность работы.

 

Требования перед началоми во время производства работ

 

15.Подготовить необходимый для работы инструмент и средства индивидуальной защитыи проверить их исправность.

16.Внимательно осмотреть рабочее место и оградить его типовыми инвентарнымиограждениями, конусами, тумбами, штакетными барьерами или сплошными деревяннымиограждениями и дорожно-сигнальными переносными знаками.

17. В темноевремя суток и во время тумана по внешним контурам ограждений и надорожно-сигнальных знаках вывесить сигнальные красные фонари.

18. Получитьзадание от бригадира и одеть положенную спецодежду, сигнальные жилеты ииндивидуальные средства защиты.

19. Приприменении такелажных и других приспособлений (блоков, талей, строп) необходимопроверить их исправность и работу проводить только при наличии допуска кстропальным или монтажным работам.

20. Припроизводстве ремонтных работ с использованием передвижных ручных битумныхкотлов необходимо соблюдать требования инструкции № 9 и следующие требования:

- котел нужноустанавливать не ближе 50 м от места с учетом преобладающего направления ветра,чтобы предохранить работающих от действия дыма и паров, образующихся приподогреве;

- передразжиганием котла необходимо проверить исправность котла и топки, наличие иисправность инструмента и защитных средств;

- разжигатьбитумоплавильный котел, имеющий неисправности, запрещено;

- прикасатьсяруками без рукавиц к крышке битумного котла запрещается.

21. Загружатьбитум в котел следует небольшими кусками во избежание разбрызгивания; чтобы недопустить вытекание битума в случае его вспенивания, котел нельзя загружатьбольше, чем на 2/3 его емкости.

22. Приразжигании котла запрещается применять бензин, керосин и другиебыстровоспламеняющиеся вещества. Огонь в топке следует увеличивать постепенно,обеспечивая медленное плавление битума.

23.Загружаемый битум не должен содержать воды и грязи - присутствие в битуме водыпри его плавлении вызывает вспенивание битума и может повлечь вытекание его изкотла. Для прекращения вспенивания битума следует применять специальныйпрепарат СКТН-1 (Синтетический каучук тиоколовый низкомолекулярный). Привведении этого препарата в горячий битум в количестве двух капель вспениваниепрекращается. При отсутствии указанного препарата в случае вспениваниянеобходимо интенсивно перемешивать битум веслом, не допуская проникновения егов топку. Если уменьшить вспенивание перемешиванием не удается, необходимоотлить специальным черпаком на длинной ручке часть битума в запасную емкость,закрываемую крышкой.

24. Воизбежание попадания воды и вспенивания битума необходимо во время дождягорловину котла закрывать несгораемой крышкой.

25. Привозгорании битума в топке или котле необходимо закрыть дверцу топки или крышкукотла и гасить огонь песком или грунтом. Применять воду для тушениязапрещается.

26. Добавлятьбитум в разжижитель (керосин) разрешается только при погашенном огне в топке.

27. Переноситьразогретый или разжиженный битум разрешается только в специальныхконусообразных ведрах, оборудованных крышками. Наполнять ведра следует толькоспециальным черпаком и лишь на 3/4 их высоты во избежание выплескиваниягорячего битума при переноске.

28. Придоставке асфальтобетонных, цементобетонных, щебеночных, песчано-гравийныхсмесей, щебня, гравия и других материалов к месту укладки рабочим запрещаетсянаходиться в кузове автомобиля.

29. Придоставке материалов в автомобилях-самосвалах рабочим необходимо соблюдатьследующие требования:

- в моментподхода самосвала все рабочие должны находиться на обочине, противоположнойтой, на которой происходит движение;

- не разрешаетсяподходить к самосвалу до полной его остановки, стоять у бункера укладчика инаходиться под поднятым кузовом в момент разгрузки самосвала.

30. Остаткиматериалов в кузове автомобиля-самосвала очищать разрешается одному, специальнопроинструктированному рабочему. Находясь на земле, он должен очистить кузов отналипшей смеси совковой лопатой (скребком), укрепленной на длинной (не менее2,0 м) рукоятке. При этом не разрешается влезать в кузов, вставать на скаты,стучать снизу или раскачивать кузов самосвала.

31. При укаткепокрытий моторными катками смазка вальцов вручную запрещена.

32. Разгрузкусмеси следует производить только после предварительного предупреждения рабочих,занятых на ее укладке.

33. Ручнаяпереноска горячей смеси совковыми лопатами допускается на расстояние до 8 м.Переброска горячей массы запрещена.

34. Подачугорячей смеси (асфальтобетонной) на расстояние свыше 8 м необходимо производитьна носилках, огороженных бортами с трех сторон (высотой не менее 8 см) итачками с разгрузкой опрокидыванием вперед.

35.Запрещается работать стоя на горячей асфальтобетонной смеси при ее укладке.

36. Работы пообрубке асфальтобетонного покрытия должны производиться, как правило, отбойнымимолотками с обязательным применением защитных очков.

37. При работес применением кувалды, топора, зубила и клиньев рукоятки их должны быть надежноукреплены.

38. Затиркупористых мест на покрытии запрещается производить со стороны движения катка.

39. Приукладке сборных бетонных изделий (бордюрный камень, укрепительная плитка, лоткии др.) рабочий обязан пользоваться ломами, крючками и другими приспособлениями.

40. Переносбордюрных камней разрешается только одновременно четырьмя рабочими с помощьюдвух пар клещей. Перемещение бордюра вручную с помощью крюков или методомкантовки запрещается.

41. Обсадкубордюрных камней трамбовкой разрешается производить только через деревяннуюпрокладку.

42. Подъем иперемещение тяжестей вручную на 1 чел:

10 кг - дляженщин старше 18 лет, при чередовании с другой работой (до 2 раз в час);

7 кг -постоянно в течение рабочей смены.

Предельнодопустимые величины динамической работы совершаемой в течение каждого часарабочей смены:

1750 кгм - срабочей поверхности; 875 кгм - с пола.

Для мужчинстарше 18 лет - до 50 кг, если эта работа носит не постоянный характер, но неболее 7000 кгм в смену.

43. При работеавтогудронаторов и заливщиков швов и трещин необходимо:

- следить засостоянием кранов, вентилей и других сочленений, а в случае обнаружения в этихместах просачивания битума прекратить работу и устранить неисправность;

- при наборевяжущих материалов надежно присоединять шланг к всасывающему патрубкуспециальными зажимами (хомутами);

- при розливебитуминозных материалов запрещается находиться людям на расстоянии ближе 10 мот распределительных труб и шлангов. Площадки заливки трещин и розлива битумадолжны быть ограждены. Рабочие, занятые на засыпке трещин, должны иметьспециальную одежду и обувь на кожаной подошве.

44. При подачебетонной смеси стреловыми кранами в бадьях последние укрепляются и загружаютсятак, чтобы не произошла их самопроизвольная разгрузка. Неисправные инепроверенные бадьи использовать для подачи бетона запрещается. Рабочий,открывающий бадьи, должен находиться на прочном огражденном настиле. Привыгрузке бетонной смеси из бадьи расстояние от низа бадьи до поверхности, накоторую выгружают, не должно превышать 1м.

45. Притранспортировании бетонной смеси ручными тележкам (на мелких работах)необходимо устраивать катальные ходы, которые должны систематически очищатьсяот бетона и грязи. Груз, перемещаемый в тачках, не должен превышать 160 кг.

46. Приоткрывании бортов грузового автомобиля вначале следует открывать задний борт, азатем боковые. Рабочие должны находиться сбоку открываемого борта. Запрещаетсяоткрывать борта, если в кузове находятся люди.

47. Приперевозке грузовым автомобилем штучного камня и бордюра, они должны бытьразмещены по всей площадке кузова автомобиля равномерно. Перевозка людей вкузове вместе с камнем и бордюром запрещается.

48. При работес ручным инструментом к нему предъявляют следующие требования:

- рукояткидолжны быть изготовлены из прочной, выдержанной древесины дуба, клена, бука идругих твердых пород;

- инструментдолжен быть насажен на рукоятки так, чтобы он не мог с них соскочить, для чегорукоятка расклинивается;

- затылки(бойки) клиньев, зубил и других инструментов должны быть гладкими и ровными,без сколов, выбоин, трещин и заусениц;

- стальныеломы должны быть круглого сечения и иметь один конец в форме лопаточки, адругой - в виде четырехгранной пирамиды. Погнутый лом применять запрещается,его следует заменить на исправный.

49. Бетонщики,работающие с вибраторами, должны предварительно пройти медицинскоеосвидетельствование. Рукоятки вибраторов должны быть снабжены амортизаторами,отрегулированными так, чтобы амплитуда вибрации рукояток не превышала норм дляручного инструмента.

Бетонщики,работающие с вибраторами, обеспечиваются резиновыми сапогами и перчатками.

50. Питаниевибратора производится от сети при помощи шлангового провода. Для предохраненияот повреждений провода последний должен быть привязан к вибратору на расстоянии20 - 30 см от конца с образованием небольшой петли.

51. Приуплотнении бетонной смеси переносными вибраторами запрещается прижиманиевибраторов руками или ногами к поверхности. Ручное перемещение вибраторовпроизводится только при помощи гибких тяг.

52. Приперерывах в работе и при переходе бетонщиков с одного места работы на другоевибратор должен быть отключен.

53. Работа склиньями при помощи кувалд разрешается только при условии примененияклинодержателя. Длина рукоятки клинодержателя должна быть не менее 70 см.

54. До началаработы следует внимательно проверить исправность пневматического инструмента,надежность присоединения резинового шланга к инструменту и воздухопроводящейсети, а также закрепления рабочего органа инструмента в буксе. Во время работыпневматического инструмента должна быть исключена какая-либо возможность вылетарабочей части из буксы.

55. Рабочийинструмент пневматического действия должен быть отрегулирован так, чтобы вовремя работы не было сильной отдачи. При прекращении нажима на управляющуюрукоятку клапаны в закрытом положении не должны пропускать воздуха, должнылегко открываться и быстро закрываться.

56. Припроявлении во время работы пневматическим инструментом вибрации, причиняющейнеприятные ощущения и вызывающей необычно быструю утомляемость, рабочий долженпрекратить работу и сообщить об этом мастеру.

57.Присоединять к пневматическому инструменту и отсоединять от него резиновыйшланг разрешается только после выключения подачи воздуха. До присоединенияшланг необходимо продуть сжатым воздухом.

58. При работес пневматическим инструментом рабочий обязан соблюдать следующие мерыпредосторожности:

- включатьподачу воздуха только после того, как инструмент поставлен в рабочее положение;

- не допускатьхолостого хода инструмента;

- при переноседержать пневматический инструмент за рукоятку или корпус. Не разрешаетсяпереносить инструмент, держась за шланг или за рабочую часть;

- запрещаетсяработать пневматическим инструментом и электрическим инструментом с приставныхлестниц или когда рабочее место не обеспечивает устойчивого положения;

- менятьрабочую часть инструмента разрешается только после его остановки;

- приокончании работы или при ее перерыве следует вынуть рабочую часть.

59. При работев зимнее время следует своевременно удалять конденсат из воздухопровода припомощи конденсационных устройств на воздухопроводной сети.

60. Передначалом работы с электроинструментом необходимо проверить его исправностьвнешним осмотром. Ручки электроинструмента должны быть изолированы, инструментзаземлен.

Инструментдолжен иметь закрытые и изолированные вводы (контакты) питающих проводов испециальные штепсельные вилки для включения в сеть с контактом"Земля".

Готовностьинструмента проверяется на холостом ходу.

61. Дорожномурабочему разрешается включать электроинструмент только в специальную розетку(разъем), установленную электромонтером.

62. Работаэлектроинструмента должна быть немедленно прекращена:

- при заеданииили заклинивании рабочей части;

- приперегреве электродвигателя;

- при пробоеизоляции и во всех случаях, когда рабочий почувствовал хотя бы слабое действиетока, запах жженой изоляции или резины.

63. Исправлятьили регулировать электроинструмент самими рабочими запрещается - его следуетсдать в ремонт.

64. Работатьэлектрофицированным инструментом с электродвигателем напряжением выше 42 Вразрешается только в защитных диэлектрических галошах. Во время дождя иснегопада работа с электрическим инструментом допускается только под навесом.

65. Приперерывах в работе и при переходе на другое место работы электроинструмент,пневмоинструмент должен быть выключен.

 

Требования послеокончания работ

 

66. Послеокончания смены рабочий должен очистить и сдать инструмент в специальнуюкладовую или сложить в специально отведенное для этого место.

67. Поокончании работ необходимо:

- убрать состроительной площадки инструменты, переносное оборудование, шланги,электрокабель;

- очиститьрабочее место от строительных отходов, не оставлять на верху виброагрегатанезакрепленных деталей или инструментов;

-электроинструмент сдать на хранение ответственному лицу;

- сдать вкладовую предохранительные пояса;

- спецодеждусдать на хранение в гардеробную; спецодежда хранится отдельно от повседневной;передавать ее другим лицам запрещается;

- доложитьруководителю работ о выполнении задания, состоянии инструмента.

68. О всехзамеченных неполадках механизмов, возможных опасностях в ходе работы необходимосообщить мастеру или прорабу.

 

 

ПРИ ПОДХОДЕ И РАЗГРУЗКЕ АВТОМОБИЛЯ - ОТОЙДИТЕ!

 

 

(Пункт29)

 

 


ОЧИЩАЙКУЗОВ, СТОЯ НА ЗЕМЛЕ!

 

 

(Пункт30)

 

 

ПЕРЕНОСИТЬГОРЯЧУЮ СМЕСЬ ТОЛЬКО ДО 8 МЕТРОВ!

 

 

 

 

НЕ ПЕРЕКИДЫВАЙ

ГОРЯЧУЮ СМЕСЬ!

(Пункт 32)

 

 

 

 

 

БЕРЕГИ ГЛАЗА!

(Пункт 36)

 


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: