Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

СП 103-34-96
Свод правил по сооружению магистральных газопроводов. Подготовка строительной полосы

СП 103-34-96. Свод правил по сооружению магистральных газопроводов. Подготовка строительной полосы

 

Свод правил сооружения магистральныхгазопроводов

Подготовка строительной полосы

СП 103-34-96

ВВЕДЕНИЕ

Строительнаяполоса сооружения линейной части магистрального газопровода представляет собойлинейно-протяженную строительную площадку, в пределах которой передвижнымимеханизированными производственными подразделениями - колоннами, бригадами,звеньями - выполняется весь комплекс строительства трубопровода, в том числе:

• основные - строительные, строительно-монтажные и специальныестроительные работы (СМР);

• вспомогательные - погрузка, транспортировка и разгрузка труб,изоляционных, сварочных и других материалов, оборудования, машин, механизмов,конструкций, изделий, деталей и др., обеспечивающих бесперебойное производствоСМР;

• обслуживающие - контроль качества и безопасности производства СМР,обеспечение выполнения природоохранных мероприятий при выполнении основных ивспомогательных строительных процессов, техническое обслуживание и ремонтмашин, механизмов, социально-бытовое обслуживание строителей, охранаматериальных ценностей и т.п.

В этом планеподготовка строительной полосы для сооружения линейной части магистральногогазопровода является частью общей подготовки строительного производства, целькоторого - обеспечение планомерного развертывания и выполнения СМР в полномсоответствии с проектом производства работ (ППР).

Подготовительныеработы подразделяются на внетрассовые и внутритрассовые, относимые соответственно кмобилизационному и подготовительно-технологическому этапам подготовкистроительного производства.

Во всехприродно-климатических условиях строительства линейной части магистральныхгазопроводов при подготовке строительной полосы следует соблюдать четыреосновных принципа:

первый - нанесение минимального ущерба окружающей природнойсреде (экологический принцип);

второй - подготовка полос работы сварочно-монтажных бригад иизоляционно-укладочных колонн должна обеспечивать технически, технологически иорганизационно условия для разгрузки труб или трубных секций, их сварки в плети(сплошную нитку) различными методами,  для  выполнения  изоляционно-укладочных работ (совмещенным или раздельным способом при трассовой изоляции и раздельным- при трубах с заводской или базовой изоляцией), а также для закреплениягазопровода на проектных отметках путем его балластировки (железобетоннымипригрузами, грунтом, грунтом с использованием нетканых синтетических материалов- НСМ и др.) или закрепления анкерными устройствами. Кроме того, указанныеполосы должны обеспечивать аналогичные условия для выполнения работ по заварке захлестов и врезке линейной арматуры, устройствусистемы электрохимической защиты (ЭХЗ) газопровода,очистки полости трубопровода, а в дальнейшем обеспечивать эксплуатационноеобслуживание линейной части магистрального газопровода;

третий - планировка полосы разработки траншеи (с учетомдиаметра и толщины стенки труб она должна соответствовать радиусу упругогоизгиба газопровода в вертикальной плоскости за исключением участков врезкикривых вертикальных вставок, предусмотренных проектом) при геодезическомконтроле на всем протяжении трассы;

четвертый - полоса движения транспортных средств (вдольтрассовый проезд) должна быть спланирована сучетом возможности беспрепятственной транспортировки основных грузов -одиночных труб, длинномерных секций труб (до 36 м).

В свете этихосновных принципов подготовка строительной полосы сооружения магистральногогазопровода существенно усложняется в условиях болот и заболоченной местности(устройство дорог для прохода тяжелой строительной техники, закреплениегазопровода на проектных отметках и др.), но еще более - в условиях вечномерзлых грунтов. Это связано с сохранениемрастительного покрова на участках грунтов, неустойчивых при оттаивании,опасностью образования по трассе газопроводов, проложенных в едином «коридоре»,термокарстов, тундровых озер значительных размеров, что может практическиисключить возможность нормального эксплуатационного обслуживания газопроводов.

В соответствиис положениями СНиП 10-01-94 «Система нормативныхдокументов в строительстве. Основные положения» при разработке настоящего СводаПравил в различной мере использованы действующие нормативные документы:

• СНиП2.05-06-85. Магистральные трубопроводы;

• СНиП Ш-42-80. Магистральныетрубопроводы. Правила производства и приемки работ.

• СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства.

• ВСН 004-88. Строительство магистральных трубопроводов. Технология иорганизация. ВНИИСТ. МНГС. М., 1989;

• ВСН 013-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов вусловиях вечной мерзлоты. ВНИИСТ. МНГС, М„ 1989;

• ВСН 014-89. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов.Охрана окружающей среды. ВНИИСТ. МНГС, М„ 1989;

• ВСН 005-88. Строительство промысловых стальных трубопроводов.Технология и организация. ВНИИСТ. МНГС., М., 1989;

• ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов.Контроль качества и приемки работ. Часть 1. ВНИИСТ. МНГС, М., 1989.

При разработкенастоящего Свода Правил частично использованы результаты выполненногоразработчиками сравнительного анализа отечественных и зарубежных норм и правилстроительства линейной части магистральных трубопроводов.

Терминология

1. Свод Правилпо строительству - нормативный документ, рекомендующий технические,технологические и организационные решения и процедуры для строительства,выполнения строительно-монтажных работ, а также эксплуатации строительнойпродукции, и определяющий способы достижения ее соответствия обязательнымтребованиям строительных норм, правил и стандартов.

2. Фронт работ- часть объекта, необходимая и достаточная для размещения строительной техникии обслуживающих ее рабочих, материалов, конструкций и изделий с цельюбеспрепятственного ведения работ. 

3. Задел -объем работ, выполненных на незаконченных строительных объектах иобеспечивающих непрерывность и равномерность производства, а такжесвоевременную сдачу объектов в эксплуатацию (полезный объем незавершенногопроизводства).

4. Захватка - часть объекта или его конструктивногоэлемента с повторяющимися   одинаковыми   комплексами   строительных   работ(процессами); в пределах захватки развиваются иувязываются между собой все частные строительные потоки, представляющие собоймонотонное повторение элементарных строительных операций.

1. Общие положения

1.1. Внезависимости от конкретных природно-климатических условий и сроков строительствалинейной части магистрального газопровода при подготовке строительной полосыследует выделять внетрассовые работы (сооружение подъездных ивдольтрассовых дорог с мостами и водопропусками [трубами], устройствоприрельсовых складов труб и материалов, карьеров, причалов, временныхпристаней, полевых жилых городков, трубосварочных баз, баз отделов рабочегоснабжения, ГСМ, вертолетных площадок и др.) и внутритрассовые работы(расчистка строительной полосы от леса, кустарника, ее планировка, срезкакосогоров, устройство вдольтрассовых проездов, выполнение рекультивационныхработ и др.).

1.2. В отличиеот сосредоточенных (площадочных) строительных объектов, например, компрессорныхстанций магистральных газопроводов (КС), гае подготовительные работы должныбыть закончены до начала производства основных строительно-монтажных работ(СМР), при строительстве линейной части магистральных газопроводовподготовительные работы как внетрассовые, так и внутритрассовые следуетвыполнять в составе единого комплексного трубопроводостроительного потока (КТП)при технологически обоснованной его синхронизации.

Так,внутритрассовые подготовительные работы могут опережать следующие за ними СМРна 10-15 км, что, в частности, позволяет «просушить» строительную полосу.Внетрассовые (особенно строительство подъездных и вдольтрассовых дорог икарьеров) - на время, обеспечивающее сохранность временных объектов до началапроизводства работ по прокладке газопровода. При этом следует соблюдатьпринцип: «все временные объекты строятся и ремонтируются до тех пор, пока небудет завершено строительство магистрального газопровода», что позволяетсокращать простои КТП по погодным и так называемым организационно-техническимпричинам.

1.3. Переходымагистральных трубопроводов через естественные преграды и инженерные сооружения(крупные и малые реки, ручьи, овраги, балки, железные и шоссейные дороги,подземные коммуникации различной степени сложности и др.) следует рассматриватькак сосредоточенные строительные объекты, а подготовительные работы при ихсооружении заканчивать до начала производства основных видовсварочно-монтажных, земляных (буровзрывных), изоляционно-укладочных и другихработ.

1.4.Подготовка строительной полосы для сооружения линейной части магистральныхгазопроводов должна соответствовать не только конструктивным решениям каждогомагистрального трубопровода и его участков (подземный, надземный, наземный илис частичным заглублением), но и технике, технологии и организации последовательногопроизводства всех отдельных (единичных) видов строительно-монтажных испециальных строительных работ.

2. Ось и границы строительной полосы

2.1. Созданиегеодезической разбивочной основы для строительства линейной части магистральныхгазопроводов определяется, как и стадийность, состав, содержаниепроектно-сметной документации и сроки ее разработки, договором (контрактом),регулирующим взаимоотношения между участниками инвестиционной деятельности.

2.2. Так какдействующие нормы отводимой ширины полосы земель на «краткосрочное пользованиев период строительства одного магистрального подземного трубопровода» (табл. 1)не учитывают направление хода линейных строительных потоков (по ходутранспортируемого продукта или навстречу этому ходу), рекомендуется следующее.

Таблица1

Диаметр трубопровода, мм

Ширина полосы земель для одного подземного трубопровода, м

 

На землях несельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства и землях государственного лесного фонда

На землях сельскохозяйственного назначения худшего качества (при снятии и восстановлении плодородного слоя)

До 426 включительно

20

28

Более 426 до 720 включительно

23

33

Более 720 до 1020 включительно

28

39

Более 1020 до 1220 включительно

30

42

Более 1220 до 1420 включительно

32

45

 

Примечание. Таблица 1 соответствует действующим СН 452-73. Нормыотвода земель для магистральных трубопроводов. См. «Сборник норм отвода земельдля строительства линейных сооружений» (М., Стройиздат, 1976).

2.2.1. Во всехслучаях прокладки магистральных газопроводов не только подземных, но инадземных, наземных и с частичным заглублением оси газопроводов должнысовпадать с вертикальной плоскостью, проходящей через ось строительной полосы.

2.2.2. Принаправлении движения линейных строительных потоков, совпадающем с ходомтранспортируемого продукта, и при будущей засыпке уложенного в траншеюгазопровода бульдозером, ось полосы строительства будет делить ее ширину на двечасти (справа налево) соотношением примерно как 3:2.

2.2.3. Во всехслучаях прокладки газопроводов различных конструкций вначале должна бытьопределена и закреплена знаками полоса их укладки - или полоса рытья траншеи,или полоса установки опор, или полоса укладкитрубопровода наземно (с частичным заглублением). И только затем следуетопределять другие полосы по ширине полосы строительства -отвала грунта, работыбульдозера по засыпке уложенного в траншею газопровода (траншеезасыпателяроторного), размещения нитки (плети) трубопровода, работы сварочно-монтажнойбригады и изоляционно-укладочной колонны и т.п.

2.2.4.Прокладка вторых и последующих ниток магистральных газопроводов практическирациональна лишь справа от прежде проложенной нитки по ходу транспортируемогопродукта (табл.2).

Таблица2

Диаметр газопровода, мм

Расстояние между осями смежных газопроводов, м

До 426 включительно

8

Более 426 до 720 включительно

9

Более 720 до 1020 включительно

11

Более 1020 до 1220 включительно

13

Более 1220 до 1420 включительно

15

Примечание. Таблица2 представляет собой фрагмент таблицы 2 упомянутых выше СН 455-73.

2.2.5. Ширинаполосы отвода на период строительства магистральных подземных, надземных,наземных, а также прокладываемых с частичным заглублением газопроводовопределяется проектом организации строительства в соответствии с табл. 1 приобязательном учете сооружения внетрассовых временных объектов - дорог,трубосварочных и других баз, полевых жилых городков, складов труб, древесины,железнодорожных тупиков, причалов и т. д. и согласовывается заказчиком сземлевладельцами (землепользователями) или соответствующими организациями(отделениями железных дорог, пароходствами, лесничествами, дорожнымиэксплуатационными участками и др.).

2.2.6. Снос(или перенос) объектов, расположенных в пределах полосы строительствамагистрального газопровода, а также пересадка ценных пород деревьев икустарников с полосы строительства осуществляется заказчиком непосредственнопосле соответствующих согласований (сроки, стоимость и др.) с владельцамисобственности или по отдельным договорам, а также самими владельцамисобственности, или подрядчиком за счет средств заказчика.

2.2.7.Горизонтальные углы поворотов магистрального газопровода разбиваются:

• при будущейразработке траншеи одноковшовыми экскаваторами -по ходу восстановления ификсирования оси трассы;

• при будущейразработке траншеи роторными экскаваторами - после планировки микрорельефастроительной полосы.

2.2.8.Пересечение трассы магистрального газопровода подземными сооружениями икоммуникациями фиксируется специальными знаками, которые устанавливаются на оситрассы трубопровода.

2.2.9. Границыстроительной полосы обозначаются хорошо определяемыми знаками: в леснойместности - зарубками на деревьях, в открытой - вешками, устанавливаемымиодновременно с пикетными знаками, и т.д.

2.2.10. Всевопросы, возникающие между подрядчиком и заказчиком, касающиеся проложения осиполосы строительства газопровода и возможных изменений в этой части в проектныхрешениях, должны быть окончательно согласованы в период приемки подрядчиком отзаказчика геодезической разбивочной основы: трасса трубопровода в натуре должнастрого соответствовать утвержденным заказчиком рабочим чертежам.

2.2.11.Частные вопросы, относящиеся к фиксированию оси трассы магистральногогазопровода и границ полосы отвода земель могут быть определены следующимобразом.

2.2.11.1.Пикетные знаки по всей длине полосы строительства магистрального газопроводаустанавливаются через 100м за исключением тех участков трассы, где ониоказываются «резаными», т.е. не соответствующими порядковым номерам в видурезультатов встречных направлений изысканий трассы и камеральной обработки ихили в случаях, предусмотренных п. 2.2.10.

2.2.11.2.Пикетные знаки в целях их легкого обнаружения должны иметь яркую окраску исоответствующую высоту (например, пикетные знаки должны быть выше окружающих ихсельскохозяйственных культур -пшеницы, подсолнечника и т.п.).

2.2.11.3.Знаки, фиксирующие (надписью на соответствующих табличках) изменения вгоризонтальном направлении газопровода, рекомендуется устанавливать высотой неменее 2 м. Это же относится и к километровым знакам и точкам, где магистральныйтрубопровод изменяет свои конструкционные характеристики (толщину стенки,диаметр, марку стали труб, тип или конструкцию изоляционного покрытия, глубинузаложения).

2.2.11.4Разбивку и фиксирование оси прокладки технологической линии связи (кабеля)вешками следует выполнять после укладки и засыпки подземного газопровода (послеукладки и обвалования наземного) на участках, обеспечивающих непрерывную работукабелеукладочных колонн на всем протяжении участка трассы одного генеральногоподрядчика.

3. Расчистка строительной полосы от леса

3.1. Расчисткастроительной полосы от леса в летнее время.

3.1.1.Расчистка строительной полосы от леса в летнее время производитсяспециализированной бригадой, которая выполняет взаимосвязанные, нотехнологически разнородные единичные виды работ, охватывающие весьпроизводственный процесс.

3.1.2. Привыполнении работ по расчистке строительной полосы от леса рекомендуетсяруководствоваться данными по ориентировочным объемам работ, соответствующимлесу средней крупности (средний объем хлыста 0,55 м3, пня - 0,3 м3),приведенным в табл. 3 на 1 км полосы.

Таблица3

Характеристика леса

Среднее количество деревьев при ширине строительной полосы, м

 

20

23

28

30

32

Густой

1040

1196

1456

1560

1820

Средней густоты

68

782

952

1020

1190

Редкий

320

368

448

480

500

 

Объем древесины (при той же ширине строительной полосы, м), м3

Густой

572

658

800

858

1001

Средней густоты

374

430

524

561

654

Редкий

176

202

246

264

308

 

Объем пней (при той же ширине строительной полосы, м), м3

Густой

312

359

437

480

546

Средней густоты

204

235

285

30^

357

Редкий

96

110

134

144

168

3.1.3.В специализированную бригаду по расчистке строительной полосы от леса, какправило, включаются звенья (также специализированные), которые выполняютследующие работы:

• разбивку строительной полосы (засечками на деревьях);

• уборку зависших деревьев и крон;

• уборку мелколесья (до 15 см по комлю) и кустарника;

• валку крупных деревьев;

• устройство разделочных площадок;

• устройство трелевочного волока:

обрубку и уборку сучьев;

• трелевку хлыстов;

• разделку хлыстов на сортамент;

• складирование (вывозку) древесины;

• пакетирование порубочных остатков на переработку;

• корчевку пней (бульдозерами, взрывным способом) и их уборку;

• планировку строительной полосы;

• использование порубочных остатков (например, для строительствавременных дорог).

3.1.4. Местасжигания и захоронения (закапывания) порубочных остатков при расчистке трассыот леса, если остатки не могут быть использованы, должны определяться с учетомпротивопожарной и экологической безопасности при полной ответственностиподрядчика (исключение распространения огня, образования промоин, просадкигрунта в местах захоронения и др.).

3.2. Расчисткастроительной полосы от леса в зимнее время.

3.2.1.Расчистка строительной полосы от леса в зимнее время производится аналогичной(п. 3.1.3) по составу специализированной бригадой, но в два этапа.

3.2.1.1. Напервом этапе расчищается лишь часть строительной полосы по ее ширине, а именно:полоса работы транспортных средств, полоса работы сварочно-монтажных бригад иизоляционно-укладочной колонны, полоса выкладки плети (сплошной нитки)трубопровода.

3.2.1.2. Навтором этапе строительная полоса расчищается от леса на всю ширину.

3.2.1.3. Принеобходимости, на первом этапе деревья, которые могут оказаться внепосредственной близости к сваренной плети или сплошной нитке трубопровода,должны быть спилены с оставлением пней высотой 1,0 ¸ 1,2 м.

Для вывозкихлыстов в сплошной нитке трубопровода, как правило, оставляются технологическиеразрывы на расстоянии 2,0 ¸ 2,5км один от другого.

3.2.1.4.Поэтапный метод расчистки от леса строительной полосы в зимнее время позволяетпредохранить полосу рытья траншеи от промерзания, а разработку траншеи вести,практически, как и в летнее время.

3.3. Расчисткастроительной полосы от леса ведется поточным методом, обеспечивающимнепрерывность производства работ специализированными механизированными звеньямипри строго определенных размерах захваток в установленной технологическойпоследовательности.

Фронт работспециализированной бригады определяется густотой и крупностью леса, грунтовыми,погодными и другими условиями и характеристкой средств механизации(лесоповалочные, пакетопогрузочные, трелевочные машины, бензомотопилы,сучкорезные машинки и т.п.) и может колебаться от 150 до 300 м с учетомтребований техники безопасности (особенно при валке деревьев и производствевзрывных работ).

4. Подготовка строительной полосы в условиях болот

4.1.Технологический набор единичных видов работ при подготовке строительной полосыдля прокладки магистральных газопроводов в условиях болот зависит:

во-первых,от технологии прокладки, предусмотренной ППР:

сбровки траншеи;

• методомсплава по траншее, заполненной водой;

• методомпротаскивания по траншее;

во-вторых,от сезона строительства трубопровода:

• летнийсезон;

• зимнийсезон.

4.1.1.Подготовка строительной полосы в условиях болот при прокладке трубопровода сбровки траншеи при неразложившемся торфе (при частично разложившемся) как влетний, так и в зимний сезон обеспечивается сооружением временнойтехнологической дорога (лежневого типа или иной конструкции) для работысварочно-монтажных бригад и прохода изоляционно-укладочной колонны.

4.1.2.Подготовка строительной полосы в условиях болот при прокладке трубопровода сбровки траншеи при полностью разложившемся торфе в зимнее время обеспечиваетсясооружением временной технологической дороги путем промораживания болотногогрунта при неоднократном его проходе - проминании последовательно: трелевочнымтрактором, болотным трактором, трактором на ординарном ходу, трубоукладчиком,гусеничным транспортером.

4.1.3.Подготовка строительной полосы в условиях болот при прокладке трубопроводаметодом сплава или протаскивания (летний сезон работ) обеспечиваются созданиемна берегу болота монтажно-сварочно-изоляционной базы и устройством прохода поболоту экскаватора на болотном ходу или экскаватора на перекидных сланях, илиэкскаватора на пене-волокуше, или выполнением мероприятий по подготовке взрываудлиненными или сосредоточенными зарядами для образования траншеи-канала.

4.1.4.Подготовка строительной полосы в условиях болот при наземной прокладке илипрокладке газопровода с частичным заглублением (летний сезон) требуетсооружения технологической дороги, обеспечения прохода болотного канавокопателяс навесным оборудованием (для образования траншеи-канавы) и прохода экскаваторадля обвалования газопровода (на перекидных сланях или на пене-волокуше, или наболотном ходу).

5. Подготовка строительной полосы в горных условиях

5.1.Подготовку строительной полосы не следует ограничивать ее пределами: должныбыть убраны нависшие над полосой скалы и камни, а также деревья и возможныеосыпи (камнепады).

5.2.Подготовка строительной полосы в горных условиях осуществляется одновременно сустройством полок.

5.2.1. Вусловиях разборной скалы полки устраиваются с помощью одноковшовых экскаваторови бульдозеров.

5.2.2. Вусловиях монолитной скалы применяется буровзрывной метод (послойная разработкаскалы с применением во всех случаях взрывов только на рыхление; взрывы навыброс запрещаются во избежание образования трещин в скальном монолите стенкиполки).

5.2.3.Безопасная работа машин и механизмов на гусеничном и пневмоколесном ходувозможна в горных условиях на участках с поперечными уклонами не более 7° ипродольными уклонами не более 14 - 15° (без якорения машин и механизмов).

5.2.4. Полки,устраиваемые как в полувыемках-полунасыпях, так и полностью в выемках, какправило, в целях сокращения объемов буровзрывных и земляных работ, имеютуменьшенную по сравнению с регламентированной ширину. Поэтому их устройство,практически, в каждом отдельном случае предусматривается индивидуальнымирабочими чертежами и технологическими и организационными схемами в составе ППР.

6. Специфика подготовки строительной полосы в условиях вечной мерзлоты

6.1. Вдополнение к требованиям создания разбивочной геодезической основы (см. п.2.1.) необходимо выполнить следующее:

6.1.1. Восстановитьи закрепить ось зимней технологической дороги.

6.1.2.Произвести разбивку и геодезическое закрепление карьеров грунта и подъездов кним с различных участков трассы трубопровода.

6.1.3.Произвести заготовку (в том числе послойное проветривание и послойную сушку)грунта в карьерах.

6.1.4.Выполнить работы по усилению промораживания деятельного слоя грунта напереувлажненных и слабо промерзающих (сложенных соленасыщенными грунтами)участках трассы трубопровода.

6.1.5.Временные реперы выполнить в виде забуренных в грунт металлических стержней(уголков, труб и др.) и предусмотреть их сохранность на участках пучинистыхгрунтов.

6.1.6.Подготовить грунтовые и иные (в соответствии с ППР) основания под дорожные иплощадочные насыпи.

6.1.7.Соорудить технологические дороги для использования в начальный периодпроизводства СМР (задел дорог).

6.2. Назалесенных участках трассы трубопровода (тундровая тайга, тундровое мелколесье)корчевку пней следует производить лишь на полосе рытья траншеи.

7. Планировка строительной полосы при сооружении линейной частимагистральных газопроводов

7.1.Планировка строительной полосы производится с целью обеспечения стабильнойтехнически и технологически определенной работы машин, механизмов,оборудования, транспортных средств и обслуживающего их персонала при выполнениивсего комплекса строительно-монтажных и специальных строительных работ попрокладке линейной части магистральных газопроводов,   осуществляемой   в  различных   природно-климатических условиях.

7.2. Вусловиях открытой (незалесенной) среднехолмистой местности (растущих оврагов),рытвин и косогоров, а также скальных грунтов (выходов их на дневнуюповерхность) планировка строительной полосы сводится к планировке микрорельефас геодезическим контролем качества планировочных работ лишь на полосе рытьятраншеи (дорожка для прохода роторного экскаватора). Уборка валунов и камнейпроизводится до начала планировки.

Планировкаполосы прохода роторного экскаватора должна обеспечивать профиль траншей,соответствующий упругому изгибу газопровода при его укладке.

7.3.Планировка трассы, проходящей в условиях пересеченной местности, включаетсрезку косогоров и бугров, склонов оврагов и балок при одновременной подсыпкенизинных мест (только не на полосе рытья траншеи). Подсыпка низин, требующаябольших объемов грунта, может выполняться как за счет использования такназываемых боковых резервов, так и за счет привозного грунта.

7.4. Подсыпкагрунта на заболоченных трассах трубопроводов может производиться лишь прииспользовании метода выторфовывания для строительства временных технологическихдорог.

7.5. Спецификапланировки строительной полосы при прокладке магистральных газопроводов вусловиях вечной мерзлоты состоит в следующем.

7.5.1.Планировка (срезка) микрорельефа в условиях вечной мерзлоты не производится, заисключением полосы рытья траншеи; небольшие неровности поверхности земли наостальной части строительной полосы сглаживаются путем уплотнения в них снега,прочие (большие по размерам) неровности - путем устройства насыпей (подсыпок)грунта, привозимого из карьеров. Насыпи устраиваются при их послойномуплотнении гусеничными машинами и пневмоколесным транспортом.

8. Строительство временных дорог

8.1. Временныедороги, используемые при строительстве линейной части магистральныхгазопроводов определяются следующим образом.

8.1.1.Вдольтрассовые. Предназначены для осуществления перевозок по трассе строящегосямагистрального трубопровода. Проходят как по полосе строительства, так и внепосредственной близости от нее. Основные транспортируемые грузы: трубы,оборудование, в том числе и для КС, строительная и специальная техника и др.Вдольтрассовые дороги - основные для перевозки людей, ГСМ, межобъектной связи,бытового обслуживания и т.п.

8.1.2.Подъездные дороги. Являются основными связующими пунктов назначения илиперевалки строительных грузов с трубосварочными и другими базами, полевымижилыми городками и непосредственно трассой магистрального газопровода (свыходом на вдольтрассовые дороги). Связывают также трассу трубопровода скарьерами песка, щебня, гравия и объектами проминдустрии (заводамижелезобетонных изделий, металлоконструкций и др.).

8.1.3.Технологические дорога. Сооружаются и используются для производственногопрохождения механизированных колонн и бригад. Переходы от вдольтрассовых дорогк технологическим следует включать в состав последних.

8.1.4. Вотличие от постоянных дорог, срок эксплуатации которых без ремонта превышает 5- 7 лет, временные дороги эксплуатируются в течение подготовки к строительствуи всего срока строительства магистрального газопровода.

8.2.Непосредственно на строительной полосе при прокладке магистральныхтрубопроводов строительство временных дорог производится для беспрепятственногопрохода и работы строительных колонн и бригад и движения транспорта, восновном, на участках болот и сезонно обводняемых территориях.

8.3. Наиболеепрактичные конструкции временных дорог, учитывающие нагрузку тяжелойстроительной техники (трубоукладчиков, тракторов и др). - лежневые дорогаразличных типов. Применение иных конструкций временных дорог данного назначения- из так называемых инвентарных бревенчатых щитов, железобетонных решетчатых идругих плит и проч., не рекомендуется (сложность реализации оборота щитов иплит из-за преодоления явления присоса, поломка щитов и плит; транспортировкаих в объезд болот и др.).

8.4.Предварительное осушение (водоотвод) болот и заболоченных участков, заменяющеестроительство временных дорог на строительной полосе, может быть рекомендованолишь после выполнения соответствующих экономических расчетов.

8.5. Нерекомендуется при строительстве временных дорог использовать конструкции, несоответствующие действующей ведомственной классификации этих дорог и не имеющиенадлежащих сертификатов: временные грунтовые дороги с использованием нетканыхсинтетических материалов (НСМ), дороги с «дорожной одеждой типа «елочка» длякруглогодичного сооружения магистральных трубопроводов», снеголедовые дорогиконструкции ГПИ и др.

Дорогиуказанных конструкций не обеспечивают проход тяжелой строительной техники итранспорта (плетевозов), либо для сооружения требуют применениянепроизводительного и дорогого ручного труда.

8.6.Внетрассовые временные дороги - подъездные, вдольтрассовые, тупиковые (квременным складам, базам и др.) должны сооружаться с соблюдением определенных вППР параметров и условий, в частности, следующих.

8.6.1. Ширинапроезжей части и полотна.

8.6.2.Пропускная способность дороги.

8.6.3. Краевыеустройства дороги.

8.6.4.Поперечные уклоны участков дороги.

8.6.5.Ускоренное движение пневмоколесного транспорта.

8.6.6.Инерционное преодоление подъемов.

8.6.7.Движение автопоездов (например, по зимникам на расстояние более 300 км притранспортировке секций труб с организацией пунктов заправки техническогообслуживания (ТО), отдыха водителей и обогрева.

8.6.8.Наибольшие продольные уклоны, учитывающие перевозки секций труб (длиной до 36м, а в горных условиях - труб длиной от 6 до 12м).

8.6.9. Радиусыкривых в плане.

8.6.10.Виражи.

8.6.11.Уширение проезжей части и кривых.

8.6.12.Переходные кривые.

8.6.13.Серпантины.

8.6.14.Видимость дороги в плане и профиле.

8.6.15. Мостыи трубы.

8.6.16.Прохождение («разовое») гусеничного транспорта.

8.6.17.Прохождение пневмоколесного транспорта (периодическое или единичное) снагрузкой на дорожное покрытие, превышающей нормативы запаса.

8.6.18.Прохождение специального снегоболотоходного («вездеходного») транспорта.

8.7. Временныедороги, сооружаемые при строительстве линейной части магистральныхгазопроводов, в части конструктивных решений могут быть определены следующимобразом.

8.7.1.Грунтовые дороги без покрытия. Конструкция и технология сооружения определяетсяв зависимости от категории дороги, типа болота, его глубины, степени разложенияторфа, гидрорежима, размеров болота в плане, рельефа дна болота. По типовымпоперечным профилям земляное полотно возводят на болотах I типа глубиной до 4 ми II типа -до 3 м при поперечном уклоне дна соответственно для типов болот некруче 1:10 и 1:15. Используемые грунты:

• песоксредний, мелкий, пылеватый;

• супесьлегкая крупная, легкая пылеватая и тяжелая пылеватая;

• суглиноклегкий, легкий пылеватый, тяжелый, тяжелый пылеватый;

глины.

Рекомендуетсятакже использовать дренирующие и крупнообломочные грунты, шлаки и золошлаковыесмеси.

8.7.2. Дорогииз грунтов, улучшенных добавками. Покрытия из улучшенных грунтов применяют, восновном, для дорог III-IVкатегорий при усилении верхнего слоя земляного полотна скелетными добавками игрунтами оптимального состава в случаях, соответственно, когда слой земляногополотна состоит из глин с числом пластичности не более 22-27 и тяжелыхсуглинков с числом пластичности не более 12-17 (крупнообломочные щебенистые игравелистые грунты, дресва, отходы каменистых карьеров и асбестовогопроизводства) и когда верхний слой земляного полотна состоит из песчаных илилегких суглинистых грунтов с числом пластичности не более 7-12 (смешениеглинистого грунта со среднезернистым и крупнозернистым песком в карьере в смесительнойустановке или непосредственно на месте производства работ смешением верхнегослоя земляного полотна с отсыпанным сверху песчаным грунтом при толщине слоясмеси 30-35 см).

8.7.3.Деревогрунтовые дороги. Устраиваются на болотах I и IIтипов, где возведение земляного полотна нецелесообразно из-за больших объемовпривозного дренирующего грунта и при наличии лесоматериалов (например, прирасчистке трассы от леса). Дороги представляют собой сплошной бревенчатый(поперечный) настил на естественном или заранее подготовленном основании(хворостяная выстилка, порубочные остатки, деревянные продольные лаги и др.),засыпаемый сверху (границы - отбойные брусья или бревна) оптимальной грунтовойсмесью. Обыденное название дорог - лежневые.

8.7.4.Гравийные щебеночные дороги. Покрытия из гравийных и щебеночных смесейиспользуются для дорог III и IV категорий с земляным полотном изпесчано-глинистых или песчаных грунтов. Используется гравийный материал илиискусственно составленные смеси. Покрытия устраиваются в 2-3 слоя при толщинеслоев 15-20 см.

8.7.5. Сборныедороги с покрытием из железобетонных плит. Применяются как сплошные, так иколейные из плит различной конфигурации (шестиугольные, квадратные,прямоугольные), сплошные и ячеистые. Плиты укладываются на подготовленноеоснование.

8.7.6. Зимниедороги (зимники), сооружаются в районах с продолжительностью зимнего периодаболее 5 месяцев. План и продольный профиль зимника определяется скоростьюдвижения пневмоколесного транспорта (не более 50 км/час), обеспечениембезопасности движения и способами защиты от снежных заносов. Рекомендуемаяширина полотна дороги - 12 м; величина наибольшего продольного уклона - 10°;наименьший радиус кривизны в плане - 100м (нормативный - 250 м); наименьшиерадиусы вертикальных кривых: выпуклых - 3500 м, вогнутых - 1200 м; наименьшаярасчетная видимость поверхности дороги - 100м, встречного автомобиля - 200м.

На участкахпротяженных подъемов и спусков (более 20 м) во избежание скольжения ипробуксовки транспортных средств дорогу следует посыпать песком или применятьгусеничные буксировщики.

8.7.7. Попродолжительности эксплуатации, грузонапряженности и расположению на местностизимние дороги подразделяются на:

• регулярные (используются в течение двух и более сезонов);

• разового пользования (для разового прохода транспорта);

• сухопутные ( прокладываются на грунтовом основании);

• ледовые (устраиваются методом намораживания на заснеженнуюповерхность земли - снеголедовые или на лед - ледовые переправы);

• дороги с предварительно промороженным основанием (для продленияпериода их эксплуатации в весеннее и даже частично в летнее время);

• автомобильные, тракторные, автотракторные (т.е. смешанногоиспользования транспорта) - по назначению.

Минимальнаяширина проезжей части ледовой дороги - 5 м для однорядного и 7м- длядвухрядного движения.

8.7.8. Ледовыепереправы через ручьи, реки, озера, заменяющие в зимний период мосты и летниепереправы, рекомендуется сооружать в два этапа:

• летний - уточнение створа переправы; устройство подходов, расчистка(планировка) пойменной части переправы, изготовление конструкций сопряженияберегов с ледяным покровом;

• зимний - устройство переправы, включая, при необходимости,искусственное наращивание толщины льда на переправе. Ледовая переправа должнаиметь рекомендуемую ширину порядка 20 ми использоваться для одностороннегодвижения транспорта. Для встречного движения должна сооружаться параллельнаяледовая переправа на расстоянии порядка 100 мот соседней.

8.8. В местахпересечения временными дорогами малых водотоков сооружаются:

• мосты, рассчитанные на нормативную нагрузку колонны автомобилеймассой по 30 т и одиночную нагрузку колесной массы 80 т, а также гусеничнуюмассу 60 т при ширине проезжей части 4,5 м для однорядного и 10м длядвухрядного движения;

• водопропускные (металлические или железобетонные) трубы, сечениякоторых рассчитаны на безнапорный режим работы в зависимости от площадибассейна стока, величины осадков (паводок, ливни), скорости течения воды и т.д.Водопропускные трубы должны иметь оголовки; высота засыпки труб должна быть неменее 0,5 м; ширина засыпки поверху должна превышать ширину полосы временнойдороги не менее, чем на 1 м.

8.9. Приустройстве временных дорог в условиях вечномерзлых грунтов снятиемохорастительного покрова не допускается.

8.9.1.Льдоснеговые дороги с учетом рельефа местности и величины снегопереносарекомендуется сооружать в насыпях или нулевых отметках.

8.9.2.Уплотнение снежного покрова при сооружении как подъездных, так и вдольтрассовыхи технологических временных дорог, следует производить до плотности снега 0,5 -0,55 г/см3 в начальный период эксплуатации(с ограничением скорости движения и осевой нагрузки транспортных средств) споследующим доведением плотности покрова до 0,6 - 0,7 г/см3 При этом скорость движения и осевая нагрузкатранспортных средств может быть увеличена.

9. Общее требование к подготовке строительной полосы

9.1. Так какотдельные внутритрассовые временные объекты требуют для их сооружения различныхсроков, рабочие чертежи на них, а также соответствующие разделы ППР в каждомотдельном случае должны выдаваться исполнителям-производителям работ в сроки,обеспечивающие своевременное и качественное сооружение этих объектов с учетомкак норм продолжительности строительства линейной части магистральныхгазопроводов, так и действующих СНиП по организации строительного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: