Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

ОДН 218.5.016-2002
Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги

ОДН 218.5.016-2002. Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги

 

ОДН 218.5.016-2002

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

(РОСАВТОДОР)

 

Отраслевые дорожные нормы

 

Утверждено

распоряжением Минтранса России

№ ИС-1147-р от 25.12.2002г.

 

 

ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИАВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

 

 

1. СОГЛАСОВАНЫ Министерством природных ресурсовРоссийской Федерации (письмо от 22.10.2002 № 33-39/3096).

 

2. УТВЕРЖДЕНЫ Первым заместителем Министра транспортаРоссийской Федерации И.Н. Слюняевым.

 

3. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерстватранспорта Российской Федерации от 25.12.02 № ИС-1147-р.

 

4. РАЗРАБОТАНЫ МАДИ (ТУ) на основе и в соответствии сдействующими нормативными документами с учетом задач, стоящих перед дорожнойслужбой по организации и проведению работ при строительстве, ремонте исодержании автомобильных дорог.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие показатели и нормы экологическойбезопасности автомобильной дороги разработаны впервые.

Документ разработан на основе анализа материаловисследований о влиянии автомобильных дорог и автомобильного транспорта наприродную среду прилегающих к дорогам территорий, выполненных в России и зарубежом, утвержденных в Российской Федерации методов и норм проектирования,строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог, оценки состоянияокружающей среды, условий жизни населения, а также используемых при этомпоказателей и оценочных измерителей.

Настоящие «Показатели и нормы...» предназначены дляприменения федеральными и территориальными дорожными органами, дорожнымипроектными, строительными и эксплуатационными организациями при оценкеэкологического состояния автомобильных дорог в процессах их проектирования,строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта. Они могутбыть использованы также природоохранными органами, другими организациями,занимающимися вопросами оценки и снижения негативного воздействия автомобильнойдороги на окружающую природную среду.

«Показатели и нормы» разработали специалисты МАДИ(ГТУ) - д. т. н., проф. М.В. Немчинов (руководитель работы), д. т. н., проф.Ю.В. Трофименко, к. т. н. В.А. Осиновская, к. т. н. В.В. Рудакова, к. т. н.Д.М. Немчинов, инж. С.А. Перфильев; СоюздорНИИ - д. т. н., проф. И.Е. Евгеньев;Брянской государственной инженерно-технологической академии - к. т. н., проф. В.И.Микрин, д. т. н., проф. А.Л. Осиновский, к. м. н. Б.И. Наумкин, инж. Д.И.Гайлитис, инж. А.А. Цублова; НИИАТ - к. т. н., ст. н. с. В.А. Петрухин.

В подготовке нормативного документа принимали участиек. т. н., проф. М.С. Коганзон (МАДИ), к. т. н., проф. В.В. Силкин (МАДИ),сотрудники ЗАО «Стройтэкс» и ООО «Специнтерком» при МАДИ (ГТУ).

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящий документ определяет требования пообеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемыхавтомобильных дорог общего пользования Российской Федерации и направлен наминимизацию и ликвидацию вредных воздействий на окружающую природную средуинженерных сооружений автомобильных дорог и автомобильного транспорта, в части,обусловленной влиянием характеристик дорог на движение автомобилей.

1.2. Реализация требований позволяет целенаправленносовершенствовать транспортно-эксплуатационные характеристики дорог с цельюуменьшения, в некоторых случаях - ликвидации, вредных воздействий инженерныхсооружений дорог и автомобильного транспорта на окружающую природную среду,повышения безопасности, удобства и комфортабельности движения автомобилей.

1.3. «Показатели...» разработаны на основе требованийзакона об охране окружающей природной среды в Российской Федерации с учетомтребований обеспечения безопасности, удобства и комфортабельности движенияавтомобилей, сокращения потребления природных ресурсов при строительстве иэксплуатации дорог. 

1.4. Показатели экологической безопасностиавтомобильных дорог и их нормативные значения установлены с учетом возможностейих реализации дорожными организациями при проектировании, строительстве,эксплуатации, содержании и ремонте дорог.

1.5. Настоящие показатели и нормы распространяются научастки автомобильных дорог общего пользования, придорожные территории, а такжеобъекты дорожного сервиса, расположенные на придорожных территориях.

 

2. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

2.1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения,истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействияхозяйственной и иной деятельности являются:

- земля, недра, почвы;

- поверхностные и подземные воды;

- леса и иная растительность, животные и другиеорганизмы и их генетический фонд;

- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы иоколоземное космическое пространство.

2.2. В соответствии с законом РФ «Об охране окружающейсреды» (№ 7-ФЗ, 10 января 2002 года) в настоящих нормах под экологическойбезопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненноважных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственнойили иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, их последствий.

2.3. Автомобильные дороги отнесены к объектамэкологической опасности. В зависимости от уровня экологической опасности ониразделены на три класса:

Первый класс - крупные объекты, оказывающиезначительное воздействие на окружающую среду, - федеральные и областныемагистральные и скоростные дороги I и II категорий счислом полос движения не менее четырех и искусственные сооружения на них,отдельные мосты и путепроводы длиной более 500 м. Международными нормами ифедеральными документами строительство дорожных объектов первого классаотнесено к экологически опасным видам деятельности.

Второй класс - объекты, оказывающие существенное воздействиена окружающую среду. Дороги II и III категорий с расчетной (перспективной) интенсивностьюдвижения более 2000 ед. в сутки и сооружения на них. Отдельные участки прочихдорог в населенных пунктах и на особо охраняемых территориях, а также в сложныхусловиях индивидуального проектирования.

Третий класс - объекты, оказывающие незначительное,локальное воздействие на окружающую среду. Автомобильные дороги с расчетнойинтенсивностью движения менее 2000 ед. в сутки и транспортные сооружения наних. Технически несложные дорожные объекты по проектам массового или повторногоприменения. Ремонтные работы.

2.4. Под экологической безопасностью автомобильнойдороги (экологически безопасным ее состоянием) понимается ее способностьобеспечивать минимум вредных воздействий и загрязнений природной средыприлегающих к дорогам территорий, формируемых инженерными сооружениями иконструкциями автомобильной дороги, и их воздействием на работу автомобильноготранспорта.

2.5. Экологически безопасное состояние автомобильнойдороги характеризуется:

- техническим состоянием дороги и дорожных сооружений;

- уровнем загрязнения природной среды придорожнойполосы;

- влиянием технического состояния автомобильной дорогина выбросы вредных веществ автомобильным транспортом.

2.6. Показатели экологически безопасного состоянияавтомобильной дороги делятся на две группы: экологические и экологическизначимые.

2.7. Экологические показатели - показатели,характеризующие уровень загрязнения воздуха, воды, почвы, воздействия набиосферу (человека, растительность, животный мир) и отражающие совместноевлияние на природу автомобильного транспорта и инженерных сооруженийавтомобильной дороги.

2.8. Экологически значимые показатели - показатели,характеризующие техническое состояние элементов (конструкций) автомобильнойдороги или работ по ее содержанию или ремонту, отражающие влияние и воздействиена природную среду собственно автомобильной дороги и воздействие последней наэкологические показатели автомобильного транспорта.

2.9. Экологически безопасным считается такое состояниеавтомобильной дороги, при котором:

- нарушение и загрязнение природной среды придорожнойтерритории, формируемые и обусловленные инженерными сооружениями иконструкциями дороги, отсутствуют или являются минимально возможными присуществующих технологиях и современных требованиях народного хозяйства;

- созданы условия, обеспечивающие минимально возможное(при существующих технологиях и требованиях народного хозяйства) воздействие на природу со стороныавтомобильного транспорта, находящегося на автомобильной дороге.

2.10. Под придорожной территорией понимается: дляфедеральных автомобильных дорог - прилегающие с обеих сторон к полосе отводадороги участки земли шириной: на загородных участках дорог от 50 до 100-150 м,считая от границы полосы отвода, в границах поселений - до границы существующейзастройки, но не более 50 м (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998г. № 1420); для территориальных дорог - придорожные полосы, ширина которыхсчитается от границы полосы отвода и определена постановлением местных органоввласти.

2.11. Уровень экологической безопасности автомобильнойдороги оценивается путем сопоставления фактических и нормативных значенийэкологических и экологически значимых показателей, выражаемых в количественнойили качественной форме.

Воздействие технологического процесса строительства,содержания и ремонта автомобильной дороги на природную среду может быть оцененопо методике ВСН 8-89 (Приложение 10).

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙДОРОГИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ

 

Источниками воздействия автомобильной дороги наокружающую природную среду являются:

1. Автомобильный транспорт, находящийся на дороге.

2. Инженерные сооружения дорог: земляное полотно,мостовые переходы и путепроводы, водоотводные и малые водопропускныесооружения.

3. Отдельные конструкции дорожных сооружений: дорожнаяодежда, обочины земляного полотна.

4. Объекты дорожной инфраструктуры: площадки отдыха,автозаправочные станции, пункты питания, остановки общественного транспорта.

Основные направления, формы и характеристикивоздействия автомобильной дороги на окружающую природу представлены в таблице.

 

Элемент природы, на который оказывается воздействие

Воздействующий фактор

и его элемент

Характеристика воздействия на природу

1

2

3

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА

ВОЗДУХ

Автомобили, находящиеся на дороге

Загрязнение воздуха в результате выброса отработавших газов (ОГ) двигателей, поступающих в воздух продуктов износа деталей автомобилей и автомобильных шин.

 

 

Акустическое загрязнение транспортным шумом

 

Земляное полотно

Изменение температурного, влажностного, ветрового режима около высоких насыпей

 

Дорожная одежда

Влияние на количество и состав отработавших газов автомобилей, количество продуктов износа деталей автомобилей и автомобильных шин.

 

 

Загрязнение воздуха продуктами износа дорожного покрытия, пылью и мусором с его поверхности.

 

 

Дополнительное акустическое загрязнение вследствие влияния на уровень транспортного шума

 

Дорожная инфраструктура

Загрязнение воздуха выбросами на АЗС, выбросами отработавших газов в местах остановок и стоянок автомобилей (станциях технической помощи, пунктах питания)

 

Пересечения дорог

Загрязнение воздуха дополнительными выбросами ОГ, обусловленными организацией движения транспорта (из-за снижения скорости, остановок)

ЗЕМЛЯ

 

 

Ландшафт местности

Все инженерные сооружения

Изъятие территории под инженерные сооружения, карьеры, кавальеры, стройплощадки, подъездные пути.

 

 

Фрагментирование территории.

 

 

Изменение рельефа и флоры.

 

 

Эстетическое воздействие

Геологические условия

Земляное полотно, сооружения мостовых переходов и путепроводов

Деформации в подстилающих грунтах, эрозионные процессы земполотна и на прилегающих территориях

 

Дорожная одежда

Передача вибрации от проходящих автомобилей на прилегающие территории

Гидрологические условия

Земляное полотно

Препятствие стоку поверхностных вод, нарушение режима стока подземных вод, осушение или переувлажнение придорожных территорий, вплоть до заболачивания

 

Водопропускные и водоотводные сооружения

Эрозия русл водотоков, отводящих русл и процессы образования оврагов.

 

 

Подтопление территории с верховой стороны

Почва

Земляное полотно

Загрязнение почвы продуктами эрозии земполотна

 

Дорожная одежда

Загрязнение продуктами износа дорожного покрытия, материалами, используемыми при зимнем содержании дорог

 

Сооружения инфраструктуры

Загрязнение мусором, бытовыми отходами, нефтепродуктами

ВОДА

Земляное полотно

Загрязнение воды рек и озер продуктами эрозии земляного полотна

 

Дорожная одежда

Загрязнение воды продуктами износа дорожного покрытия, автомобильных шин, выбросами ОГ автомобилей

 

Водопропускные и водоотводные сооружения

Изменение режима течения воды в водотоках (скорость течения, наносы, размывы, мутность воды)

 

Сооружения инфраструктуры

Загрязнение поверхностной воды грязью, мусором, нефтепродуктами, бытовыми отходами

БИОСФЕРА

 

 

Растительность

Земляное полотно

Изменение условий жизни в результате изменения режима увлажнения почвы, осушения или подтопления территории

 

Дорожная одежда

Изменение плодородия почв и появление вредных химических веществ в составе ОГ автомобилей.

 

 

Отложение пыли на поверхности растений и нарушение фотохимических процессов в растениях

 

Водоотводные и водопропускные сооружения

Изменение условий жизни в результате подтопления из-за задержек воды при пропуске паводковых вод

 

Сооружения инфраструктуры

Вытаптывание и повреждение растительности водителями и пассажирами, работниками объектов инфраструктуры, изменение условий жизни растений из-за переуплотнения почвы и нарушения условий стока поверхностных вод

 

Придорожная полоса

Распространение вредителей и болезней при скоплении старых, больных и погибших растений (деревьев, кустарника, травы) на прилегающей территории

Животный мир

Земляное полотно

Ограничение жизненного ареала в результате фрагментации территории.

 

 

Нарушение путей миграции.

 

 

Препятствие перемещениям из-за большой крутизны откосов и отсутствия специальных проходов для животных

 

Дорожная одежда

Усиление транспортного шума.

 

 

Высокая прочность и гладкость поверхности (для копытных животных).

 

 

Большая ширина, требующая значительного времени для перехода проезжей части дороги

 

Водопропускные сооружения

Изменение условий обитания рыб и других водных живых существ в реках и водоемах в результате изменения водного режима и свойств воды

Человек

Все сооружения

Гибель и ранения в дорожно-транспортных происшествиях, ухудшение условий работы и отдыха из-за загрязнения воздуха пылью, ОГ автомобилей, транспортного шума и вибрации

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОДЕРЖАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

ВОЗДУХ

Все сооружения

Дополнительное загрязнение воздуха выбросами ОГ дорожных машин, дополнительное акустическое загрязнение шумом дорожных машин

ЗЕМЛЯ

 

 

Почвы и грунты

Земляное полотно

Загрязнение придорожной территории материалами для ремонта и содержания дорог. Несвоевременное скашивание травы на обочинах

 

Дорожная одежда

Засоление земель при ненормативном использовании противогололедных химических материалов

 

Придорожная полоса

Загрязнение мусором и техногенными предметами

Рельеф местности

Объекты инфраструктуры

Отсутствие или неполная рекультивация земель, нарушенных при проведении ремонтных работ и работ по содержанию дороги

ВОДА

Дорожная одежда

Загрязнение поверхностных и грунтовых вод в результате ненормативного использования противогололедных химических материалов

БИОСФЕРА

 

 

Растительность

Придорожная полоса

Нарушение сроков и технологии рубок ухода, скашивания травы

Животный мир

 

Ухудшение условий обитания из-за шума дорожных машин

 

4. ПОКАЗАТЕЛИ И НОРМАТИВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ(ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ) АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

 

4.1. Экологические показатели и их нормативныезначения, характеризующие экологически безопасное состояние автомобильнойдороги.

 

Элементы природной среды

Показатель воздействия автомобильного транспорта и автомобильной дороги

Нормативные документы, определяющие уровень показателя

1

2

3

Воздух

Концентрация СО

Концентрация NOX

Концентрация SO2

Концентрация пыли

Концентрация углеводородов (СnНm)

Концентрация свинца и его соединений

За пределами населенных пунктов не нормируются. В населённых пунктах не более ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

(М: Минздрав СССР, 1984. Дополнение 1-85)

 

Уровень транспортного шума

За пределами населенных пунктов не нормируется. В населенных пунктах уровень шума не должен превышать норм, установленных СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки» и СН 2.2.4/2/1/8.556-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»

ЗЕМЛЯ

 

 

Почва

Концентрация свинца

Концентрация хлоридов

Не более ПДК токсичных веществ в почве

(М.: Минздрав СССР, 1985)

ВОДА

(в местах сброса в водоемы и водотоки)

Содержание нормируемых загрязнителей:

1. Нефтепродукты

2. Мусор

3. Твердые частицы

Не более ПДК, установленных ГОСТ 2761-84 «Источники хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора».

Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН №4630-88 (М.: Минздрав СССР, 1988)

БИОСФЕРА

 

 

Растительность

Влажность почвы

Загрязнение почвы

Должны быть обеспечены естественные условия жизни и роста растений, характерные для данной местности

Животный мир

Беспокойство от транспортного шума

В местах пересечений животными дороги уровень транспортного шума должен быть снижен до естественного для данной местности уровня шума при сильном ветре

 

Возможность пересечения дороги крупными и мелкими животными

Наличие условий для пересечения (перехода) дороги животными: непосредственно через дорогу или через специальные пропускные сооружения. На дорогах с высокой интенсивностью движения должны быть сооружения, препятствующие выходу животных на проезжую часть дороги

Человек

Уровень аварийности

Состояние дороги, соответствующее требованиям ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

М: Госстандарт России, 1993

 

4.2. Экологически значимые показатели и их нормативныезначения, обеспечивающие экологически безопасное состояние автомобильнойдороги.

 

Элемент автомобильной дороги

Показатель

Нормативные документы, определяющие уровень показателя

1

2

3

Земляное полотно

 

 

- Тело земляного полотна

Устройства и сооружения для пропуска животных на путях их миграции

Имеются на всех путях миграции животных

 

Просадка подстилающих грунтов под насыпью

Отсутствие, после стабилизации слабого основания

- Откосы

Уклон откосов

Нормы СНиП 2.05.02-85

 

Состояние укрепления откосов

Нормы ВСН 24-88 п. 1.11

- Обочины

Укрепление обочин

Нормы СНиП 2.05.02-85

 

Количество мусора, твердых частиц на укрепленных асфальтобетоном обочинах

Отсутствие

Покрытия дорожных одежд

Ровность поверхности

Нормы ВСН 24-88, п. 1.9

 

Коэффициент сцепления

Нормы ВСН 24-88, п.п. 1.10, 1.11

 

Шероховатость поверхности

Нормы ВСН 38-90

 

Сопротивление износу (истиранию)

Для асфальтобетонных покрытий - соответствие требованиям ГОСТ 9128-97, ТУ 400-24-107-91

(М: НИИ Мосстрой,1989)

 

Материал покрытия

На участках со скоростью движения до 80 км/ч предпочтительнее асфальтобетонное покрытие.

 

 

На участках со скоростью движения более 80 км/ч предпочтительнее цементобетонное покрытие

 

Количество мусора и твердых частиц (в том числе в водоотводных лотках)

Отсутствие

Придорожная территория

Усыхание деревьев, сухостой (текущий отпад) в защитной лесополосе

Согласно инструкции по проведению лесоустройств в лесном фонде России, 1995; Общесоюзным нормативам для таксации лесов, Госкомлесхоз СССР, №38, 28.02.89; Нормативам для таксации лесов центрального и южного районов Европейской части РФ (утв. Госкомлесхозом 18.05.92, № 90)

 

Видовой состав вредителей и болезней в лесозащитной полосе

Согласно инструкции по проведению лесоустройств в лесном фонде России, 1995; Общесоюзным нормативам для таксации лесов, Госкомлесхоз СССР, №38, 28.02.89; Нормативам для таксации лесов центрального и южного районов Европейской части РФ (утв. Госкомлесхозом 18.05.92, № 90)

 

Обеспеченность стока поверхностных вод от дороги и на придорожной полосе

Сток поверхностных вод обеспечен (уклоны не менее 0,07, бессточные участки и замкнутые впадины отсутствуют)

 

Мусор, техногенные предметы

Отсутствие

 

Заболачивание

Естественный уровень для данной местности

Малые водопропускные сооружения (трубы, малые мосты)

Наличие и состояние укрепления отводящего русла

Нормы СНиП 2.05.02-85 и ВСН 24-88 п.2.5.3

 

Оврагообразование в отводящем русле

Отсутствие

 

Уклон лотка трубы

Постоянство уклона лотка по длине трубы

Водоотводные сооружения (лотки, быстротоки и др.)

Перелив воды через боковые стенки во время пропуска воды

Отсутствие

 

Подмыв сооружения поверхностными водами

Отсутствие

 

Местный размыв грунта в месте выпуска воды из сооружения

Отсутствие

Мостовые переходы

Скорость воды под мостом в период нереста рыб

Соответствие скорости течения воды физиологическим возможностям местной рыбной фауны

 

Общий размыв русла реки

Отсутствие влияния общего размыва на места нереста рыб в районе мостового перехода

 

Разрушение струенаправляющих и пойменных сооружений

Отсутствие

Объекты инфраструктуры автомобильной дороги

 

 

- Остановки автобусов

Инженерное оборудование для обеспечения безопасности пассажиров и движения транспорта

Нормы СНиП 2.05.02-85, нормативно-методические документы Росавтодора

 

Наличие мусора и грязи

Отсутствие

- Автозаправочные станции

Возможность очистки поверхностных сточных вод

Наличие и работоспособное состояние

 

Обеспечение стока поверхностных вод к очистному сооружению

Обеспеченность стока

- Площадки отдыха

Расстояние между площадками отдыха (вдоль дороги). Удаление от дороги.

Емкость площадок.

Нагрузка на природу прилегающей местности.

Инженерное оборудование.

Соответствие Рекомендациям по строительству площадок отдыха на автомобильных дорогах в соответствии с экологическими требованиями) Росавтодора

 

Мусор, грязь, техногенные предметы

Отсутствие

- Пункты питания на площадках отдыха и стоянках вдоль автомобильных дорог

Сооружения для сбора и очистки сточных вод

Наличие в рабочем состоянии

 

Мусор, бытовые отходы, грязь

Отсутствие

 

Туалет

Наличие в работоспособном и чистом состоянии

- Пункты ГИБДД

Сооружения для сбора и очистки поверхностных сточных вод

Наличие в рабочем состоянии

 

Мусор, грязь, бытовые и техногенные предметы

Отсутствие

 

Туалет

Наличие в работоспособном и чистом состоянии

— Пересечения автомобильных дорог

Инженерные сооружения для обеспечения безопасности дорожного движения

Нормы СНиП 2.05.02-85, рекомендации и нормы нормативно-методических документов Росавтодора

 

Мусор, щебень, песок на проезжей части и укрепленных обочинах

Отсутствие

 

Разметка проезжей части

Нормы ГОСТ Р 51256 «Разметка дорожная»

ГОСТ 23459-86 «Технические средства ОДД. Правила применения»

 

4.3. Экологически значимые работы по содержанию и ремонтуавтомобильных дорог.

 

Вид работ

Показатель

Нормативные документы, определяющие уровень показателя

1

2

3

Содержание водоотводных сооружений

Посторонние предметы и грязь, застой воды в сооружении

Отсутствие

Содержание водопропускных сооружений

Мусор, остатки деревьев и кустарников, техногенные предметы в подводящем и отводящем руслах

Отсутствие

Содержание покрытия проезжей части

Запыление воздуха при уборке проезжей части обочин, площадок отдыха, остановок автобуса

Не более указанного в СанПиН 2.1.6. 1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (предельная максимальная разовая концентрация нетоксичной пыли - 0,5 мг/м3)

 

Соответствие технологии забот по обеспыливанию дорожных покрытий нормативным требованиям (ВСН 24-88 и др.)

Полное соответствие

 

Соответствие технологии забот по зимнему содержанию дорог ВСН 24-88 и другим нормативным документам Росавтодора

Полное соответствие

Заготовка и хранение обеспыливающих и противогололедных материалов

Условия хранения

Закрытое помещение с асфальтобетонным покрытием пола

Ремонт земляного полотна и дорожной одежды

Условия складирования строительных материалов и топлива

Невозможность загрязнения воды рек, ручьев и водоемов. Невозможность загрязнения почвы

 

Уровень шума от дорожных машин

Допустимые уровни шума согласно ГОСТам 12.1-036-81 и 19358-85

 

Ограждение и организация движения на участке ремонтных работ

Нормы ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Нормативные и методические документы Росавтодора

 

Действительные значения показателей экологическизначимого состояния автомобильной дороги устанавливаются на основанииинженерно-экологических изысканий (проводимых в ходе проектирования дорог всоответствии с требованиями СНиП 11-02, СП 11-102, СНиП 2.07.01), в ходепроведения диагностики состояния автомобильной дороги, по результатамэкологической паспортизации дороги.

Перечень методических рекомендаций по оценкеэкологических и экологически значимых показателей указан в Приложении 11.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющихвеществ

в атмосферном воздухе населенных мест РФ

 

Вещество

ПДК, мг/м3

максимальная разовая

среднесуточная

Азота двуокись

0,085

0,040

Азота окись

0,600

0,060

Азотная кислота

0,400

0,150

Бенз(а)пирен

-

0,1 мкг/100м3

Бензин (в пересчете на углерод)

5,0

1,5

Кадмия окись (в пересчете на кадмий)

-

0,0003

Меди окись (в пересчете на медь)

-

0,002

Медь хлористая (в пересчете на медь)

-

0,002

Свинец и его соединения, кроме тетраэтилсвинца (в пересчете на свинец)

0,01

0,0003

Сероуглерод

0,03

0,005

Углерода окись

5,0

3,0

Углеводороды предельные С1219

1,000

-

Сажа (углерод черный)

0,150

0,050

Пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния в %

 

 

выше 70% (диано и др.)

0,150

0,050

70-20% (шамот, цемент и др.)

0,300

0,100

ниже 20% (доломит и др.)

0,500

0,150

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Степень опасности загрязнителей атмосферного воздухадля людей

 

Вещество

Класс опасности

Состояние воздушного бассейна при концентрации свыше (мг/м3)

Вызывает опасение

Опасное

Чрезвычайно опасное

Пыль неорганическая

III

0,15

0,75

3,75

Сернистый газ

III

0,05

0,2

1,8

Окислы азота

II

0,085

0,255

0,765

Окись углерода

IV

1,0

5,0

25,0

Углеводороды

IV

1,5

7,5

37,5

Сажа

III

0,05

0,25

1,25

Фенол

II

0,04

0,1

0,16

Свинец

I

0,0007

0,00126

0,00224

Сероводород

II

0,008

0,024

0,072

Сероуглерод

II

0,005

0,015

0,045

Серная кислота

II

0,1

0,3

0,9

Соляная кислота

II

0,2

0,6

1,8

 

Примечание. I - веществачрезвычайно опасные; II - вещества высоко опасные; III - веществаумеренно опасные; IV - вещества малоопасные.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Предельно допустимые концентрации вредных веществ вводе хозяйственно-питьевого,культурно-бытового и рыбохозяйственноговодопользования

 

Наименование ингредиентов

ПДК (мг/л) вредных веществ в объектах водопользования

хозяйственно-питьевого и культурно-бытового

рыбохозяйственного

Бензин

0,1

-

Бензол

0,5

0,5

Масло соляровое

-

0,01

Нефть и нефтепродукты в растворенном и эмульгированном состоянии

-

0,05

Нефть высокосернистая

0,1

-

Нефть прочая

0,3

-

Свинец

0,1

0,1

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Показатели качества воды поверхностных источников

 

Наименование показателей

Показатели качества воды по классам источников

1

2

3

Мутность, мг/л, не более

20

1500

10000

Цветность, градусы, не более

35

120

200

Водородный показатель (pH)

6,5-8,5

6,5-8,5

6,5-8,5

Запах при 20 и 60 °С, баллы, не более

2

3

4

Фитопланктон, мг/л, не более

1000

10000

10000

Биохимическая потребность в кислороде (БПК), иг/л, Ог, не более

3

5

7

Число лактозоположительных кишечных палочек (ЛКП) в 1 л

1000

10000

50000

Железо (Fe), мг/л, не более

1

3

5

Марганец (Мп), мг/л, не более

0,1

1,0

2,0

Окисляемость перманганатная, мг/л

7

15

20

 

Состав воды должен соответствовать требованиям:

- сухой остаток должен быть не более 1000 мг/л (посогласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается до 1500мг/л);

- концентрация хлоридов и сульфатов должна быть неболее 350 (или 500 мг/л);

общая жесткость должна быть не более 7 (или 10)мг-экв/с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Показатели относительной ценности земельных ресурсов

 

Земельные ресурсы

Показатель

Орошаемые сельскохозяйственные угодья

2

Черноземные почвы

1

Лесостепь

0,7

Лес

0,5

Суглинистые почвы

0,5

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Предельно допустимые концентрации токсичных веществ впочве

 

Вещество

ПДК, мг/кг сухой почвы

Бенз(а)пирен

0,02 над фоном

Бензин

0,1

Свинец

20,0 над фоном

Медь

30-40

Цинк

2,3

Элементарная сера

160,0 с учетом фона

Сероводород

0,4 с учетом фона

Серная кислота

160,0 с учетом фона

Хлористый кальций

560,0 с учетом фона

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Показатели уровня загрязнения земель химическимивеществами

 

Элемент

Содержание (мг/кг), соответствующее уровню загрязнения

1 уровень Допустимый

2 уровень Низкий

3 уровень Средний

4 уровень Высокий

5 уровень Очень высокий

Кадмий

Менее ПДК

От ПДК до 3

От 3 до 5

От 5 до 20

Более 20

Свинец

Менее ПДК

От ПДК до 125

125-250

250-600

Более 600

Цинк

Менее ПДК

От ПДК до 500

500-1000

1000-3000

Более 3000

Хлорированные углеводороды

Менее ПДК

От ПДК до 5

5-25

25-50

Более 50

Нефть и нефтепродукты

Менее ПДК

1000-2000

2000-3000

3000-5000

Более 5000

Сернистые соединения (в пересчете на серу)

Менее ПДК

От ПДК до 200

180-250

250-380

Более 380

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Предельно допустимые нагрузки в различных типахзаселенных природных комплексов (по В.П. Чижовой)

 

Тип леса

Мелкохолмистые, пологоволнистые и плоские моренные равнины с покровными суглинками, неравномерно дренируемые с дерново-подзолистыми почвами

Плоские зандровые равнины, сложенные флювиогляциальными песками на морене, перекрытыми маломощными покровными суглинками, среднедренируемые, с дерново-подзолистыми почвами

 

нагрузка, чел.-ч/га

плотность, чел./га

нагрузка, чел.-ч/га

плотность, чел./га

Ельники кисличные, черничные

12

30/11

8

20/7

щучковые, таволговые

8

20/7

5

12/4

Посадки ели кисличные, черничные

8

20/7

5

12/4

щучковые, таволговые

5

12/4

3

7/4

Сосняки зелено-мощные, черничные

14

32/12

10

25/9

щучковые

10

25/9

6

15/5

Посадки сосны и лиственницы

10

25/9

6

15/5

Березняки разнотравные

20

50/18

15

37/13

щучковые

15

37/13

10

25/9

Осинники кисличные, разнотравные

20

50/18

15

37/13

щучковые

15

37/13

10

25/0

 

Примечание. В числителе - плотность при кратковременном, в знаменателе - придлительном отдыхе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Экологически допустимая нагрузка на естественныйландшафт

 

Тип местности

Экологически допустимая нагрузка, чел./га

Лес хвойный

3,0

Лес лиственный

4,5-8

Лесной луг

24

Лесопарк

10-25

Пляжи

1000

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 

Методика расчета интегрированного показателявоздействия

технологических процессов строительства, ремонта исодержания

автомобильных дорог на природную среду

(ВСН 8-89 Минавтодор РСФСР, М., 1989)

 

1. Для сравнительной оценки и определения возможностиприменения той или иной технологической схемы или материалов для выполненияподготовительных работ, сооружения земляного полотна, устройства дорожнойодежды, ремонта и содержания автомобильных дорог следует использоватьинтегрированный показатель (Р), рассчитываемый с учетом значимостиотдельных параметров состояния окружающей среды:

,

где a1, a2,... an - коэффициенты, учитывающие этапность отдельныхпараметров воздействия на окружающую среду при выполнении данноготехнологического комплекса (табл. 5.10.1);

S1, S2,..., Sn - оценка степени воздействия на окружающую среду(табл. 5.10.2);

Sэст - оценкаэстетического восприятия ландшафта. При улучшении ландшафта Sэст = 3, сохранении внеизменном виде - Sэст =2, ухудшении - Sэст =1.

Оценка технологических процессов и материалов с точкизрения воздействия на окружающую среду, а также назначение мероприятий поуменьшению отрицательного воздействия должны производиться для каждоготехнологического процесса при строительстве, ремонте и содержании дорог.

2. Параметры воздействия на окружающую среду привыполнении подготовительных работ, работ по сооружению земляного полотна,устройству дорожной одежды, ремонту и содержаниюавтомобильных дорог, разработке карьеров и резервов, добыче и транспортированииминеральных материалов и соответствующие им коэффициенты значимости приведены втабл.1.

3. Степень соответствия отдельных параметроввоздействия на окружающую среду природоохранным требованиям при выполнениитехнологических процессов строительства, ремонта и содержания дорог оцениваетсяпо 3-балльной системе.

Перечень параметров, используемых для оценки степенисоответствия отдельных технологических процессов природоохранным требованиям, атакже условия их оценки приведены в табл. 2.

4. Возможность производства работ по той или инойтехнологической схеме и назначение мероприятий по уменьшению отрицательноговоздействия на окружающую среду определяются в зависимости от значенияинтегрированного показателя Р:

при Р = 2,51 + 3,00 - производство работразрешается;

Р = 1,51 +2,50 - производство работ разрешается с применением защитных мероприятий исредств по отдельным параметрам, получившим оценку «1»;

Р = 1,00 ¸ 1,50 - производство работ разрешается при условииразработки дополнительных комплексных мероприятий, обеспечивающих снижениеуровней воздействия до допустимых.

При сравнительной оценке вариантов технологическихсхем выполнения работ и применяемых материалов следует учитывать длительностьотрицательного воздействия на окружающую среду. При выборе технологических схемведения работ и материалов следует, как правило, отдавать предпочтениеоказывающим кратковременное воздействие на окружающую среду.

 

Таблица 1

 

Оцениваемый параметр

Коэффициент значимости a, при выполнении работ

Подготови-тельные работы

Сооружение земляного полотна

Устройство дорожной одежды

Ремонт автомобиль-ных дорог

Содержание автомобиль-ных дорог

Разработка карьеров и резервов, добыча и транспорти-рование материалов

1

2

3

4

5

6

7

Эрозионная устойчивость

0,9

0,9

-

0,8

-

1,0

Состояние растительности

1,0

0,9

-

0,8

-

-

Шумовое воздействие

0,8

0,7

0,8

0,8

-

0,8

Состояние плодородного слоя почвы

 

1,0

 

0,5

 

1,0

Загрязнение атмосферы отработавшими газами

0,3

0,8

0,8

0,7

0,7

0,8

Загрязнение атмосферы пылью

0,5

0,8

0,8

0,9

1,0

0,9

Загрязнение атмосферы выделениями вяжущих материалов и материалов на их основе

 

 

1,0

1,0

 

 

Загрязнение атмосферы выделениями пленкообразующих материалов

 

 

0,7

0,5

 

 

Загрязнение природной среды противогололедными средствами

 

 

 

 

1,0

 

Загрязнение природной среды обеспыливающими средствами

 

 

 

 

0,9

 

 


Таблица 2

 

№№ пп

Оцениваемый параметр

Требования, предъявляемые к параметру

для оценки Si, в баллах

1

2

3

1.

Эрозионная устойчивость неукрепленного откоса:

Коэффициент запаса местной устойчивости

,

где rs — массовая плотность грунта;

h - глубина поверхностного слоя;

tgj - коэффициент трения грунта;

С - сцепление грунта;

tga - уклон поверхности

K > 1

K = 1

K < 1

2.

Состояние растительности за пределами территории, занимаемой сооружениями:

 

 

 

 

повреждение зеленой массы растений, %

0-10

11-30

31-50 и более

3.

Состояние плодородного слоя почвы: содержание посторонних примесей, %

0-10

11-30

21-30 и более

4.

Загрязнение атмосфер отработавшими газами: концентрация в воздухе рабочей зоны СО, мг/м3

Не менее 20

20

Более 20

 

среднесуточная концентрация в воздухе населенных мест, мг/м3

 

 

 

 

СО

Менее 1

1

Более 1

 

сажа

Менее 0,05

0,05

Более 0,05

 

максимально разовая концентрация в воздухе населенных мест, мг/м3

 

 

 

 

СО

Менее 3

3

Более 3

 

сажа

Менее 0,15

0,15

Более 0,15

5.

Загрязнение атмосферы пылью, концентрация, мг/м3, в воздухе населенных мест:

 

 

 

 

максимально разовая

Менее 0,5

0,5

Более 0,5

 

среднесуточная

Менее 0,15

0,15

Более 0,15

6.

Шумовое воздействие:

 

 

 

 

уровень звука, дБА:

 

 

 

 

рабочая зона

Менее 85

85

Более 85

 

населенные места

Менее 60

60

Более 60

 

сельскохозяйственные территории, зоны отдыха и туризма

Менее 50

50

Более 50

 

санитарно-курортные зоны

Менее 40

40

Более 40

 

территории заповедников и заказников

Менее 35

35

Более 35

7.

Загрязнение атмосферы выделениями вяжущих материалов и материалов на их основе: вид вяжущего

Минеральные вяжущие: цемент известь, золы, шлаки

Органические вяжущие битумы, битумные эмульсии

Дегти, смолы, пеки

8.

Загрязнение атмосферы выделениями материалов для ухода за бетоном: вид материала

Рулонные материалы, песок

Битумные эмульсии класса ЭБА-1, ЭБК-2

Эмульсии ПМ-86, ПМ-100А, ПМ-100АМ, лак этиноль

9.

Загрязнение природной среды противогололедными материалами:* вид и концентрация противогололедных средств

Фрикционные материалы, хлористый кальций фосфатированный (ХКФ) и его растворы, хлористо-кальцевые и хлористо-магниевые природные рассолы

Растворы хлористого натрия 25%-ной концентрации, хлористого кальция 32%-ной концентрации

Растворы хлористого натрия концентрации, выше 25%, хлористого кальция 38%-ной концентрации и выше, другие обогащенные рассолы

10.

Загрязнение природной среды обеспыливающими материалами:* вид и концентрация обеспыливающих средств

Вода, жидкий битум, битумные эмульсии, хлористый кальций фосфатированный и его растворы, лигнодор

Сырые нефти, хлористый кальций и его растворы, технические лигносуль-фонаты

Отработанные масла, мазут, хлористый натрий и его растворы, сульфитный щелок

 

* На дорогах, проходящих через или вблизи водоохранныхтерриторий, санаторно-курортных зон, территорий заповедников и заказников, неследует применять обеспыливающие и противогололедные материалы первой группы постепени воздействия на окружающую среду (Si= 1).

 

5. Для снижения степени воздействия технологическихпроцессов, не соответствующих природоохранным требованиям, до допустимыхуровней следует применять как отдельные организационные и техническиемероприятия, так и их комбинации, например:защитные ограждения из пыле-газоустойчивых древесных и кустарниковых пород, шумоотражающиеи шумопоглощающие экраны, изолированные перехватывающие системы сточных вод сочистными сооружениями, замена одних материалов другими, менее токсичными,организационные мероприятия, уменьшающие выброс вредных веществ и др.

6. В качестве примера приведем расчет интегрированногопоказателя оценки степени соответствия природоохранным требованиям параметровтехнологического процесса устройства дорожной одежды, состоящей, например, изоснования, представляющего собой слой щебня, обработанного цементом, идвухслойного асфальтобетонного покрытия при условии, что строящаяся дорогапроходит вблизи населенного пункта.

7. При устройстве основания дорожной одежды полученыследующие оценки степени соответствия отдельных параметров воздействия наокружающую среду природоохранным требованиям (в соответствии с табл. 5.10.1 и5.10.2):

загрязнение атмосферы выделениями вяжущих материалов иматериалов на их основе - «3», т.к. в качестве вяжущего материала использованцемент;

загрязнение атмосферы выделениями пленкообразующихматериалов «2», т.к. для ухода за основанием применена, например, битумнаяэмульсия;

загрязнение атмосферы отработавшими газами - «2», т.к.среднесуточная концентрация окиси углерода и сажи в воздухе населенного пункта,например, составила соответственно 1 и 0,05 мг/м3;

загрязнение атмосферы пылью - «1», т.к. среднесуточнаяконцентрация пыли в воздухе населенного пункта, например, составила более 0,16мг/м3;

шумовое воздействие - «2», т.к. уровень звука внаселенном пункте, например, составил 60 дБА.

Значение интегрированного показателя, рассчитанного всоответствии с п. 1 и табл. 1, составляет:

.

Производство работ по устройству основания дорожнойодежды разрешается с применением защитных мероприятий по показателям, получившимоценку «1», например, произвести обеспыливание при распределении и уплотнениищебеночного слоя.

8. При устройстве двухслойного асфальтобетонногопокрытия дорожной одежды получены следующие оценки степени соответствияотдельных параметров воздействия на окружающую среду природоохраннымтребованиям (в соответствии с табл. 1 и 2):

загрязнение атмосферы отработавшими газами - «2», т.к.среднесуточная концентрация окиси углерода и сажи в воздухе населенного пункта,например, составила соответственно 1 и 0,05 мг/м3;

загрязнение атмосферы пылью - «3», т.к. среднесуточнаяконцентрация пыли в воздухе населенного пункта, например, составила менее 0,16мг/м3;

шумовое воздействие - «2», т.к. уровень звука внаселенном пункте, например, составил 60 дБА.

Значение интегрированного показателя, рассчитанного всоответствии с п. 1 и табл. 1, составляет:

.

В соответствии с п. 4 производство работ по устройствудвухслойного асфальтобетонного покрытия разрешается с применением защитныхмероприятий по показателям, получившим оценку «1». Например, можно заменитьдегтевое вяжущее на битумное или, если это невозможно, асфальтобетон,приготовленный на основе дегтевого вяжущего, использовать для устройстванижнего слоя покрытия.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

 

Нормативно-методическая литература по оценкеэкологических и экологически значимых показателей

 

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от10.01.2002г. № 7-ФЗ.

2. Предельно допустимые концентрации (ПДК)загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Список № 3086-84 (споследующими дополнениями).

3. Санитарные нормы охраны поверхностных вод отзагрязнения. СанПиН № 4630-88.

4. Перечень предельно-допустимых концентраций (ПДК) иориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве № 6229-91.Утв. МЗ СССР 19.11.1991.

5. Дополнения №№ 2, 3, 5 к СанПиН № 4630-88.«Предельно-допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно допустимые уровни(ОДУ) вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого икультурно-бытового водопользования». Утв. Минздравом СССР в 1991, 1995 гг.

6. Руководство по контролю загрязнений атмосферы. РД52.04.186-89. Госкомитет СССР по гидрометеорологии. МЗ СССР, М., 1991.

7. Унифицированные методы исследования качества воды.4.1.2. СЭВ. М., 1987.

8. СП 11-102-97. Свод правил по инженерным изысканиямдля строительства. Инженерно-экологические изыскания для строительства.

9. Положение об оценке воздействия намечаемойхозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Утв.Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000, № 372.

10. Рекомендации по учету требований по охранеокружающей природной среды при проектировании автомобильных дорог и мостовыхпереходов. ФДД Минтранса России, согласованы с Минприроды России, 19.06.1995, №03-19/АА. М.: Минтранс РФ, 1995.

11. Методические указания по расчету массовых выбросовот автотранспорта в городах. М.: НИИАТ, 1997.

12. Методика расчета концентраций в атмосферномвоздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-86,Госкомгидрокомитет, 1986.

13. Перечень ПДК загрязняющих веществ в атмосферномвоздухе населенных мест. 3086-84 (основной список) с дополнениями.

14. МГСН 2.04-97. Допустимые уровни шума, вибрации инорма звукоизоляции в жилых и общественных зданиях.

15. Инструкция по охране природной среды пристроительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. ВСН 8-89. М.:Минавтодор РСФСР, 1989.

16. Перечень ПДК и ОДК химических веществ в почве. М.:Минздрав СССР, 1991.

17. Правила охраны поверхностных вод. М.:Госкомприроды СССР, 1991 (с дополнением №№ 2 и 3, утв. ПриказомГоскомрыболовства № 100 от 28.06.1995).

18. Инструкция по борьбе с зимней скользкостью наавтомобильных дорогах. ВСН 20-86. Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1988.

19. МУ 2.1.7.730-99. Гигиеническая оценка качества почвынаселенных мест. М.: Минздрав РФ, 1999.

20. Правила перевозок опасных грузов автомобильнымтранспортом по дорогам Российской Федерации. Утв. Минтрансом РФ приказом от27.05.1996.

21. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Нормыпроектирования (изм. 1993).

22. СНиП II-12-77. Защита от шума.

23. Указания по строительству, ремонту и содержаниюгравийных дорог. ВСН 7-89. М.: Минавтодор, 1985.

24. Технические правила ремонта и содержанияавтомобильных дорог. ВСН 24-88. М.: Минавтодор РСФСР, 1988.

25. Указания по обеспечению безопасности движения наавтомобильных дорогах. ВСН25-86. М.: Минавтодор РСФСР, 1986.

26. Изыскания, проектирование и строительствоавтомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты. ВСН 84-89. М.:Минавтодор РСФСР, 1989.

27. СНиП III-8-76. Правила производства иприемки работ. Земляные сооружения. М.: 1976.

28. Технические указания по укреплению обочинавтомобильных дорог. ВСН 39-79. М.: Минавтодор РСФСР, 1979.

29. Нормы отвода земель для автомобильных дорог. СН519-79.

30. ГОСТ 17.4.2.01-81. Охрана природы. Почвы.Номенклатура показателей санитарного состояния.

31. ГОСТ 17.5.3.06-85. Охрана природы. Земли.Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производствеземляных работ.

32. ГОСТ 17.5.3.04-83. Охрана природы. Земли. Общиетребования к рекультивации земель.

33. ГОСТ 17.1.3.13-86. Охрана природы. Гидросфера.Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.

34. ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методыизмерения шумовой характеристики.

35. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы.Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечениябезопасности дорожного движения.

36. Уровень содержания автомобильных дорог.

37. Методические рекомендации по озеленению автомобильныхдорог. ОДМ 218.011-98.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Основные положения

2. Понятия и определения

3. Основные направления и формы воздействияавтомобильной дороги на окружающую природную среду

4. Показатели и нормативы экологической безопасности(экологически безопасного состояния) автомобильной дороги

4.1. Экологические показатели и их нормативныезначения, характеризующие экологически безопасное состояние автомобильнойдороги

4.2. Экологически значимые показатели и их нормативныезначения, обеспечивающие экологически безопасное состояние автомобильной дороги

4.3. Экологически значимые работы по содержанию иремонту автомобильных дорог

Приложение 1. Предельно допустимые концентрации (ПДК)загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенныхмест РФ

Приложение 2. Степень опасности загрязнителейатмосферного воздуха для людей

Приложение 3. Предельно допустимые концентрациивредных веществ в воде хозяйственно-питьевого, культурно-бытового ирыбохозяйственного водопользования

Приложение 4. Показатели качества воды поверхностныхисточников

Приложение 5. Показатели относительной ценностиземельных ресурсов

Приложение 6. Предельно допустимые концентрациитоксичных веществ в почве

Приложение 7. Показатели уровня загрязнения земельхимическими веществами

Приложение 8. Предельно допустимые нагрузки вразличных типах заселенных природных комплексов (по В.П. Чижовой)

Приложение 9. Экологически допустимая нагрузка наестественный ландшафт

Приложение 10. Методика расчёта интегрированногопоказателя воздействия технологических процессов строительства, ремонта исодержания автомобильных дорог на природную среду (ВСН 8-89 Минавтодор РСФСР,М., 1989)

Приложение 11. Нормативно-методическая литература пооценке экологических и экологически значимых показателей


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: