Справочник по ГОСТам и стандартам
Новости Аналитика и цены Металлоторговля Доска объявлений Подписка Реклама
   ГОСТы, стандарты, нормы, правила
 

МДС 80-6.2000
Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов

МДС 80-6.2000. Методические рекомендации по процедуре подрядных торгов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по процедуре подрядных торгов

 

МДС 80-6.2000

 

 

Одобрены Межведомственной комиссией по подряднымторгам при Госстрое России протокол N 3, 28 января 1994 года

 

Рекомендации разработаны: к.э.н. Граблев А.С. -зав.отделом (научный  руководитель), к.т.н. Шакиров Р.Б. - с.н.с., к.т.н.Тихонов - с.н.с., Мякошин Н.В. - главный специалист, Хурумова И.Ю. - н.с.,Пахомова Ю.В. - инженер

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Методические рекомендации по процедуре подрядныхторгов (далее Рекомендации) подготовлены в соответствии с "Положением оподрядных торгах в Российской Федерации", утвержденным распоряжениемгосударственного комитета Российской Федерации по управлению государственнымимуществом и Государственным комитетом Российской Федерации по вопросамархитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7 и предназначеныдля использования всеми участниками подрядных торгов.

1.2. Методические рекомендации определяют общий порядок,последовательность и содержание процесса по организации и проведению подрядныхторгов в Российской Федерации и базируются на общепризнанных нормах,сложившихся в мировой практике.

1.3. Методические рекомендации являются практическимпособием, не носят директивный характер и призваны способствовать созданиюпрофессиональных норм и правил во взаимоотношениях между участниками процедурыподрядных торгов.

1.4. Процедура подрядных торгов является составной частьюпроцесса по подготовке, организации, проведению и регулированию последствийподрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказания услуг,связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией, техническимперевооружением и ремонтом действующих объектов на территории РоссийскойФедерации.

В Рекомендациях описание процедуры проведения подрядныхторгов приведено в рамках общего анализа вышеуказанного процесса.

В дополнение к терминологии, приведенной в Положении оподрядных торгах в Российской Федерации, в данных Рекомендациях используютсяследующие термины:

процесс - совокупность последовательных действий,направленных на достижение определенного результата. Процесс проведенияподрядных торгов - совокупность взаимосвязанных последовательных процедур,направленных на конкурсное размещение подряда (услуг), путем квалифицированногоотбора достойного исполнителя из многочисленных претендентов.

Организационно процесс состоит из ряда последовательныхэтапов, при выполнении которых осуществляется достижение заданных целей,например, подготовительный, проведение подрядных торгов, оценка конкурсныхпредложений и выявление победителя, подписание контракта;

процедура - взаимосвязанная последовательность действий,ориентированных на выполнение работы или услуги. Процедура имеет адресныйхарактер, т.е. конкретных исполнителей, и протекает в определенные интервалывремени;

банковская гарантия - обязательство, выданное банком вписьменной форме по просьбе клиента банка бенефициару - организатору торгов(заказчику), согласно которому банк обязуется в случае ненадлежащего исполненияклиентом условий торгов произвести в пользу бенефициара платеж в пределах суммыи сроков, указанных в гарантийном обязательстве;

консультант - организация, привлекаемая тендерным комитетомдля методического обеспечения торгов, подготовки тендерной документации,проведения систематизации и предварительного анализа тендерных предложений. Вкачестве консультантов могут привлекаться физические лица илиспециализированные инженерно-консультационные организации, в том числепроектные, имеющие лицензии на необходимые виды деятельности.

 

 

2. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ

 

2.1. Одной из первых проблем, возникающих при организации ипроведении подрядных торгов, является разработка организационной схемы процессаих проведения.

Формирование этой схемы желательно начинать еще доокончательного решения о проведении торгов, т.е. на стадии прогнозированиястроительства требуемого объекта.

Выполнение этой работы полезно во всех отношениях, т.к. онапозволяет лучше подготовиться к проведению торгов, провести их в кратчайшиесроки и получить положительный результат.

2.2. На рис.1 приведена общая типовая схематехнологического процесса проведения подрядных торгов, которая получена врезультате его системного анализа.

Как видно из рисунка, сам процесс разбит на рядпоследовательных этапов, состоящих из набора процедур. Реализация процедуркаждого этапа характеризуется качественными изменениями в процессе. Например,завершение подготовительного этапа позволяет организовывать и проводить торги,окончание этапа проведения подрядных торгов, оценки конкурсных предложений ивыявление победителя означают, по-существу, что торги завершились и начинаетсяновый этап - этап подготовки и заключения контракта между победителем торгов изаказчиком.

2.3. Общая схема процесса подрядных торгов позволяетпроследить процесс взаимодействия участников торгов по выполнению тех или иныхработ, определенных в соответствующих процедурах. 

Анализ организационной схемы выявляет также функциональныезадачи, выполняемые каждым участником в процессе проведения торгов, ихпоследовательность и сроки выполнения. Приведенная на рис.1 схема носит общийхарактер, на ней отсутствует временная ось. Однако при разработке аналогичнойсхемы для реального объекта и конкретного предмета торгов временная ось можетбыть проведена (на рис.1 она показана пунктирной линией) и тогда данную схемуможно рассматривать как модель процесса, протекающего в реальном масштабевремени.

2.4. Общий методический подход при определении перечняпроцедур процесса и их содержания связан с подготовкой и реализацией решения.Это позволяет определить управленческие решения всех участников торгов наразных этапах их проведения.

 

3. УЧАСТНИКИ ТОРГОВ

 

3.1. Заказчик - лицо, для которого строится,реконструируется или переоснащается объект.

На момент принятия решения о проведении подрядных торговзаказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами (или правомраспоряжаться ими в необходимый период времени), подтвержденнымисоответствующими финансовыми документами, например, кредитным договором,банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственнойвласти.

Заказчик обязан иметь статус официального юридического илифизического лица с соответствующей регистрацией и с правом осуществленияфункций заказчика.

При проведении торгов заказчик осуществляет следующиефункции:

назначает организатора торгов;

контролирует работу и участвует в работе тендерногокомитета через своего представителя;

устанавливает окончательные условия контракта и заключаетего с победителем.

3.2. Организатор торгов - лицо, которому заказчикомпоручено проведение торгов.

Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица илицензию на право проведения торгов.

В качестве организатора торгов могут выступатьспециализированные на проведении подрядных торгов организации и учреждениянезависимо от форм собственности.

Организатор торгов осуществляет следующие функции:

подготавливает документы для объявления торгов,осуществляет публикацию объявления или рассылку приглашений;

формирует тендерный комитет;

направляет и контролирует деятельность тендерного комитетаи привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной идругой необходимой документации;

сбор и анализ оферт;

утверждает результаты торгов;

рассматривает апелляции на решение тендерного комитета;

несет все расходы по подготовке и проведению торгов.

3.3. Тендерный комитет - постоянный или временный орган,создаваемый заказчиком или организатором торгов для проведения торгов.Тендерный комитет - коллегиальный орган, сформированный организатором торгов изсвоих представителей, представителей заказчика (инвестора), а также экспертныхи консультационных организаций. В состав тендерного комитета могут привлекатьсяпредставители Госстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгампри Госстрое России. Тендерный комитет является рабочим органом. Оносуществляет прием, вскрытие и оценку представленных тендерных предложений,определяет победителя торгов.

Как рабочий орган он может образовать в своем составе или спривлечением других специализированных фирм секретариат и различные подкомиссиидля решения конкретных задач в рамках процесса проведения торгов.

Тендерный комитет осуществляет следующие основные функции:

сбор заявок на участие претендентов в предварительнойквалификации, а также регистрацию и хранение конкурсных предложений и другойвходящей документации;

оформляет все необходимые документы, обеспечивающиеподготовку и проведение торгов;

разрабатывает тендерную документацию или заказывает ееразработку инженерно-консультационной организации;

разрабатывает документацию по предквалификации (илизаказывает ее разработку);

проводит заседания согласно утвержденному регламенту иоформляет их протоколами;

определяет победителя торгов и предоставляет протокол наутверждение заказчику (организатору торгов);

рассматривает споры между участниками торгов, а такжепретензии участников к тендерному комитету в первой инстанции.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламентсвоей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.

3.4. Претендент - организация, фирма, консорциум(отечественный или международный), под чьим именем подана заявка.

К подрядным торгам допускаются претенденты независимо отформ собственности, обладающие опытом проведения работ или услуг,зарегистрированные на территории Российской Федерации и выразившие в письменномвиде согласие участвовать в торгах на предложенных условиях.

3.5. Оферент - претендент, приславший тендерное предложение(оферту), подкрепленное банковской гарантией, содержащее согласие оферентаучаствовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации. Он можеттакже прислать встречное предложение (альтернативный вариант), повышающееэффективность выполнения подряда.

 

4. ПРОЦЕДУРА ПРОЦЕССА ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ

 

4.1. Процедуры подготовительного этапа охватывают весьперечень работ от принятия решения на проведение торгов, созданияорганизационной структуры участников торгов, разработки тендерной документациидо определения претендентов и рассылки им тендерной документации.

4.1.1. Принятие решения о назначении и времени проведенияподрядных торгов осуществляется заказчиком, который, являясь собственникомобъекта или обладая правом распоряжения собственностью (средствами) илиоперативного его управления (ведения), принимает решение об организации ипроведении подрядных торгов путем издания официального распорядительногодокументов в форме, принятой в организации заказчика, например, приказ,постановление, распоряжение и т.д. В этом документе заказчик определяетподразделение в его организации, которому он поручает выполнение функцийорганизатора торгов и назначает лицо, ответственное за эту работу.

Функции организатора торгов заказчик может поручить однойиз специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности. В этомслучае заказчик заключает договор (контракт) с организацией, которой онпоручает выполнение функций организатора торгов. В нем определяются права иобязанности договаривающихся сторон, условия выполнения ими предмета договора.

В общем случае можно рекомендовать, как это в настоящее времяосуществлено в ряде регионов России, приказом главы администрации определитьфирму, которой поручается работа по подготовке, организации проведения ирегулирования последствий торгов на всей территории данного субъекта Федерации.Аналогично можно рекомендовать и для отраслевых министерств и ведомств России.

Финансовые взаимоотношения между заказчиком и организаторомторгов регулируются распорядительным документом по организации заказчика, а вслучае привлечения специализированной фирмы соответствующим разделом договора.

Организатор торгов осуществляет оплату всех финансовыхрасходов деятельности тендерного комитета по подготовке и проведению торгов, атакже несет ответственность по всем вида расходов.

4.1.2. В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик(или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, используясобственных специалистов, представителей проектных, научно-исследовательских,инженерно-консультационных и других организаций и отдельных экспертов наосновании заключаемых с ними договоров, оформленных в соответствии сдействующим законодательством.

Инженерно-консультационная организация может привлекатьсятендерным комитетом также для проведения исследований о целесообразностивыставления на торги конкретного объекта, подготовки тендерной документации,разработки оферт.

Инженерно-консультационная организация должна иметьлицензии на те виды работ, по которым она привлекается тендерным комитетом,организатором торгов или претендентом.

Одна и та же инженерно-консультационная организация неимеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно сзаказчиком и претендентом.

Официальными периодическими изданиями, в которыхпубликуются все объявления об открытых торгах, проводящихся на территорииРоссийской Федерации, а также результаты их проведения, являются"Строительная газета" и газета "Развитие".

Объявления об открытых торгах должны содержать:

наименование заказчика и организатора торгов;

наименование вида торгов и предмета торгов;

краткую характеристику места строительства;

ориентировочный объем и сроки выполнения работ;

условия исполнения контракта, необходимость учета рядаограничений;

адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения дляполучения тендерной документации;

срок представления оферт.

Объявления о торгах должно быть произведено за 2-6 месяцевдо срока представления оферт.

При проведении закрытых торгов сообщение о предварительнойквалификации содержится в приглашениях, направляемых по решению организатораторгов или тендерного комитета непосредственно в адрес потенциальныхпретендентов.

4.1.3. Процедура разработки тендерной документации изложенав "Методических рекомендациях по подготовке тендерной документации напроведение подрядных торгов", разработанных А.О."ЦНИИпроект" иодобренных Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России.

4.1.4. Процедура проведения предварительной квалификациипретендентов изложена в "Методических рекомендациях по проведениюпредварительной квалификации претендентов на участие в подрядных торгах",разработанных А.О."ЦНИИпроект" и одобренных Межведомственнойкомиссией по подрядным торгам при Госстрое России.

4.1.5. Распространение тендерной документации по запросампретендентов осуществляется секретариатом тендерного комитета в соответствии синструкцией, разработанной и утвержденной тендерным комитетом.

4.1.6. Разработка оферт претендентами осуществляетсясамостоятельно или с привлечением инженерно-консультационных фирм всоответствии с "Инструкцией оферентам", изложенной в"Методических рекомендациях по подготовке тендерной документации припроведении тендерных торгов", разработанных А.О."ЦНИИпроект" иодобренных Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России.

4.2. Процедуры этапа проведения подрядных торгов, оценкиконкурсных предложений и выявление победителя.

4.2.1. Приемка оферты осуществляется тендерным комитетом влице его секретариата или уполномоченного им лица с немедленной ее регистрациейв специальной книге.

Оференту, представившему оферту нарочным, выдается расписка,подтверждающая прием и регистрацию его оферты.

Оференту, представившему оферту с использованием другихвидов связи, высылается уведомление, подтверждающее получение и регистрацию егооферты.

Оферты, представленные оферентами, хранятся вместе с книгойо регистрации в опечатанном сейфе под ответственность лица, осуществляющегоприемку оферт.

Ответственность за сохранность представленной документациинесет тендерный комитет.

Оферты принимаются в двух конвертах. Во внешнем конвертесодержатся заявка на участие в торгах, копия платежного документа,подтверждающая внесение первого задатка, и внутренний конверт, в которомнаходятся предложения претендента-оферента и банковская гарантия.

Внутренний конверт должен быть запечатан претендентом намомент подачи оферты.

При приемке оферты секретариат тендерного комитетапроверяет полноту внешнего конверта.

Если во внешнем конверте оферты отсутствует один изуказанных выше документов (заявка, копия платежного документа о внесениизадатка или внутренний конверт), тендерный комитет может принять решение оботказе в приемке оферты.

Принятие решения об отказе в приемке оферты осуществляетсяна заседании тендерного комитета по докладу секретариата и оформляетсяпротоколом.

Секретариат высылает уведомление претенденту об отказепринять его оферту к регистрации с приложением протокола тендерного комитета.

4.2.2. Регламент проведения торгов.

Датой открытия торгов является дата официальной публикацииобъявления в средствах массовой информации (для открытых торгов) либо дата рассылкиофициальных приглашений участникам торгов по почте или телефаксу (для закрытыхторгов).

Срок подачи тендерных предложений (оферт) устанавливаетсятендерным комитетом и указывается в объявлении об открытии торгов.

Тендерный комитет определяет дату закрытия торгов, час иместо вскрытия конвертов, сроки рассмотрения оферт. Полученные после закрытияторгов оферты не рассматриваются и возвращаются претендентам без вскрытияконвертов. Участники торгов не могут вносить изменения по своей инициативе илиотзывать свое тендерное предложение до завершения торгов. В противном случаезадаток претенденту не возвращается.

Срок рассмотрения оферт определяется тендерным комитетом смомента вскрытия конвертов. При рассмотрении предложений устанавливается ихсоответствие требованиям тендерной документации, проверяется наличиенеобходимых документов и правильность их оформления.

После получения уведомления победитель обязан внести второйзадаток на расчетный счет заказчика в срок, устанавливаемый тендернымкомитетом.

В случае невнесения победителем второго задатка вустановленный срок организатор торга может отменить присуждение заказа данномупобедителю.

После внесения победителем второго задатка между заказчикоми победителем торгов заключается контракт на условиях, содержащихся в тендернойдокументации и оферте победителя. При подписании контракта по взаимовыгодномусогласию в него могут быть внесены и иные данные, не изменяющие условия,содержащиеся в тендерной документации и оферте победителя.

Заказчик не имеет права вести какие-либо переговоры попредмету торгов с участниками торгов или с другими лицами с момента объявленияо проведении торгов до момента заключения контракта.

Если в ходе переговоров с победителем торгов претендентвыдвигает неприемлемые условия, тендерный комитет по согласованию с заказчикомвправе начать переговоры с претендентом, занявшим последующее место.

После проведения торгов заказчик (организатор торгов)возвращает сумму задатка претендентам в течение установленного срока с моментаобъявления победителя торгов. Этот срок не может превышать пять банковскихдней.

Заказчик не возвращает участнику задаток, если последнийотзовет оферту или изменит ее содержание в процессе проведения торгов.

Заказчик не возвращает победителю задаток, если оноткажется заключить контракт на условиях, изложенных в тендерной документации.

Торги могут быть объявлены тендерным комитетомнесостоявшимися, если:

до момента окончания срока закрытия торгов не поступило ниодной оферты;

все представленные оферты не содержат банковских гарантий.

В случае, если все представленные оферты не соответствуютусловиям тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но имеютотрицательный результат. В этом случае заказчик может назначить повторныеторги.

Организатор торгов (тендерный комитет) не принимаетпретензий оферентов и не несет имущественной или иной юридическойответственности перед ними при объявлении торгов несостоявшимися или имеющимиотрицательный результат. В этом случае только залог подлежит возвратуоферентам.

4.2.3. Вскрытие оферт и их экспертиза.

Вскрытие внутренних конвертов производится на заседаниитендерного комитета, проводимом согласно регламенту его работы, секретариатомэтого комитета при наличии полномочного состава тендерного комитета (кворума).

На данном заседании тендерный комитет с помощью экспертовудостоверяется в полноте представленных документов во внутреннем конверте,соответствии их основным требованиям тендерный документации. Любая другаяинформация по каждому претенденту не оповещается, если это не предусмотрено втендерной документации.

В случае полного соответствия представленной офертыусловиям тендерной документации оферта претендента принимается к рассмотрению.Претендент принимает статус оферента.

Если представленная оферта не соответствует требованиям,содержащимся в тендерной документации, и исправление недостатков меняетпредложение оферента, указанная оферта не подлежит рассмотрению, чтофиксируется в протоколе заседания тендерного комитета.

При обнаружении тендерным комитетом недостатков впредставленной оферте, не меняющих предложения оферента, тендерный комитетвправе требовать от оферента приведения представленных документов всоответствие с требованиями и сроками, предусмотренными в тендернойдокументации, что фиксируется в протоколе заседания комитета.

В случае неприведения оферты в соответствие с требованиями,содержащимися в тендерной документации, указанная оферта не подлежитрассмотрению, что фиксируется в протоколе следующего заседания тендерногокомитета.

В зависимости от сложности объекта и предмета торговтендерный комитет устанавливает соответствующий срок экспертизы оферт, которыйне может быть более 6 месяцев с момента вскрытия внутреннего конверта.

Срок экспертизы оферт объявляется на первом заседаниитендерного комитета.

Тендерный комитет в процессе рассмотрения оферт экспертнымигруппами имеет право пригласить оферентов для дачи разъяснений, запрашивать уних и из других источников дополнительные сведения, подтверждающие присланнуюинформацию.

Оферент не вправе самостоятельно вносить любые изменения всвои оферты в процессе торгов и после принятия их оферт для рассмотрения.

Если оферент отзывает свою оферту после ее регистрации, емуне возвращается внесенный задаток.

В случае изменения регламента проведения торгов, все лица,которые должны быть извещены об этом, должны быть своевременно уведомлены темже способом, каким происходило объявление о торгах.

При проведении гласных видов торгов допускается участиеоферентов или их представителей в процедуре их проведения.

В случае отсутствия предложений, удовлетворяющих тендерныйкомитет, последний может принять решение о закрытии торгов или о проведенииповторных торгов.

4.2.4. Порядок оценки тендерных предложений.

Оценка тендерных предложений проводится в течениеопределенного срока, установленного регламентом работы тендерного комитета.Участники торгов или их представители не вправе присутствовать при оценкеоферт. В ходе оценки тендерный комитет имеет право вызывать претендентов длядачи пояснений.

Выбор победителя определяется критериями, содержащимися втендерной документации. Перечень показателей (критериев), их оценка,методический подход к оценке оферты в целом и выбору лучшего предложенияразрабатываются тендерным комитетом (или инженерной фирмой по его заявке) изависят от особенности объекта, специфики предмета торгов, задач, целей,поставленных заказчиком.

Во внимание также могут приниматься дополнительныетехнические, организационные и коммерческие предложения, представленныеоферентами, а также их деловая репутация.

Анализ и оценка поданных предложений осуществляютсятендерным комитетом или отдельно привлекаемыми экспертными группами(экспертами) в установленный тендерным комитетом срок в зависимости отстоимости объекта и предмета торгов согласно регламенту работы тендерногокомитета.

Определенную помощь в работе тендерных комитетов могутоказать "Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшегопредложения из представленных на подрядные торги", разработанная авторскимколлективом Межрегионального научно-методического центра ценообразования встроительстве ЦНИИЭУС Госстроя России и одобренные Межведомственной комиссиейпо подрядным торгам при Госстрое России.

Информация о рассмотрении и оценке оферт не сообщаетсялица, официально не имеющим отношения к процедуре оценки. Члены тендерногокомитета и привлеченные эксперты несут ответственность за разглашение даннойинформации.

4.2.5. Принятие решения тендерным комитетом.

Решение тендерного комитета о выборе победителя торговпринимается простым большинством голосов от числа членов, присутствующих назаседании тендерного комитета полномочного состава и оформляется протоколом.

В случае равенства голосов принимается решение, за котороепроголосовал председатель (представитель заказчика) тендерного комитета, еслине предусмотрено утверждение решения заказчиком (организатором торгов).

Тендерный комитет извещает участников о результате торгов всроки, предусмотренные в тендерной документации (не более чем в недельный срок)и возвращает им задатки, кроме победителя.

4.2.6. Утверждение результатов торгов.

Протокол о результатах торгов тендерный комитетпредставляет заказчику либо по его поручению организатору торгов на утверждениев трехдневный срок после принятия соответствующего решения.

Заказчик - организатор торгов в недельный срокрассматривает представленный протокол и соответствующие необходимые документы ипринимает решение об утверждении (неутверждении) результатов торгов.

Протокол заседания тендерного комитета, представленный наутверждение заказчику, должен содержать:

наименование объекта;

предмет торгов;

стоимость подряда;

сроки реализации проекта;

наименование победителя;

перечень оферентов;

заключение экспертов по представленным для оценки офертам;

результаты оценки;

состав тендерного комитета.

В случае неутверждения результатов торгов заказчикнаправляет в тендерный комитет мотивированное решение.

Заказчик при рассмотрении протокола о результатах торговможет принять решения:

о проведении повторных торгов;

об утверждении победителя торгов и приглашении его наподписание протокола о намерениях по заключению подрядного договора;

об утверждении победителя торгов и приглашении его кпроцедуре подготовки и подписанию подрядного договора на предмет торгов.

4.3. Заключение контракта.

4.3.1. Победитель торгов имеет право на заключениеконтракта с заказчиком на условиях, изложенных им в оферте, составленной всоответствии с тендерной документацией.

При подготовке контракта рекомендуется пользоваться"Основными положениями порядка заключения и исполнения государственныхконтрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральныхгосударственных нужд в Российской Федерации", утвержденными постановлениемСовета Министров - Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года N812 и "Руководством по составлению договоров подряда на строительство вРоссийской Федерации", одобренным Минстроем России 27 мая 1993 года.

Время подготовки контракта не должно превышать тридцатьдней.


   
Справочник ГОСТов, ТУ, стандартов, норм и правил. СНиП, СанПиН, сертификация, технические условия

Выставки и конференции по рынку металлов и металлопродукции

Установите мобильное приложение Metaltorg: